Лариса Хараманян
Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 "Золотая рыбка"
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
___ Хараманян Л. Х.
«__»___20__ г.
Перспективный план работы
по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Составитель: Хараманян Л. Х.
Пояснительная записка
Публикация «Перспективный план по воспитанию региональной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина, патриота своей Родины.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
При планировании работы по патриотическому воспитанию в детском саду предполагаем, что, изучая историю своего района, обычаи и традиции двух основных народов, населяющих район – армянского и русского, ребенок осознает, что его малая Родина – это часть огромной страны и мира. У него формируется своеобразие той родной стороны, где он родился и живет.
Таким образом, заложив у ребенка фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
В традиционной культуре любого народа следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Цель данной работы - помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.
Развить духовно-нравственную культуру ребенка, формировать ценностные ориентации средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и
взрослых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (учет специфики региона).
№ Месяц
Тема
Программное содержание
Методы и приемы
1 Сентябрь В гостях у Хозяюшки Познакомить детей с жилищем русского и армянских народов. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники, окна, печь, ухват, кочерга, коромысло, корыто, домашняя утварь.
Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском и на армянском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. Экскурсия в этноуголок ДОУ.
Встреча Хозяйки. Беседа.
Осмотр избы (макет избы). Рассказ воспитателя. Объяснение.
Словарная работа. Игра. «Кто быстрей поможет хозяйке».
Армянская сказка «Шахкам» и русская народная сказка «Репка».
Обобщение.
Анализ.
2 Октябрь
Мир старинных вещей
Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Знакомство с избой – старинным жилищем армян.
Активизация словаря: беседа о предметах быта, кухонной утвари, костюмом казаков (детская колыбелька - «бешик», армянский столик - «драбез», глиняная посуда - «кчуч»). Блюда армянской (пури-самса, лаваш, баде-мезе, хурабья, цал-цу, губаты, хашх берек, лапатае бида) и русской кухни (каша, блины, кулебяка, окрошка, щи, борщ, расстегай, холодец, квас)
Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь.
Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Объяснение.
Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Колыбельная «Орорик»
Фольклор.
Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле»,
«Колечко».
Обобщение.
Анализ.
3 Ноябрь Вечера долгие руки умелые Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей : прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с армянскими народными сказками. Воспитывать трудолюбие. Экскурсия в этноуголок ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.
Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки.
Словарная работа.
Игра: «Кто быстрей намотает клубок».
Чтение сказок: «Мудрый ткач», «Смерть Кикоса», «Козленок», «Дождь», «Два брата», «Златокудрая девочка».
Пословицы. Обобщение.
Анализ.
4 Декабрь Рабочие руки не знают скуки
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. Рассматривание иллюстраций о труде хлебороба. Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Чтение сказки
«Колосок».
Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение.
Анализ.
5 Январь
Рукодельницы
Христианский праздник Рождество
«Уродилась Коляда на кануне рождества» Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок. Продолжить знакомить с детским фольклором.
Научить к т. н. игре «У кого платок».
Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы.
Познакомить детей с праздником рождества.
Рассказ о рождественском празднике, святках, святочных гаданиях. Экскурсия в этноуголок ДОУ.
Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Объяснение. Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Разучивание колядок, щедровок, поздравлений с праздником.
Фольклор.
Игра: «У кого платок».
Обобщение.
Анализ.
Заучивание армянских колядок (галандос, потешек «Пук кука» (снег идет).
6 Февраль
Так мы раньше одевались Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить армянскую и русскую одежду (донских казаков и казачек) в старину (рассматривание фото).
Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. (Кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки). Нательная рубаха – шапик, длинная рубашка – халав, платье –зпун, штаны - вартик, шаровар – шалвар, короткая жилетка – елак, шуба – муштак, меховая шапка – папах.
Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность. Экскурсия в этноуголок ДОУ.
Сюрпризный момент: «В бабушкином сундуке разные одежды». Рассмотрение одежды.
Объяснение. Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«Одень правильно куклу».
«Расскажи, как кукла одета».
Анализ.
7 Март Что за праздник – «Масленица»
(«Паргенанк») Познакомить детей с христианским праздником «масленица - паргенанк» : его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского и армянского народа. Объяснение воспитателя. (Почему чучело сжигают).
Рассказ воспитателя о празднике.
Поговорки о весне.
Игра «Ручеек», «Каравай»
Музыкальная игра: «Менк болорыс» - учить детей угадывать, кто спрятался под одеялом и называть.
Анализ.
8 Апрель От лучинки до электрической лампы. Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей : лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.
Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
Экскурсия в этноуголок ДОУ.
Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.
Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину).
Вопросы: Что было бы, если бы не было электричества
Словесная работа.
Игра: «Гори, гори ясно»,
«Кармир арев», «Бояре».
Хороводная игра «Менк болорыс», «Ес покриг ахчигим».
9 Май Люби свой край и воспевай.
Дать понятие о празднике «Пасха - Задиг» : как проводят праздник, в честь кого проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к христианской культуре.
Воспитывать у детей желание
познать культуру армянского народа через национальные игры. Развивать смелость,
выносливость, мужество.
Просмотр видео «Армянские народные инструменты» (кяманча, хавал, давул, зурна, дудук).
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (балалайка, гармонь, ложка, рожок, домра, бубен, гусли, трещетка).
Просмотр видео–роликов «Армянские национальные танцы» («Шалахо», «Армянская лезгинка», «Эрзрум», «Цаппар»). Рассказ воспитателя о празднике.
Рассмотреть иллюстрации.
Рассказы детей о том, как они проводят праздник вместе с родителями.
Подвижные игры: «Цветы и ветерки», «Пастух», «Похищение огня», «Перетягивание палки».
Прослушивание русских и армянских народных песен.
(«Во саду ли, в огороде.», «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Валенки», «Барыня»)
Заучивание песен (армянские и русские народные).
Обобщение.
Анализ
Вывод: Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Методическое обеспечение:
1.«Родники Дона» авт. Чумичева Р. М., Платохина Н. А., Ведмедь О. Л. Ростов-на-Дону,
2004г.
2. С. А. Вострякова «Развитие сельского детского сада», М, ТЦ «Сфера», 2008г.
3. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.
4. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
5.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», Владимир,
1995г.
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.
7. Сажина С. Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ» : М, ТЦ «Сфера»,
2007г.
8.«Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского
казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» :
Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008г.
9. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края» :
10. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» : М, УЦ «Перспектива»,
2008г
11. Авдеева Е. Русские народные сказки для детей.