дана бем
Пескография (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
. Люди. Должны быть разного роста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего.
( для большего количества детей рекомендуется использовать ящик размером 100см: 140см:10см)
Публикация «Пескография (часть вторая)» размещена в разделах
Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д. ; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д., рыбы, насекомые. Увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи.
Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.
Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты, заборы и друге виды ограничений.
Различные детские наборы (Лего, Барби, киндер-сюрпризы и др.) помогут в подборе материиала это группы.
Расительный мир. Достаточно условная группа, здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов из наборов «Зоопарк». Их ожно изготовить и собственными руками.
Символические предметы. Наконец-то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам, привезенным с моря.
Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем реьенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартнх ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом, выделяется ритуал входа.
Ритуал входа.
С точки зрения автора, этот этап обязателен не только для психотерапевтической работы, но также и при проведении занятий. Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? при первом посещении песочницы, ознакомлении с ней мы, конечно, предлагаем готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или Царь пустыни, Принцесса Песчинка…. Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, или Золотой, или Песочный, но все равно верблюд. Прекрасно подходит образ черепахи, в том числе Тортиллы. Учитывая склонность современных детей старшего дошкольного возраста к ужастикам, полагаем возможным привлекать соответствующих тематике покемонов, бакуганов, трансформеров, биониклов и прочих монсров. Говоря о реальных жителях пустыни, можно использовать образы сусликов, тушканчиков, змей, известных своей мудростью и беспощадностью, ящериц и, учитывая вездесущность, птиц. Уверена, что вы поняли: выбор персонажа ограничивается лишь вашей фантазией. Безусловно, данная фигурка представляется участникам процесса соответствующим образом украшенная и одетая.
Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком. Попытаемся определить их:
- песок не разбрасывать;
- не сыпать;
- не есть;
- не разрушать постройки других;
- не заливать всю песочницу водой;
- не уносить игрушки.
Учитывая негативное отношение дошкольников к частице «не», неспособность многих детей следовать правилам, предлагаем вам поработать над приветственным словом «песчаного персонажа» к детям. Обращение может быть как поэтическим, так и прозаическим.
В дальнейшем ритуал входа может быть видоизменен, и правила поведения, положим, предлагается озвучить самим детям. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции.
Задания могут транслироваться как сказочным персонажем, так и педагогом в зависимости от елей занятия и ситуации.
Некоторые педагоги предлагают дополнять ритуал входа музыкальным сопровождением.
В структуре занятия на ритуал входа, как правило, отводится от 3 до 5 мин.
Основная часть.
Развитие мелкой моторики.
Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыш только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Тем не менее в ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Перечислим задания:
- действия с песком : сжать его в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то е двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д. ;
- отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусин, звездочки с погон). Причем первоначально предметы могут быть и довольно крупными, с учетом неразвитости детских пальчиков, например, каштаны, крупные пуговицы и фрагменты бижутерии, фигурки животных;
- определенный предмет;
- предметы с определенными характеристикаи (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы);
- охарактеризовать предметы расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, распосоженные в правом верхнем углу, расскажи о них;
- прикосовения к поверхности песка : прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем (ми).
Рисование на песке.
Дорожки. Начиаем с простых линий. «Дорожка для слоненка к его домику». Затем переходим к ломанным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности.
Заборчики, которыми огораживаем все, что лежит в песочнице.
Дожди. Еще одна возможность отработать вертикальные линии.
Лесенки. Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Следы. Вы можете предлагать оставить на песке следы вполне определенных существ. Например, следы бегемота или паучка или даже первые крупные капли дождя. Оставленные следы хорошо бы обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Затем, развивая воображение детей, можно предлагать оставлять следы несуществующих животных.
Волны. Являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так. Для разнообразия можно использовать название «змейки».
Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом.
В системе М. Монтессори есть упражнения с песком. Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости. Причем можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки. Все зависит от поставленной задачи.
Хтелось бы отметить, что сейчас рисование на песке активно разрабывается как особое направление изобразительной деятельности. Это, безусловно, будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка.
Ритуал выхода.
Сразу оговоримся, что помимо речи в песочнице можно развивать и математические представления, и когнитивные, и психические процессы.
Помимо представления о пространстве и ориентировке в нем песочница может служить стендом для решения математических задач, площадкой для формирования представлений об объеме.
Однако все хорошее рано или поздно заканчивается, как заканчивается выполнение всех запланированных педагогом заданий. И тогда сказочный персонаж, который приглашал детей к игре в песочнице, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «страну», привести ее в первоначальный вид. Можно использовать сюжеты «День – ночь», о котором упоминалось выше, или мотив приготовления к отдыху. В ходу выполнения практических занятий в песочнице мы открыли момент «прощания с песком». Дети трогательно гладят песок, смотрят на него, обещают вернуться вновь. С этого момента и начинается ритуал выхода.
Ритуал выхода необычайно важен с психологической стороны, особенно благодарность. Этого, как правило, не происходит в конце традиционной познавательной деятельности. Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.
Продолжительность ритуала выхода составляет 5-6 мин.