Музырева Наталья
Перспективный план работы кружка по изодеятельности в старшей группе на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы кружка :
Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования;
Расширение представлений о многообразии нетрадиционных техник рисования;
Совершенствование технических умений и навыков рисования.
Задачи программы
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Темочки:
- ИЗО. Планирование
- Изостудия, кружок ИЗО
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Принципы работы :
1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).
2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).
3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).
4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
5. Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).
6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
7. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
В работе используются следующие методы обучения:
1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).
2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).
3. Практические упражнения.
4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Режим:
Занятия будут проводиться 1 раз в две недели и длиться 20 минут. Всего представлены 18 занятий, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).
Здоровьесберегающие технологии
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковые игры со словами
• Гимнастика для глаз
• Физкультминутка, динамические паузы
Нетрадиционные техники рисования:
Оттиск поролоном или скомканной бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Средства выразительности: фактурность окраски.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы каждый пальчик вытирается салфеткой, затем гуашь легко стирается.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько слоев.
Используемые материалы:
Акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролон, печатки, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти.
Календарно – тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год.
Месяц № Тема Задачи Предварительные материалы Нетрадиционная техника
Сентябрь
1 «Подсолнухи» –упражнять в рисовании пальчиками и тычком жёсткой кистью;
–закрепить навыки рисования гуашью;
–развивать чувство композиции лист бумаги формат А-4 с нарисованным кругом и лепестками, чёрная тушь и зелёная гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации Рисование пальчиками и тычок жёсткой полусухой кистью.
2
«Золотая осень» –познакомить с приёмами печати листьями;
–развивать чувство композиции и ритма листы тонированной бумаги формата А-4, засушенные листья, гуашь жёлтого, красного, зелёного цветов, иллюстрации и эскизы Оттиск листьями
Октябрь 3 «Грибы в лукошке» –упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками;
–закрепить умение украшать предметы простым узором;
–развивать чувство композиции листы тонированной бумаги формата А-4, коричневая, красная, жёлтая гуашь, печатки, муляжи грибов, эскизы, корзинка для игровой ситуации оттиск печатками, рисование пальчиками
4 «В гости к лесным жителям» –познакомить с приёмами печати по трафарету;
–развивать чувство композиции;
–воспитывать аккуратность тонированный лист бумаги формата А-3, трафареты, гуашь коричневого, серого, оранжевого цветов, поролоновые тампоны, эскизы или иллюстрации печать по трафарету
Ноябрь 5 «На лесной поляне» –упражнять в печати по трафарету и печатании печатками;
–развивать чувство композиции тонированный лист бумаги формата А-4, трафареты, печатки, поролоновые тампоны, гуашь жёлтого, зелёного, серого, коричневого, оранжевого цветов оттиск печатками из ластика, печать по трафарету
6 «Осенние мотивы» –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках;
–развивать воображение, творчество все имеющиеся в наличии рисование пальчиками, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками, печать по трафарету
Декабрь 7 «Зимний лес» –упражнять в печати по трафарету;
–закрепить умение рисовать пальчиками;
–развивать чувство композиции лист бумаги формата А-3 (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – белая, белая и зелёная гуашь, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы рисование пальчиками и печать по трафарету
8 «Ёлочные игрушки» –упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек;
–закрепить умение тонировать рисунок акварелью;
–развивать чувство композиции вырезанные из плотной бумаги ёлочные игрушки, восковые мелки, акварель, кисти, гуашь, ёлка, нарисованная на ватмане, ёлочные игрушки акварель, восковой мелок
Январь 9 «Снеговичок» –закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование;
–учить дорисовывать картину со снеговиком;
–развивать чувство композиции лист плотной бумаги формата А-4 (тонированный, салфетка целая и половинка (белого цвета, клей, гуашь, кисти, снеговичок из ваты, эскизы комканье бумаги, скатывание, восковой мелок, акварель
10 «Украсим шарфик» –совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках;
–развивать воображение, чувство композиции, ритма вырезанный из плотной бумаги шарфик, жёсткая кисть, гуашь, печатки из ластика, иллюстрации и эскизы тычок, оттиск печаткой из ластика
Февраль 11 «Портрет зимы» –закрепить умение рисовать человека восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый);
–развивать цветовосприятие лист бумаги формата А-4, синий восковой мелок, акварель, листы бумаги, эскизы, иллюстрации восковые мелки, акварель
12 «Зимние мотивы» –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментированиии с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках;
–развивать воображение, творчество все имеющиеся в наличии рисование пальчиками, тычок, оттиск печатками, печать по трафарету, восковые мелки, акварель, скатывание бумаги
Март 13 «Открытка для мамы» –закрепить умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование;
–развивать чувство композиции, ритма
–воспитывать аккуратность лист бумаги формата А-3 (с приклеенными вазами, сложенный вдвое (тонированный, салфетки, клей, гуашь, кисти, восковые мелки, акварель, иллюстрации и эскизы скатывание бумаги, восковой мелок, акварель
14 «Цыплята» –закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали;
–развивать чувство композиции лист бумаги формата А-4 бледно- голубого цвета, жёлтые салфетки, клей ПВА, чёрный маркер, эскизы и иллюстрации комканье бумаги или обрывание
Апрель 15 «Путешествие в космос» –продолжать учить смешивать различные краски прямо на листе бумаги;
–закрепить умение печатать по трафарету;
–учить рисовать ракеты, летающие тарелки лист бумаги формата А-3, гуашь, кисти, трафареты звёзд, поролоновые тампоны, восковые мелки, акварель, эскизы и иллюстрации печать по трафарету, восковой мелок, акварель
16 «Путешествие в подводный мир» –совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках;
–закреплять умение смешивать краски;
–развивать воображение, чувство композиции, ритма лист бумаги формата А-3 (тонированный, гуашь, поролоновые тампоны, восковые мелки, акварель, кисти, трафареты, эскизы и иллюстрации печать по трафарету, восковой мелок, акварель
Май 17 «Портрет весны» –совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках;
–развивать воображение, чувство композиции, ритма лист бумаги формата А-4 (тонированный, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, печатки, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации все использованные техники
18 «Весенние мотивы» –совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках;
–развивать воображение, творчество все имеющиеся в наличии рисование пальчиками, тычок, оттиск печатками, печать по трафарету, восковые мелки, акварель, скатывание бумаги и обрывание
Список используемой литературы
1. Аксенова А. А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
2. Водинская М. В., Шапиро М. С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М., Теревинф,2006. – 23 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
4. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
7. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие. – М., ТЦ Сфера. – 2010. – 128 с.
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
9. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 1985. – 255 с.
10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. :ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000г