Бычкова Галина Стефановна
Первая зимняя экскурсия в парк в декабре (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Первая зимняя экскурсия в парк в декабре
Программные задачи. Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой (земля покрыта снегом, минусовая температура, солнце греет мало, деревья, кроме хвойных, стоят голые, зимой им не хватает тепла, света). Упражнять в различении деревьев в безлистном состоянии по коре, цвету коры. Учить видеть красоту зимнего парка. Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным.
Ход
Публикация «Первая зимняя экскурсия в парк в декабре (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк, посмотрим, какой он сейчас, что там изменилось с того времени, когда мы с вами там были.
(Рассматриваем изменения, произошедшие в парке после предыдущей экскурсии). Загадка.
Дел у меня немало, я белым одеялом
Всю землю покрою, лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня… (зима)
- Молодцы, правильно это зима.
(Читаю стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает»)
- Верно, это зима. Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе.
- А кто назовет зимние месяцы?
- Верно, декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы.
- Давайте вспомним признаки, приметы зимы (снег покрыл землю, стало холодно; кустарники, деревья в снегу, реки и пруды покрыты льдом. Солнце светит редко, низко стоит над землей, мало видно птиц).
- Как в народе говорят о декабре? (декабрь – «ночь года», «Декабрьский денек с воробьиный скок», «В декабре зима стеллит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»). Почему так говорят? Как называется явление, когда падает снег? (закрепляю слово «снегопад»).
(Читаю стихотворение Сурикова «Зима»)
- Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?
Не зверь – а воет (вьюга)
Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель)
(закрепляю с детьми слова «метель», «пурга», «вьюга»)
- Ребята, что вы видите на пальто, шапках во время снегопада? (снежинки). Загадка.
Я, как песчинка мала и землю покрываю.
Я из воды и сам ее рождаю.
Как пух лежу я на полях,
Блещу при солнечных лучах.
- Что это? (снег)
- Какой сегодня снег? Как это можно узнать?
- Какой бывает снег, когда его освещает солнце?
- Верно, он сверкает разноцветными огнями, блестит. Послушайте, как сказал А. С. Пушкин о снег:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
- Когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами? (скрип) А вы знаете, почему он возникает? У каждой снежинки есть личики, когда мы на них наступаем, лучики обламываются, и мы слышим скрип.
- Давайте походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет? Почему снег не скрипит в теплую погоду? А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? Подумайте. Верно, в большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика.
Отгадайте загадку:
Весной – весели. Летом – холодит.
Осенью – питает. Зимой – согревает. (дерево)
- Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой?
- Правильно, по коре, веточкам.
- Как можно узнать березу?
- Да, у березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли.
У березы, каждый знает,
Ствол зеленый не бывает.
- А как узнать тополь?
- Правильно, ствол у тополя зеленый.
- Чем отличается клен от ясеня?
У ясеня на ветвях висят целые гроздья узких плодов – крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом.
У них есть общая черта – все ветки у них расположены попарно.
- Ребята, посмотрите внимательно и найдите дерево не похоже на остальные деревья?
- Правильно, это сосна. Это единственное дерево, которое остается зеленым зимой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна.
(С. Есенин)
- Как можно узнать сосну зимой?
- Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.
- Почему сосну называют хвойным деревом?
- Что растет на сосне? (шишки)
- Что находится в них? (семена)
- Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер.
- Кто питается семенами сосны? (клесты, дятлы, белки, полевки, мыши)
- Ребята, что вы еще знаете о сосне?
- Как проводят зиму деревья и кустарники?
- Да, они спят, находятся в глубоком покое (закрепляю с детьми).
- Как дерево готовится к зиме?
- Осенью оно освобождается от листьев, под корой у него образуется защитный пробковый слой, а в стволах и ветках много крахмала – это запасы питания дерева на зиму.
- Для чего дереву кора? (она защищает дерево от холода)
- В середине зимы, если она морозная, деревья трескаются, при этом раздается звук, похожий на выстрел. Кора липы, клена имеют трещины в виде струн.
- Ребята, зимой мы можем наблюдать такое явление, как ветвепад. Как осенью деревья сбрасывают листья, так зимой он освобождаются от устаревших, высохших, надломленных веток, много их опадает от ветра.
- Нужно помнить, что на морозе, ветки хрупкие, легкие обламываются, поэтому обращаться с деревьями надо аккуратно.
Игра «Узнай по описанию» (узнавание дерева)
Дифференцированная оценка.