Мария Курц
Пескография как средство адаптации детей раннего возраста к новым условиям
▼ Скачать + Заказать документы
Пескография как средство адаптации детей раннего возраста к новым условиям
Курц Мария Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ детского сада№ 39
Кировского района Санкт-Петербурга
Ещё К. Д. Ушинский подметил, что «лучшая игрушка для ребенка - куча песка».
Ребё нку часто приходится слышать от взрослого: «Не ломай!», «Не трогай!», «Сломаешь!» и другое. А песок – совсем другое дело! Свобода! Построил – разрушил, нарисовал – стёр или засыпал и твори заново!
Публикация «Пескография как средство адаптации детей раннего возраста к новым условиям» размещена в разделах
Пескография (или рисование на песке) непосредственно связана с игровыми потребностями ребёнка третьего года жизни, ведь, ведущим видом его деятельности является предметная, мышление – наглядно-действенное, плюс сензитивный период для сенсорного развития малыша.
Конечно, песок увлекает ребёнка своей структурой, сыпучестью, пластичностью, возможностью бесконечного экспериментирования и открытий в познании этого большого мира.
За 5 лет моего опыта педагога по работе с детьми раннего возраста я убедилась, что метод пескографии уникален в реализации многих педагогических и психологических задач, но главное – помогает ребёнку с лёгкостью пройти такой сложный период в его жизни, как адаптация к детскому саду. Эмоциональная сфера двухлетнего ребёнка неустойчива, основана на непосредственном ситуативном восприятии «здесь и сейчас», да, ещё и разлука с мамой добавляет множество переживаний крохе. Песок играет роль релаксатора, уравновешивающего внутреннее состояние малыша, позволяет развивать его эмоциональный интеллект. На основе методики «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьевой и практических рекомендаций «Пишем, рисуем на песке» М. Вейца. я разработала и реализую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Малышок». Данная Программа имеет художественную направленность. Адресат Программы: дети раннего и дошкольного возраста, 2-3, 3-4 лет.
Актуальность. Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Следствием авторитарности взрослых у детей развивается неуверенность, которая проявляется в смущении, робости, неловкости. Используя модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком, релаксационные упражнения, связанные с напряжением и расслаблением, тёплых взаимоотношений между участниками во время игр с песком, для детей с такими особенностями, я обеспечиваю им психологическую защищенность и создаю психологический комфорт. Тем самым вызываю у каждого ребенка доверие, эмоциональный отклик, формирую правильное отношение к себе, к окружающим детям.
Особенности Программы. Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. В Программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
В раннем возрасте, как говорят, «речь находится на кончиках пальцев». Происходит стремительный скачок в речевом развитии: пассивного и активного словаря, формировании звукопроизношения, также, ребёнок учится составлять простые фразы. И тут песочная игра, как нельзя, кстати: мы можем рисовать всеми пальчиками, каждым отдельно, можем кулачком, ребром ладошки, можем вместе двумя ручками (а значит, работают оба полушария головного мозга одновременно). Да ещё, при этом детские ладошки массажируются самим песком! Да-да, вот оно, то самое развитие мелкой моторики. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект.
А Вы думали когда-нибудь о рисовании на песке, как здоровьесберегающей технологии? Вот примеры упражнений и игр с песком, направленные на сохранение и сбережение здоровье малыша:
* дыхательные упражнения: попросить ребёнка сдуть песочек, чтобы он увидел под ним забавную картинку;
*упражнения с массажным мячиком (су-джок) : предложить ребёнку покатать мяч по песку (одной или двумя руками, посмотреть, какие следы оставил наш «ёжик»;
*массаж песочной струёй (упражнение «песочный дождик») : набрать горсть песка, посыпать себе поочерёдно на обе стороны ладошки;
* цветотерапия: если у Вас есть световой стол для работы с песком. В зависимости от Вашей цели или сюжета игры – можно менять подсветку стола (цвет настроения, либо использовать цветной песок для игры – это может быть кинетический песок, либо подкрашенная манка (для коррекции эмоционального состояния ребёнка и сенсорного восприятия);
*элемент массажа, сенсорного воспитания, экспериментирования с мокрым песком и водой : игра «Волшебники». Например, предложить ребёнку «стать волшебником» и изменить песок - намочить при помощи пульверизатора, попросить рассказать, что изменилось.
*упражнение на поднятие настроения, пальчиковая игра «Щекоташки» : предложить ребёнку «пощекотать» песочек (чтобы тому было веселее с нами играть, погладить его, сказать ему ласковые слова. Очень увлекает детей упражнение «Прятки» или «Сокровище» - суть его в том, чтобы предложить ребёнку спрятать или закопать в песке «секретик» (маленький камушек, бусину, игрушку, картинку) и самому откопать.
Ещё заметила, что дети бывают в восторге от игры с магнитами на песочном столе. Например, вариант игры «магнитная рыбалка» в песке (когда рыбки спрятаны в песке, ребёнок ловит их магнитной удочкой. Так же можно играть с магнитами-картинками.
Предложите ребёнку рассказать (конечно, с Вашей помощью) знакомую сказку на песке, проиграть сюжет при помощи набора небольших игрушек, например, «Колобок». Пусть ребёнок поможет Вам поставить следующего по сюжету сказки героя, нарисует дорожку для Колобка, а, может, вы вместе придумаете хэппи-энд для сказки!
По сути, любая песочная игра направлена на сбережение физического и /или психического здоровья малыша.
Организовывая игры с песком для детей, необходимо позаботиться о безопасности. Расскажите детям, какие правила есть в вашей «песочной стране». Например, мы с ребятами говорим речё вку:
Здесь песком нельзя бросаться –
Это может быть опасно!
Можно строить, рисовать,
Чужих построек не ломать!
Играя в песок с детьми раннего возраста, обязательно проговаривайте каждое действие, используйте художественное слово, песенки, потешки, стихи. Например, таким стихотворением я сопровождаю показ движений (метод «рука в руке») :
Нарисуем солнца круг,
После – лучики вокруг.
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
Или:
Мы заборчик нарисуем,
Сверху-вниз, сверху-вниз,
На него теперь подуем,
Он не падает – стоит!
Во время игр ребёнка с песком я стараюсь ставить тихое звуковое сопровождение – это может быть сборник «Классика для малышей» или детская музыка, но самое моё любимое – звуки природы: шум моря, дождя, пение птиц и другое. Умиротворяющие звуки, перебирание песка и игра с ним, пересыпание из одной ёмкости в другую, рисование хаотичных линий, подобранный цвет в подсветке песочного стола – всё это гармонизирует, уравновешивает психофизическое состояние ребёнка, снимает стресс и настраивает малыша на то, что у него всё получится и что всё будет хорошо!