Ольга Тарасенко
Перспективный план по разделу «Конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по разделу
№ п/п Тема, цель непосредственно организованной образовательной деятельности Материалы Виды и форма совместной деятельности педагога с детьми
Сентябрь
1. Тема: «Кубик, кирпичик»
Цели: знакомить детей со строительным материалом (кубик, кирпичик, учить дифференцировать детали и называть их, выполнять инструкции воспитателя: «положи», «поставь»; развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание, обогащать словарь детей за счет слов: «кубик», «кирпичик», «строить», «Складывать»; воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
Публикация «Перспективный план по разделу „Конструирование“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Конструирование. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Строительный материал: кубики, кирпичики по количеству детей, картинки с изображением пяти видов строительного материала, мешочек
1. Рассматривание, обследование, называние деталей конструктора (кирпичик, кубик).
2. Обсуждение сходства и отличий двух видов деталей строительного материала: сходство – твердые, тяжелые, из них можно построить дом, гараж, забор, ступеньки, дорогу; отличия – кирпичик длинный, а кубик нет.
3. Конструирование по показу. Воспитатель кладет кирпичик на стол: «Положи кирпичик», ставит на него кубик: «Поставьте на него кубик» (сидя перед детьми, воспитатель выполняет действия левой рукой, а дети правой).
4. Дидактические игры:
«Найди на картинке с изображением пяти видов деталей строительного материала, дети должны найти, показать и назвать кубик и кирпичик;
«Чудесный мешочек» - в мешочек воспитатель кладет несколько кирпичиков, кубиков; дети, опуская руку в мешочек, должны на ощупь определить, какой предмет они взяли в руку (кубик или кирпичик).
2. Тема: «Построй дорожку»
Цел и: учить детей строить дорожки из кирпичиков, прикладывая их друг к другу и по- разному располагая их на плоскости стола горизонтально; учить находить одинаковые по форме и цвету детали (кубики, обыгрывать постройку, подбирать к дорожкам ёлочки соответствующего цвета; развивать игровые навыки, общую и мелкую моторику, интерес к игровой и конструктивной деятельности
Набор строительного материала; кукла; игрушечные ёлочки разных цветов
1. Конструирование «Строим дорожку для домика» (воспитатель вместе с детьми вспоминают, что от каждого домика идёт дорожка, по которой все гуляют. И чтобы нашей кукле Маше тоже гулять по дорожке, необходимо её построить; воспитатель строит дорожку (из кирпичиков) для куклы, подробно объясняя, как прикладывать кирпичики друг к другу (короткой узкой гранью, как их выравнивать. дети вслед за воспитателем строят дорожки разных цветов).
2. Сюжетная игра «Походим по дорожке» ( воспитатель предлагает поводить по дорожке куколку: берет ее за одну руку, а ребенок — за другую; активизируется речь детей с помощью вопросов: «Что ты построила, как зовут твою куколку, что твоя куколка делает?»)
З. дидактическая игра «Посадим елочки» (воспитатель предлагает у каждой дорожки посадить елочки такого же цвета. Дети подбирают к каждой дорожке соответствующую игрушечную елочку.
Октябрь
3. Тема: «Построй дорожку»
Цели: учить детей выкладывать широкие и уз-
кие дорожки; прикладывая друг к другу кирпичики и располагая их горизонтально на плоскости стола, учить подбирать предметы определенного цвета; объяснить значение слов («узкий», «широкий»; развивать цветовосприятие, общую моторику, игровые навыки; воспитывать интерес
к игровой и конструктивной деятельности
Набор строительно-
го материала; клубочки (мячики) на
каждого ребенка
четырех основных
цветов (желтые,
красные, синие, зе-
леные)
1. Конструирование «Разные дорожки» (предварительно воспитатель выкладывает две дорожки — одну узкую (как строили на прошлом занятии, другую широкую (из шести кирпичиков, обращает внимание детей, что дорожки разные, что сегодня они будут строить другую дорожку — широкую, показывает приемы
работы, объясняет, что прикладывать кирпичики друг к другу теперь нужно по-другому (длинной узкой гранью). Дети вслед за воспитателем строят широкие и узкие дорожки).
2. Дидактическая игра «Подбери клубочек» (воспитатель
предлагает найти клубочек (мячик) такого же цвета, что и дорожка).
