Получи документы

Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Лариса Хараманян
Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 "Золотая рыбка"

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

___ Хараманян Л. Х.

«__»___20__ г.

Перспективный план работы

по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Составитель: Хараманян Л. Х.

Пояснительная записка

Публикация «Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина, патриота своей Родины.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

При планировании работы по патриотическому воспитанию в детском саду предполагаем, что, изучая историю своего района, обычаи и традиции двух основных народов, населяющих район – армянского и русского, ребенок осознает, что его малая Родина – это часть огромной страны и мира. У него формируется своеобразие той родной стороны, где он родился и живет.

Таким образом, заложив у ребенка фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

В традиционной культуре любого народа следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Цель данной работы - помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.

Развить духовно-нравственную культуру ребенка, формировать ценностные ориентации средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

• Системность и непрерывность.

• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и

взрослых.

• Свобода индивидуального личностного развития.

• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

• Принцип регионализации (учет специфики региона).

№ Месяц

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

1 Сентябрь В гостях у Хозяюшки Познакомить детей с жилищем русского и армянских народов. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники, окна, печь, ухват, кочерга, коромысло, корыто, домашняя утварь.

Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском и на армянском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. Экскурсия в этноуголок ДОУ.

Встреча Хозяйки. Беседа.

Осмотр избы (макет избы). Рассказ воспитателя. Объяснение.

Словарная работа. Игра. «Кто быстрей поможет хозяйке».

Армянская сказка «Шахкам» и русская народная сказка «Репка».

Обобщение.

Анализ.

2 Октябрь

Мир старинных вещей

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Знакомство с избой – старинным жилищем армян.

Активизация словаря: беседа о предметах быта, кухонной утвари, костюмом казаков (детская колыбелька - «бешик», армянский столик - «драбез», глиняная посуда - «кчуч»). Блюда армянской (пури-самса, лаваш, баде-мезе, хурабья, цал-цу, губаты, хашх берек, лапатае бида) и русской кухни (каша, блины, кулебяка, окрошка, щи, борщ, расстегай, холодец, квас)

Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь.

Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Объяснение.

Беседа.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Колыбельная «Орорик»

Фольклор.

Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле»,

«Колечко».

Обобщение.

Анализ.

3 Ноябрь Вечера долгие руки умелые Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей : прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с армянскими народными сказками. Воспитывать трудолюбие. Экскурсия в этноуголок ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.

Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки.

Словарная работа.

Игра: «Кто быстрей намотает клубок».

Чтение сказок: «Мудрый ткач», «Смерть Кикоса», «Козленок», «Дождь», «Два брата», «Златокудрая девочка».

Пословицы. Обобщение.

Анализ.

4 Декабрь Рабочие руки не знают скуки

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. Рассматривание иллюстраций о труде хлебороба. Беседа.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Чтение сказки

«Колосок».

Беседа.

Пословицы о труде.

Обобщение.

Анализ.

5 Январь

Рукодельницы

Христианский праздник Рождество

«Уродилась Коляда на кануне рождества» Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок. Продолжить знакомить с детским фольклором.

Научить к т. н. игре «У кого платок».

Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы.

Познакомить детей с праздником рождества.

Рассказ о рождественском празднике, святках, святочных гаданиях. Экскурсия в этноуголок ДОУ.

Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Объяснение. Беседа.

Рассмотрение экспонатов.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Разучивание колядок, щедровок, поздравлений с праздником.

Фольклор.

Игра: «У кого платок».

Обобщение.

Анализ.

Заучивание армянских колядок (галандос, потешек «Пук кука» (снег идет).

6 Февраль

Так мы раньше одевались Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить армянскую и русскую одежду (донских казаков и казачек) в старину (рассматривание фото).

Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. (Кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки). Нательная рубаха – шапик, длинная рубашка – халав, платье –зпун, штаны - вартик, шаровар – шалвар, короткая жилетка – елак, шуба – муштак, меховая шапка – папах.

Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность. Экскурсия в этноуголок ДОУ.

Сюрпризный момент: «В бабушкином сундуке разные одежды». Рассмотрение одежды.

Объяснение. Беседа.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Фольклор.

Игра:

«Одень правильно куклу».

«Расскажи, как кукла одета».

Анализ.

7 Март Что за праздник – «Масленица»

(«Паргенанк») Познакомить детей с христианским праздником «масленица - паргенанк» : его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского и армянского народа. Объяснение воспитателя. (Почему чучело сжигают).

Рассказ воспитателя о празднике.

Поговорки о весне.

Игра «Ручеек», «Каравай»

Музыкальная игра: «Менк болорыс» - учить детей угадывать, кто спрятался под одеялом и называть.

Анализ.

8 Апрель От лучинки до электрической лампы. Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей : лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

Экскурсия в этноуголок ДОУ.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.

Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину).

Вопросы: Что было бы, если бы не было электричества

Словесная работа.

Игра: «Гори, гори ясно»,

«Кармир арев», «Бояре».

Хороводная игра «Менк болорыс», «Ес покриг ахчигим».

9 Май Люби свой край и воспевай.

Дать понятие о празднике «Пасха - Задиг» : как проводят праздник, в честь кого проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к христианской культуре.

Воспитывать у детей желание

познать культуру армянского народа через национальные игры. Развивать смелость,

выносливость, мужество.

Просмотр видео «Армянские народные инструменты» (кяманча, хавал, давул, зурна, дудук).

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (балалайка, гармонь, ложка, рожок, домра, бубен, гусли, трещетка).

Просмотр видео–роликов «Армянские национальные танцы» («Шалахо», «Армянская лезгинка», «Эрзрум», «Цаппар»). Рассказ воспитателя о празднике.

Рассмотреть иллюстрации.

Рассказы детей о том, как они проводят праздник вместе с родителями.

Подвижные игры: «Цветы и ветерки», «Пастух», «Похищение огня», «Перетягивание палки».

Прослушивание русских и армянских народных песен.

(«Во саду ли, в огороде.», «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Валенки», «Барыня»)

Заучивание песен (армянские и русские народные).

Обобщение.

Анализ

Вывод: Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Методическое обеспечение:

1.«Родники Дона» авт. Чумичева Р. М., Платохина Н. А., Ведмедь О. Л. Ростов-на-Дону,

2004г.

2. С. А. Вострякова «Развитие сельского детского сада», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

3. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

4. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

5.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», Владимир,

1995г.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.

7. Сажина С. Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ» : М, ТЦ «Сфера»,

2007г.

8.«Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского

казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» :

Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008г.

9. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края» :

10. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» : М, УЦ «Перспектива»,

2008г

11. Авдеева Е. Русские народные сказки для детей.

Публикации по теме:

Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, преуспевающими в делах, учебе, ответствен-ными,.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Перспективный план кружка по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я расту для добрых дел» Сентябрь 1-2 недели Цель: воспитание у детей умения выражать внимание, доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к сверстникам.

Перспективный план по обучению элементам баскетбола детей старшего дошкольного возраста Содержание изучаемого материала Цели и задачи Содержание Оборудование и пособия Сентябрь 1 неделя Занятие 1. Задачи. Учить стойке баскетболиста.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста А – О. В. Дыбина, Н. Р. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Б – «Большая энциклопедия для дошкольника» В –Распечатка Г - О. В. Дыбина,.

Перспективный план по развитию связной речи-описания детей старшего дошкольного возраста Дата Образовательная деятельность цель Сентябрь Речевая игра «Какой?». Рассказывание на тему «Я и моя семья» по мнемотаблице Закрепление.

Перспективный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР Перспективный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР № п/п Месяц Форма работы Содержание 1. Сентябрь 1. Анкетирование.

Перспективный план работы с родителями детей старшего возраста Перспективный план работы с родителями в разновозрастной группе № 10 (5-7 лет) для детей с ОНР на 2018–2019 учебный год. Сентябрь Папка-передвижка.

Перспективный план «Ситуации, общение» для детей младшего дошкольного возраста Перспективный план «Ситуации, общение» для детей младшего возраста выполнила воспитатель Марченко Ольга Дмитриевна 2018 год Цель: создание.

Перспективный план по опытно — экспериментированной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Юный физик» Перспективный план опытно - экспериментированной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Кружок «ЮНЫЙ ФИЗИК» Разработали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июня 2019 в 14:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Хараманян (УИ 1903966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД