Галина Григорьева
Перспективный план работы фольклорного кружка «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
фольклорного кружка
«Жаворонки»
для детей старшего дошкольного возраста
руководитель: Григорьева Г. А.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины; знакомство с разными видами народного искусства.
Время проведения: вторая половина дня, один раз в неделю по 25 минут
Месяц Тема занятия и цель
Публикация «Перспективный план работы фольклорного кружка „Жаворонки“» размещена в разделах
Сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие!»
Цель: познакомить детей с Хозяйкой «русской избы», с ее обитателем домовенком Кузей. Вызвать у детей интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия. Правильно передавать ритмический рисунок при разучивании песни «Наша-то хозяюшка»
2. «Что летом родиться – зимой пригодиться»
Цель: Закреплять знания детей о летних месяцах, явлениях природы, вспомнить летние обрядовые праздники (Троица, Семик). Использовать устный фольклор : пословицы, поговорки. При повторении летних закличек обратить внимание на правильное произношение текста.
3. «Хозяйкины помощники»
Цель: познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Разучивание народной песни «Пошла млада за водой». Закрепление приставного шага при обыгрывании песни.
4. «Веснушка – осень – сноп последний косим»
Цель: расширять знания детей об осенних календарных праздниках. Пополнять словарный запас народных названий «сентябрь-листопадник». Закрепление хороводного шага при разучивании хоровода «Осень – гостья дорогая»
Октябрь 1. «Хлеб – всему голова»
Цель: знакомство со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки). Воспитывать уважение к труду хлебороба. Разучивание заклички «Пшеница, родись». Правильно произносить слова и фольклорные обороты : «жеменька», «мерка».
2. «Великий Покров»
Цель: знакомить детей с народным календарем: праздник Покров. Показать, какое значение имел народный календарь в жизни крестьянина. Пение хоровода «На горе-то калина». Выполнять движения в соответствии с текстом песни.
3. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Цель: знакомство детей с русской печью и всей относящейся к ней домашней утварью (чугунком, ухватом, кочергой). Научить детей правильно пользоваться этими предметами, побеседовать о том, какие блюда готовили в русской печи, какую посуду использовали. Учить детей правильно выполнять хороводный шаг в хороводе «На горе-то калина».
4. «Русская народная игрушка»
Цель: познакомить детей с историей глиняной дымковской игрушки. Рассказать о деревянной игрушке - матрешке. Развивать творческую фантазию в придумывании рисунка сарафана для матрешки. При исполнении хоровода «На горе-то калина» обратить внимание на правильное произношение текста.
Ноябрь 1. «К худой голове своего ума не приставишь»
Цель: познакомить детей с народным фольклором о труде, лени, уме, глупости. Показать, как простой русский народ ценил значение знаний. Учить петь детей народные песни с сопровождением народного инструмента и без него.
2. «Гончарные мастеровые»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, с древней профессией гончара. Учить сравнивать глиняную посуду (кувшин, кринка, миска) с другими видами посуды. Отметить, какое значение имеет глиняная посуда в народном фольклоре, привезти примеры из сказок и песен. Воспитывать уважение к рабочей профессии, познакомить детей с жанром фольклора – трудовые песни.
3. «Придумай узор для платка»
Цель: Закрепить знания детей о ручной набойке как об одном из видов искусства. Закрепить умения детей создавать узор, учить подбирать красивые сочетания. Звучит русская народная песня «Ах вы, сени».
4. «Вершки и корешки»
Декабрь 1. «Зима – не лето, в шубу одето»
Цель: закреплять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. Учить исполнять песни-заклички (зимние). Вспомнить народные сказки о зиме. При пении закличек правильно произносить текст.
2. «Сошью Маше сарафан».
Цель: познакомить детей с женской русской народной одеждой, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: сермяга, телогрейка, кушак. Учить детей понимать и любить старину. Учить обыгрывать народную песню «Во кузнице».
3. «Ходит сон близ окон»
Цель: познакомить детей с жанром колыбельной песни и пестушками. Учить детей петь эти песни напевно, нежно, ласково. Развивать навык исполнения произведения без аккомпанемента.
4. «Золотое веретено»
Цель: познакомить детей с предметами обихода в «русской избе» : прялкой, и веретеном. Показать, как ими пользовались в старину. Напевать детям песни, которые пелись за работой. Продолжать разучивание «Русского танца». Учить правильно выполнять дробный шаг.
Январь 1. «Пришла Коляда накануне Рождества»
Цель: провести беседу об одном из самых главных обрядовых праздников Рождестве, о святочных гаданиях. Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты. Готовить с детьми фольклорный праздник – Рождество.
2. «Хороший город Городец»
Цель: познакомить детей с народным художественным промыслом – Городецкой росписью. Отметить традиционные особенности промысла, учить составлять узоры из готовых форм, уметь отмечать городецкую роспись от хохломской. Использовать во время работы пословицы и поговорки о мастерстве.
3. «Живет в народе песня»
Цель: рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, свдебные, календарные и обрядные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить петь песню без аккомпанемента и под народные инструменты (баян).
4. «Роспись полотенца»
Цель: Закрепить знания детей о таком виде искусства как вышивка. Вызвать желание рисовать узор из геометрических фигур, располагать узор ритмично, красиво сочетать цвета. Познакомить с народными играми «Узелок», «В холсты»
Февраль 1. «Русская народная игрушка»
Цель: Побеседовать о русских игрушках: кукле, матрешке, игрушке-тарарушке. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Научить детей делать тряпичную куклу. Уметь обыгрывать игрушки, используя народные песенки и потешки.
2. «Как человек огонь приучил»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о роли огня в жизни. Муз. игра «Пожарные на учении»
3. «Во дни торжеств и бед народных»
Цель: рассказать детям о воинах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Вспомнить поговорки о храбрости и смелости, выучить солдатскую песню «Солдатушки – бравы ребятушки»
4. «Гжель прекрасная»
Цель: познакомить детей с народным промыслом Гжель, Развивать эстетическое восприятие. Учить рисовать гжельские узоры. Совершенствовать умение петь в хороводе.
Март 1. «Ой, ты, Масленица»
Цель: подготовка к фольклорному празднику Масленица. Рассказать детям о зарождении праздника, традициях, особенностях. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Сделать куклу Масленицу.
2. «При солнышке - тепло, при матушке – добро»
Цель: побеседовать о маме, материнской любви, доброте, верности. Использовать пословицы и поговорки, народную песню «Матушка моя». Учить детей ходить змейкой во время пения.
3. «Весна, весна, поди сюда!»
Цель: познакомить детей с весенними закличками, объяснить детям особое значение календарных песен в жизни крестьянина. Познакомить с дидактической игрой: «Какие краски и для чего нужны Весне». Развивать фантазию детей при выполнении коллективной аппликации «Пришла Весна».
4. «Шутку шутить – людей насмешить»
Цель: познакомить детей с потешным фольклором (потешки, небылицы, докучные сказки, привлечь к участию в занятии обитателя «русской избы» домовенка Кузю. Побуждать детей к самостоятельному сочинению небылиц. Учить тройному притопу в танце.
Апрель 1. «Трень-брень, гусельки»
Цель: познакомить детей с народными инструментами – гуслями, балалайкой, показать их красоту звучания. Пение хороводных песен в сопровождении этих инструментов.
2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Цель: познакомить детей с русским обрядом чаепития, историей самовара и тульских пряников. Учить обыгрывать народные песни.
3. «Русская свистулька»
Цель: познакомить детей с глиняной свистулькой, поиграть на ней. Вылепить свистульку из глины. Повторить тройной притоп.
4. «Красная горка»
Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Учить детей играть в словесные игры. Пение частушек.
Май 1. «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать»
Цель: познакомить детей с различными способами глажения белья, с предметами обихода, которые использовались при глажении (утюгом на углях, валиком). Познакомить детей с загадками, пословицами, поговорками.
2. «Русский колокольчик»
Цель: познакомить детей с валдайским колокольчиком. Научить на них играть, использую фольклорный словарь : болтала, бубенцы, глухари, поддужные колокольчики. Развивать звуковысотный слух. Исполнять песню, подыгрывая на колокольчиках.
3. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко»
Цель: вспомнить народные песенки, потешки, сказки, загадки, пословицы, в которых упоминается красное солнышко, как велика роль солнца в жизни человека. Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.
4. «Веселая викторина»
Цель: отгадывание знакомых фольклорных произведений, по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе.