Валерия Пархоменко
Перспективный план работы кружка по правилам дорожного движения «Юные пешеходы» в средней разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Публикация «Перспективный план работы кружка по правилам дорожного движения „Юные пешеходы“ в средней разновозрастной группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Чтобы обучение было успешным и непрерывным, составлена программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма под
названием «Юные пешеходы». В программе учитывается системный подход к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Организация кружковой работы предполагает достичь следующих результатов: обучить детей безопасному поведению, привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Задачи.
1. Учить детей правилам поведения на улице.
2. Обучать элементарной дорожной грамотности.
3. Расширять знания о правилах поведения на дороге.
4. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
5. Формировать культуру поведения в общественном транспорте.
6. Знакомить с основными дорожными знаками.
7. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
8. Учить отличать друг от друга различные виды транспорта.
9. Учить понимать и употреблять в речи новые понятия.
10. Развивать речь детей.
Методы и приёмы руководства.
1. Беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений.
3. Рассматривание иллюстраций, плакатов.
4. Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.
5. Проведение выставок рисунков и поделок.
5. Целевые прогулки с наблюдениями по теме.
6. Инсценировки.
Используемая литература.
1. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М. ,2006.
2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. - М., 2005.
3. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.
4. Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М. ,2006.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.
6. Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. -М., 2006.
7. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.
8. Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991.
9. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.
10. Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980.
11. Миронова С. О. О профилактике дорожно-транспортного травматизма. - М. : Дошкольное воспитание, №2, 1983.
12. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. – М. : Просвещение, 1995.
13. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.
14. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.
План работы
Сентябрь
1. Тема: «Машина»
2. Тема: «Грузовая машина»
3. Тема: «Какой бывает транспорт»
4. Прогулка. Тема:«Наблюдение за легковым и грузовым транспортом»
Учить называть составные части машины: руль, колёса; развивать восприятие цвета.
Учить отличать грузовые машины от других; дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки.
Формировать у детей понятие о различных видах транспорта, о правилах поведения в транспорте.
Продолжать формировать у детей понятие о различных видах транспорта; развивать внимание, наблюдательность.
НОД «Принимаем в гостях куклу Машу».
Д/игра «Цветные автомобили».
Беседа «Грузовая машина».
П/игра «Машины».
Беседа, рассматривание. иллюстраций «Виды транспорта».
Наблюдение за транспортом.
Чтение стихотворения Я. Пишумова «Машины».
Октябрь
1. Тема: «Знакомство с улицей».
2.3. Тема: «Узкая и широкая дороги на улице».
4. Прогулка. Тема: «Наблюдение за транспортом».
Уточнить представления детей об улице; закрепить знания о видах транспорта; знакомить с правилами поведения на улице; развивать речь дошкольников.
Учить различать узкие и широкие дороги на улице; дать понятие об их назначении.
Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного
движения;
развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Беседа по картине «Улица города».
Чтение книги
М. Приходкина «По улицам города»
Беседа по теме.
Конструирование разных по ширине дорог.
Наблюдение за транспортом.
П/и «Воробушки и автомобиль»
Ноябрь
1. Тема: «На чём ездят люди».
2.3. Тема: «Что такое трамвай».
4. Прогулка. Тема: «Наблюдение за пассажирским транспортом»
Закрепить знания детей о назначении грузовых и легковых машин; дать понятие об автобусе (пассажирский транспорт).
Познакомить с особенностями такого транспорта, как трамвай; учить отличать его от других; продолжать работу по закреплению знаний о транспорте.
Формировать понятие о сельских видах транспорта; о безопасном поведении на дорогах села.
Рассматривание сюжетных картинок по теме.
Беседа «Едем в автобусе».
Беседа «Знакомство с трамваем» .
П/и «Трамвай».
Лепка «Колёса для машин».
Рассматривание сюжетных картинок с изображением пассажирского транспорта. Разгадывание загадок.
Декабрь
1. Тема: «Светофор».
2.3. Тема: «Осторожно – дорога».
4. Прогулка. Тема: «Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке)
Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить значение его световых сигналов и учить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.
Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.
Закреплять знания детей о работе светофора; знания правил перехода улицы; развивать разговорную речь. Чтение стихотворения О. Масловой «Три чудесных цвета».
Беседа «Друг на дороге».
НОД «Красный, жёлтый, зелёный».
Аппликация «Мой друг – светофор».
Игра-соревнование «Водители на старт!»
Беседа «Светофор». Дидактические игры «Узнай и назови», «Светофор»
Январь
1. Тема: «Правила поведения на тротуаре».
2. Тема: «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы».
3. Прогулка. Тема: «Прогулка пешехода в зимнее время года».
Февраль
1.2. Тема: «Дорожные ситуации».
3. Тема: «Где можно и где нельзя играть».
4. Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»
Формировать у детей представление о значении нового слова: «тротуар»; учить правилам дисциплинированного поведения; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.
Формировать представления детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге
Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, рассказать о невозможности вовремя на ней затормозить.
Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.
Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактическая игра «Слушай – запоминай»
Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Рассматривание картинок опасных зон на пешеходной части улицы.
Загадки о транспорте.
Беседа о движении по дороге в зимнее время года.
Рассматривание иллюстраций о правилах поведения на улице в зимнее время года.
Рисование на тему: «Быстро крутятся колёса»
Рассматривание иллюстраций по теме.
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры и пешеходы»
Дидактическая игра «Почему?»
Чтение стихотворения О. Бедарева «Если бы»
Март
1.2. Тема: «Что такое пешеходный переход».
3. Тема: «Как правильно переходить улицу».
4. Прогулка. Тема: «Здравствуй, улица».
Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; формировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Продолжать знакомить детей с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.
Рассматривание
иллюстраций пешеходного перехода.
Аппликация «Пешеходный переход».
Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Подвижная игра-соревнование «Перейди улицу»
Загадки по правилам дорожного движения
Апрель
1.2. Тема: «Катание на велосипеде (самокате, роликах)».
3.4. Тема: «Влиятельная палочка».
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; воспитывать умение быть вежливым, внимательным.
Рассматривание
иллюстраций по теме, сюжетных картинок с изображением различных ситуаций.
Набор плакатов «Дорога на зелёный свет».
Рассматривание изображения регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макета светофора.
Чтение произведения
С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»
Май
1. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
2. Тема: «Мой адрес»
3. Развлечение
Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков».
Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его местожительство; расширять кругозор; развивать осторожность, внимание, память.
Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Рассматривание
сюжетных картинок с изображением различных ситуаций.
Дидактическая игра «Почему?»
Рассматривание
сюжетных картинок с изображением различных ситуаций.
Дидактическая игра «Зажги свой огонёк!»