Ольга К
Пескография, как инновационная технология развития детей дошкольного возраста
Пескография, как инновационная технология развития детей дошкольного возраста
Не каждый ребенок может работать кистью, фломастером или карандашом. Кому-то не удается справиться с линиями, кто-то не может правильно подобрать цветовую гамму. Но ведь известно много других техник рисования - рисование ватными палочками, ладошками, отпечатками, губкой, мятой бумагой, кляксография, штампиками и др. Одной из нетрадиционной техники рисования является и рисование песком – пескография. Это необычное и интересное занятие. Игра с песком – естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Чтобы стандартные формы обучения дали больший образовательный и воспитательный эффект, можно перенести некоторые занятия в песочницу.
Публикация «Пескография, как инновационная технология развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В системе дошкольного образования все чаще стала использоваться пескография, как инновационное направление в художественном развитии дошкольников. Пескография - это и оздоровительная процедура, и средство развития творческих способностей детей. Она развивает у детей мелкую моторику рук, художественные навыки и умения, образное мышление, фантазию, внимание, воображение, помогает детям концентрировать внимание и память. Во время рисования на песке у детей возникает ощущение волшебства, сказки, они проявляют исследовательский интерес и познавательную активность. Песок - та же краска, он прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Занятие пескографией развивает речь ребенка - важнейшую функцию психики. Если у ребенка богатый словарный запас, речь правильная, развитая, он может легко и свободно высказывать свои мысли, полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение же речи отражается на поведении и деятельности ребенка. Такие дети становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. И песочница - яркое и эффективное решение этого вопроса: развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта", совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка, более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное - речь и моторика.
Песок - прекрасный посредник между взрослым и ребенком для установления контакта. В играх с песком ребенок может выразить свои переживания.
Как я начинаю приучать детей работать с песком? Первое - это с знакомство со световым столом, песком, с правилами техники безопасности при работе. Создаю условия для получения первого опыта - рисования песком, создания тёмного и светлого фона. Показываю, как могут работать руки, сгребая и разгребая песок вокруг. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем. Детям очень нравится пропускать песок между пальцами, насыпать через воронку, просеивать через сито. Интересные следы на песке можно оставить при помощи палочек, стаканчиков, мячиков, формочек. Но лучше всего рисовать на песке пальцами, кулачками!
В первый год обучения рисуем пальцами линии, геометрические фигуры. В игровой форме знакомимся с пространственными представлениями. Создаё м рисунки на основе геометрических фигур: линий, круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника. Потом формируем художественные умения: обучаем детей приемам создания песочных картин. Начинаем рисовать с детьми с раннего возраста.
Практика показала, что рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью.