Оксана Кайнова
Перспективный план по экологии (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Задачи программы:
• познание разнообразия растений, животных, сезонных явлений,
• развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы,
• формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе, формирование знаний об особенностях жизни живых существ.
Данная парциальная программа направлена не только на познавательное, экологическое развитие дошкольников, но она тесно связана и с другими образовательными областями.
Речевое развитие:
Публикация «Перспективный план по экологии (старшая группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
- развитие связной речи - составление и слушание рассказов, рассуждения, описание;
- развитие диалоговой речи, умение формулировать вопросы и гипотезы, строят предположения
Художествненно-эстетическое развитие
- слушание музыкальных произведений;
- рассматривание произведений художников - живопись, графика, фотоальбомы;
- эстетические переживания - наблюдение красоты природы в разное время года (рисунки, создание своих творческих изделий).
Социально-коммуникативное развитие
- дети учатся сопереживать всему живому, проявляют желание участвовать в практических делах по поддержанию комфортных условий для растений (полив, рыхление и подкормка земли, посев).
- Формирование социальной направленности личности ребенка, содействие освоению социальных ролей через обогащение сюжетно-ролевых игр экологическим содержанием.
-
Физическое развитие
- удовлетворение двигательной активности детей, формирование у них физических качеств через включение в деятельность подвижных игр с экологическим содержанием.
тема цель Количество детей и кто провел
сентябрь «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий.
, «Кто помогал цветам расти?», Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.
«Что было сначала, что будет потом?», Дети обсуждают, почему цветы выросли.
«Украсим группу, детский сад красивыми цветами». Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.
тема
октябрь «Овощи и фрукты на нашем столе».
Обобщить предст. об овощах, фруктах, ягодах средней полосы, уточнить условия роста и созр. (плодород. земля, влага, свет, тепло. Дать представления о пользе природных витаминов. Рассказ воспитателя о сельскохозяйственных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах
Хлеб. Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки (натуралист, очень любил природу, наблюдал ее, писал рассказы; в библиотеке много его книг). Расширять предст. о культурных злаках (пшеница, кукуруза, овёс Беседа – «Труд людей на фермах», «Девочка, наступившая на хлеб»
«О чем поведал колосок»
«Растения в нашем уголке природы».
) Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями.
Осень Познакомить с сезонными изменениями в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом, вести дневник наблюдения. Воспитывать любовь к родной природе. Беседа об осени «Осень, что о ней ты знаешь»
Наблюдения за изменениями в природе
Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
ноябрь Деревья и кустарники Закрепить знания детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к родной природе. Расширить представление детей о многообразии форм и цвета листьев различных деревьев. Наблюдения за деревьями на участке
Поздняя осень. Перелётные и зимующие птицы. Дать детям представления о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразие; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Наблюдения за птицами
Беседа «О тех, кто умеет летать».
Беседа на тему «Что мы знаем о птицах»,
Декабрь Дикие животные и их детёныши Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания, уточнять названия детенышей диких животных.
Беседа о том, как готовятся животные, к зиме
«Где живет медведь»
1. «Кто живет в лесу?».
Зима. Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширить словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы. Продолжительность светового дня. Расширить представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд
Беседа «Зимние приметы»
Наблюдение за изменениями в неживой природе
Беседа «Правила безопасности зимой
январь Домашние животные и их детёныши. Познакомить с домашними животными (корова, коза, лошадь и тд., закреплять названия домашних животных и их детенышей.
«Чистый воздух и вода богатство нашей страны»
Дать представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды (чистая вода, родники—это бесценный дар природы, воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека, солнца для жизни человека. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
. Беседы:
-Кому нужна вода?
-Как беречь воду?
Беседа «Зачем нам нужен воздух?»
Надувание мыльных пузырей
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды Игра "Как сосулька превратилась в воду
февраль Речные и аквариумные рыбы. Мир океана Расширять представления:- о рыбах, место обитания их;
Кому нужна вода»
Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются».
Игра "Мы весёлые рыбки
«Как люди помогают лесным обитателям».
«Прошла зима холодная» Формировать у детей представления о лосях, об их жизни
в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля
покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зим и. ой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый
по-своему – медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка – своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельност
март Подарок дорогому
человеку: маме, бабушке, сестренке».
«Как люди заботятся о своем здоровье весной» Воспитывать доброе отношение к близким людям.
Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его,ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.
Человек. Части тела Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, формирование представления о их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Формирование представлений о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах полезных для здоровья человека Беседа: «Предметы личной гигиены, как ими пользоваться?», «Если хочешь быть здоров закаляйся»,
«Когда я ем я глух и нем». Проблемные вопросы и ситуации: «Что будет, если мы не будем мыть руки».
Беседа о потребностях человека
Рассказ о вредных привычках
апрель Весна. Учить называть характерные признаки весны, устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды. Замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы. Наблюдение за солнцем, за облаками
Беседа «Куда ушел снеговик?»«Первые проталинки» «На нашей улице весна»
Наблюдение за ветками, поставленными в воду Беседа «Как поссорились март и февраль» Где будут первые проталинки?-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна
Огород на окне Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность—умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунках.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. В погоне за светом.
(О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 55, 57, 62.)
Беседа «Из чего можно вырастить растение?»
Посадка и циклические наблюдения за ростом лука (по двум признакам).*(первая неделя месяца)
Опытно-экспериментальная деятельность за ростом лука. (С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» -февраль, старшая группа); Горькова-90.
Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание
май Насекомые. Насекомые Расширить знание о многообразии насекомых. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз, жуков (божья коровка, находить различия во внешним виде бабочки и жука. Формировать обобщающие понятие «насекомые». Наблюдение за насекомыми на участке
Лето.
Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке. Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния – 22 июня. Наблюдение за насекомыми, растениями, облаками, солнцем, грозой
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П. Г. Саморуковой, М., «Просвещение», 1992.
2 О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург, «Детство—Пресс», 2006.
3 Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002.
4 Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002.
5 С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», М., «Мозаика—Синтез», 2005.
6 С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 2001
7 С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., «Просвещение», 2002
8 А. А. Вахрушеа, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова «Здравствуй, мир!», М., Баласс, 2003.
9 В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», Воронеж, ТД «Учитель», 2004
10 В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие., 2004
11 Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М., «Вако», 2005. 12)* С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», М. : Педагогическое общество России, 2005.
13 И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование», М. : Педагогическое общество России, 2003.
14 Листок на ладони. Под редакцией В. А. Степановой, И. А. Королева, Санкт-Петербург, «Детство—Пресс», 2005.
15 Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., ТЦ Сфера, 2005.
16 Мир природы и ребенок. (методика экологического воспитания дошкольников) под редакцией П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой, Санкт—Петербург, «Акцидент», 1998.
17 С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
18 О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации, М., «Мозаика-Синтез», 2005.