Галина Федосеева
Приложение 3 (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Практическая часть семинара
Первое задание родителям.
Детская игра невозможна без использования предметов. Это сюжетные игрушки и предметы – заместители. Умение использовать такие предметы воспитатель формирует с самого раннего возраста. При успешном развитии игровых умений ребё нок использует это в проблемной ситуации самостоятельно: что делать, если кукла хочет есть, а ложечки нет? Вместо ложечки ребёнок использует предмет напоминающий ложечку (палочку, карандаш и т. д.). Я предлагаю вам среди этих предметов выбрать те, что могли бы послужить в игре, заменяя игрушку и назвать в какой ролевой игре можно их использовать. Родители должны придумать необычное применение предложенных вещей (карандаш, кубик, коробочка, платочек, катушка из под ниток, ракушка, салфетка, пакет и т. д.). (На слайде можно показать правила использования предметов – заместителей).
Публикация «Приложение 3 (часть 3)» размещена в разделах
Правила использования предметов – заместителей.
• предметы – заместители должны быть безопасными.
• предметы - заместители должны иметь эстетичный вид и быть похожими на реальный предмет.
• предметы – заместители должны быть многофункциональными.
Можно дома завести копилку «Волшебных вещей» - безопасных предметов, которые дети могут использовать в необычном применении в ролевой игре.
Второе задание родителям
Чтобы быть полноправным партнёром ребёнка в игре, мы должны уметь придумывать, фантазировать. Давайте мы сейчас потренируем нашу фантазию и воображение, попробуем переключиться с реальной на воображаемую ситуацию. Используя волшебное «если бы», воспроизведём «биографии», «истории из жизни» наших предметов – заместителей. Например: если бы белая салфетка умела говорить, она рассказала бы, что когда – то она была прекрасным белым лебедем в сказке и каждое утро приплывала к девочке Маше, чтобы порадовать её новой историей – сказкой и т. д. Родители должны каждый попробовать придумать историю выбранного предмета, или его «биографию» и т. д.
Комментарий: сейчас мы познакомились с использованием предметов – заместителей, как важным условием развития и обогащения игры. Это способствует развитию воображения, познавательной активности.
Третье задание родителям
Очень важно уметь организовать игровую площадку и научить этому детей. Это умение необходимо, чтобы использовать любую окружающую обстановку для игры. Я предлагаю вам рассмотреть предметы (можно предложить картинки, слайды, которые могут находиться дома. Попробуйте придумать, как можно их использовать в игре, сюжете. Родители рассматривают предложенные предметы и связывают их с игрой. Например: стул – пень ;люстра – сказочная птица; ковёр – лесная полянка; комнатный цветок – волшебное дерево и т. д.
Комментарий: мы сейчас организовали игровую обстановку, для того, чтобы научить этому детей. Использование этого приёма способствует возникновению интереса к новой игре, или обогащению бытующей, развитию воображения, наглядно – образного мышления. Дети учатся согласовывать свои действия, договариваться.
Четвёртое задание родителям
Мы говорим о ролевой игре, поэтому хотелось бы остановиться на приёмах, которые мы используем в формировании ролевого поведения, взаимодействия в игре. Самое первое, чему учит воспитатель, это умению договариваться и умению вести диалог, предлагая игру и вступая с детьми в ролевое взаимодействие. Воспитатель, как партнёр должен стимулировать гибкое ролевое поведение, привлекая всё новые персонажи, чтобы включить в игру различные типы отношений. Главное на этом этапе – пример воспитателя. (Пример вступления воспитателя в игру, привлечения в игру новых ролей, их действия: Дети старшей группы играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришё л к ним на помощь: «В нашем гараже много разных машин, одному начальнику трудно будет справиться с работой. Нужны будут инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником).
Дети играли в игру «Моряки». Сергею надоело играть и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Сергею спросить разрешение у капитана, что тот и сделал, но капитан твёрдым голосом запретил ему. Сергей повиновался и вышел на берег только вместе с другими. В такой игре формируются такие качества, как коллективизм, умение согласовано действовать, при необходимости подчиняться. В обоих случаях действия воспитателя были правильными.
Тем же умением должен обладать и родитель, чтобы поддержать детскую игру, научить детей договариваться с друзьями в домашней игре, играя с ребёнком сам, просто беседуя с ребёнком об играх в детском саду.
На листочке – название игры. Кого бы вы включили в неё, т. е. назвать из каких ролей может состоять ваша с детьми игра, чем занимается тот или иной персонаж (т. е. ролевые отношения, о чём они могут вести диалог, объясните детям привлекательность каждой роли. Я раздаю листочки с названиями профессий. Родители должны назвать главные роли, дополнительные, кто, чем занят. Игры: «Больница», «Хлебозавод», «Школа», «Магазин», «Парикмахерская», «Стройка»
Комментарий: этот приём один из самых важных в обогащении, развитии ролевой игры. Хотя в нём осуществляется прямое руководство игрой, очень важен пример взрослого в примере правильного ролевого поведения. Родитель – партнёр, потому этот приём развивает в дальнейшем самостоятельные правильные действия детей.
Пятое задание родителям
Самый сложный, высокий уровень игры – сюжетосложение. Чтобы каждый ребёнок мог в игре реализоваться, и научился действовать согласованно, ему необходимо овладеть более сложным способом игры - совместным сюжетосложением.
Участие родителей в формировании этого умения – тоже игра, но иного плана. Это игра - придумывание. Надо начинать её не с совершенно новых сюжетов, а с расшатывания знакомых (эта работа поэтапная и начинается с изменения самых простых сюжетов). Давайте начнём со знакомой сказки – «Царевна – лягушка». Попробуем изменить её сюжет. Я начинаю: жил – был царь, было у него три сына. Надумал царь женить своих сыновей. Вышли молодцы в поле, пустили стрелы. Попала стрела старшего сына неизвестно куда, он пошёл её искать и не вернулся, улетела стрела среднего сына так далеко, он ушёл за ней и тоже не вернулся, а стрела Ивана – царевича попала во двор к царевне Несмеяне. И сказал ей Иван – царевич: не могу на тебе жениться, пока не найду своих братьев…. Давайте дальше придумывать вместе по цепочке, предавая волшебное яблочко друг другу.
Комментарий: сейчас мы познакомились с приёмом, способствующим формированию у детей умения складывать сюжет. С детьми, имеющими нарушения речи эту работу, следует начинать с изменения самых простых, коротких текстов, постепенно усложняя материал. Этот прием способствует развитию связной речи и словесно-логического мышления.
Наблюдая за поведением ребёнка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребёнка на выражение своих чувств и эмоций. Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях; демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.
Как преодолеть неуживчивость ребёнка, его отстранённость, неприспособленность к миру людей? По мнению психологов, есть только один выход из критического положения: взрослым следует установить с малышами тёплые, душевные отношения, проявит неподдельный интерес к его проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребёнка, но лишь при условии участия в них взрослых. Вы, уважаемые родители, побывали сегодня на «Планете Детства». На эту планету нам придётся вернуться ещё раз, потому, что мы поговорили только об одной важной части детства – ролевой игре. Немаловажны в развитии и воспитании ребёнка и дидактические и подвижные игры. Заканчивая наш семинар, мы надеемся на тесное сотрудничество с вами в развитии и воспитании наших детей. Чтобы всё сказанное воплотить в жизнь мы подготовили для вас памятки.