Олеся Лёвкина
Перспективный план работы с детьми подготовительного возраста «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Темы
игр-
экспериментов Программное содержание Материалы и оборудование
Сентябрь
4 неделя «Экскурсия
в детскую лабораторию» Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение).
Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории.
Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. Игрушка, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
Публикация «Перспективный план работы с детьми подготовительного возраста „Юный исследователь“» размещена в разделах
Октябрь
1 неделя «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус). Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;
чеснок в футляре,
кусочек апельсина; поролон с духами,
лимон.
Октябрь
2 неделя «Почему все звучит?» Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Октябрь
3 неделя «Прозрачная вода» Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет, с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.
Октябрь
4 неделя «Вода принимает форму» Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.
Ноябрь
1 неделя «Какие предметы могут плавать?» Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.
Ноябрь
2 неделя «Делаем мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой, стаканчики, вода, ложки, поднос.
Ноябрь
3 неделя «Подушка из пены» Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Ноябрь
4 неделя «Воздух повсюду» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Декабрь
1 неделя «Воздух работает» Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Декабрь
2 неделя «Каждому камешку свой домик» Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.
Декабрь
3 неделя «Можно ли менять форму камня и глины» Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Декабрь
4 неделя «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа.
Январь
1 неделя «Свет и тень» Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Оборудование для теневого театра, фонарь.
Январь
2 неделя «Замерзшая вода» Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Январь
3 неделя «Тающий лед» Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.
Январь
4 неделя «Разноцветные шарики» Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.
Февраль
1 неделя «Таинственные картинки» Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Февраль
2 неделя «Все увидим, все узнаем» Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.
Февраль
3 неделя «Песочная страна» Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Февраль
4 неделя «Где вода?» Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.
Март
1 неделя «Водяная мельница» Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.
Март
2 неделя «Звенящая вода» Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске.
Март
3 неделя «Угадай-ка» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала.
Март
4 неделя «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.
Апрель
1 неделя «Солнечные зайчики» Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) Зеркала.
Апрель
2 неделя «Что растворяется
в воде» Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.
Апрель
3 неделя «Что отражается в зеркале?» Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.
Апрель
4 неделя «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность. Совки, различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.
Май
1 неделя «Игры с песком» Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.
Май
2 неделя «Фонтанчики - радуга» Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. Пластиковые бутылки с дырочками.
Май
3 неделя
«Солнце дарит нам тепло»
Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла
Май
4 неделя Диагностирование детей