З. Подвижная игра с клубочками (дети строят на полу дорожки, садятся с противоположных концов и прокатывают клубочки
(мячики) друг другу)
4. Тема: «Построй ворота»
Цели: закрепить умение строить заборчики; учить детей строить ворота: закреплять умение строить забор, прикладывая друг к другу кирпичики и пластины и по-разному располагал их на плоскости стола (вертикально и горизонтально); развивать игровые навыки, речь, внимание, интерес к игровой и конструктивной деятельности
Строительный материал — кубики, кирпичики и пластины разного цвета, мелкие игрушки: матрешки 1. Конструирование : «Строим заборчик для домика» (из пластилина) (воспитатель предлагает построить заборчик из пластилина для матрёшки. дети пробуют самостоятельно построить заборчик) : «Нам нужны ворота» (воспитатель обращает внимание на то, что матрёшка не сможет войти в свой домик, если не будет ворот. Воспитатель строит ворота, сопровождает свои действия словами: «Сначала поставим один кирпичик, затем другой, а сверху на них положим еще один кирпичик». Затем дети самостоятельно строят ворота).
2. Сюжетная игра «Пройди через ворота» (воспитатель предлагает проводить матрёшку к домику через ворота. Постоянно активизирует речь детей: «Что ты построил? Как зовут твою матрешку, что твоя матрешка делает?»)
Ноябрь
5. Тема: «Пирамидка»
Цели: учить собирать пирамидку из 4—5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне; продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине, внимание; обогащать словарный запас за счет словосочетаний «самое большое», «самое маленькое»; воспитывать самостоятельность, интерес к конструктивной деятельности
Одноцветная пирамидка из 4—5 колец; картинки е изображением разноцветных пирамидок, состоящих из разного количества колец
1. Рассматривание собранной пирамидки из 4—5 колец одного цвета, картинок с изображением пирамидок с разным количеством колец, разного цвета.
2. Показ разбора пирамидки, выкладывание цепочки из колец пирамидки от самого большого до самого маленького.
3. Сбор пирамидки воспитателем вместе с детьми: нахождение самого большого кольца, надевание его на стержень; определение из оставшихся колец самого большого и т. д., пока не останется самое маленькое кольцо и крышечка (наконечник) пирамидки.
4. Дидактическая игра «Собери пирамидку» (воспитатель раздает желающим пирамидки из 4—5 колец одного цвета и предлагает самостоятельно их разобрать и собрать)
6. Тема: «Мы поедем за грибами»
Цел и: продолжать приобщать детей к созданию сооружения (в данном случае моста) через разыгрывание знакомых сюжетов; познакомить с новой деталью строительного материала — пластиной; учить лепить грибы (соединять готовые шляпки и ножки); обогатить детей эмоционально
через театрализованную прогулку в лес за гри-
бами; развивать внимание, мелкую и общую моторику, игровые навыки, воображение; воспитывать интерес к коллективной деятельности
Строительный материал 1. Дидактические игры: «Построй мост» (воспитатель предлагает отправиться за грибами в осенний лес на машине; перед деть ми ставится задача: для того чтобы переправиться через речку, нужно построить мост для машины; воспитатель показывает, как построить мост, комментируя: «Я возьму кубики и сверху положу на них пластину — получился мост); Едем по мосту
(воспитатель и дети провозят машинки по сделанному мосту).
2. Лепка грибов из пластилина (соединение готовых шляпок и ножек.
3. Создание картины «Грибы» из картона [5] (воспитатель раздает детям грибные шляпки и ножки, рассказывает, что грибы решили спрятаться от грибников и все их шляпки перепутались, предлагает прикрепить к ножкам грибов шляпки.)
4. Подвижная игра «За грибами». Дети с воспитателем «идут по мостику», «перешагивают через канавки», «прислушиваются к звукам леса» (листочки шумят, птички поют, ежик шуршит в листьях и т. п.). Далее взрослый предлагает детям поискать грибы. Дети заглядывают под стулья, под листики, находят грибочки)
Декабрь
7. Тема: «Построй башенку для петушка»
Цели: приобщать детей к конструированию через разыгрывание простых сюжетов; учить строить башенки, прикладывая друг к другу кирпичики и по-разному располагая их на плоскости стола вертикально; учить видеть различия между такими деталями, как кубики и кирпичики (по форме, устойчивости и цвету, и различать их на ощупь; учить находить одинаковые по форме и цвету детали (кубики); развивать реалистическое представление о животных, мышление, внимание, моторику, цветовосприятие; воспитывать желание творить
Набор строительного материала: кирпичики, кубики; шарики, игрушка Петушок. Картинки с изображением петушка, медведя, поросенка
1, Конструирование : «Строим башенку для петушка» ( воспитатель предлагает построить башенку для петушка: «Я беру синий кубик, ставлю его перед собой на столе. Теперь беру еще один такой же кубик и ставлю его на тот кубик вот так, подравниваю; беру еще один и ставлю сверху, тоже подравниваю. Теперь построим башенку красного цвета, как гребешок нашего петушка». Дети вслед за воспитателем строят башенку синего и красного цветов); «Две башни» (воспитатель строит из кубиков две башни одинаковой высоты, затем добавляет или убирает детали так, чтобы башни стали разными - высокая и низкая. Все действия комментирует. Затем предлагает детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую);
2. Дидактическая игра «Узнай кубик» (воспитатель предлагает детям закрыть глаза и по очереди кладет в их вытянутую руку различные предметы. Дети должны на ощупь определить, какой это предмет (кубик, кирпичик, шарик и т. п.)
З. Разучивание потешки:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
4. Загадывание загадок, рассматривание отгадок на картинках:
• Я встаю на заре, разбужу всех во дворе, У меня есть гребешок. Кто же я?. (Петушок.)
• Он в берлоге зиму спал, лапу бурую сосал, А проснулся, стал реветь. И зовут его. (медведь).
• Вместо носа пятачок. вместо хвостика — крючок. Голос мой визглив и звонок, я веселый. (поросенок)
8. Тема: «Новый год»
Цели: познакомить с праздником Новый год; формировать умение пользоваться способом расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины; вызвать у детей желание сделать украшение для общей елки; учить склеивать полоски бумаги в форме кольца, проявлять аккуратность в старание; развивать внимание, мелкую моторику, интерес к творческой деятельности; вызвать у детей радостное, праздничное настроение, ожидание праздника
Новогодние картинки; у каждого ребенка —по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги, клей, кисточка, салфетка, клеенка; полоски из цветной бумаги основных цветов на каждого ребенка, пластмассовые тарелочки
1. Знакомство с новогодним праздником, рассматривание новогодних картинок.
2. Аппликация «Ёлочка» (воспитатель показывает детям образец аппликации ёлки и предлагает сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная ёлочка (в порядке убывания величины). далее дети выполняют аппликацию: сначала раскладывают элементы аппликации в порядке убывания величины, затем наклеивают их).
3. «Гирлянды для ёлочки» (воспитатель предлагает ребятам сделать украшение для ёлочки — красивую гирлянду из колечек. При этом воспитатель показывает заранее приготовленную часть гирлянды, затем показывает приемы склеивания полосок в виде колечка).
4. Украшение ёлочки, группы (воспитатель и дети украшают праздничной гирляндой ёлочку, группу)
Январь
9. Тема: «Построй башенку»
Цел и. закрепить умения строить башенки; учить видеть различия между такими деталями, как кубики и кирпичики (по форме, устойчивости и цвету); учить находить одинаковые по форме и цвету детали (кубики); развивать реалистическое представление о животных, слуховое восприятие; дать представление о том, как кричат основные домашние животные; формировать умение подбирать нужную форму путем проб, опираясь на зрительное восприятие
Набор строительного материала, игрушки: лиса, лягушка, рыбка, петушок, кошка, собака, гусь; картинки с изображением животных с вырезанными деталями (квадратами, кружками, треугольниками); листы белой бумаги
1. Конструирование : «Строим и украшаем башенку (воспитатель строит башенку из четырех красных кирпичиков и украшает ее кубиком красного цвета. При этом обращает внимание детей на то, что кирпичики красные и кубик тоже красный. Затем дети строят и украшают башенки); «Подбери башенку» (воспитатель предлагает детям построить животным разных цветов башенку своего цвета (желтой лисе жёлтую башенку, зелёной лягушке — зеленую башенку, синей рыбке — синюю башенку, красному петушку — красную башенку);
2. дидактическая игра Заклей дырочку (воспитатель показывает картинки с изображением животных, из которых вырезаны квадраты, кружки, треугольники, наклеивает их на листы белой бумаги и предлагает детям заклеить «белые пятна» фигурами, которые из них вырезаны).
З. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит» ( воспитатель показывает детям разные игрушки: петушка, лягушку, кошку, собачку, гуся и т. д. (до четырёх игрушек). Перед детьми на столе стоит небольшая ширмочка, куда все звери в птицы «прячутся». Затем взрослый поочередно достает из- за ширмы игрушки, а дети подражают голосам этих животных)
10. Тема: «Стол и стульчики»
Це л и. закрепить умения строить стулья и столы; учить находить предмет определённого цвета, устанавливать логическую связь и цветовое единство, чтобы в дальнейшем из двух частей составить одно целое; познакомить с приемами построения ; дивана для игрушек, развивать слуховое, зрительное, целостное восприятие, внимание, моторику, интерес к конструктивной и игровой деятельности
Набор строительного материала; разрезные картинки с изображением стульев; кукла
1. Конструирование : «Построй стол» (воспитатель предлагает вспомнить, как строили столики. Дети самостоятельно строят столики); «Подбери стульчики» (воспитатель предлагает построить к каждому столику по два одинаковых стульчика (два красных стула, два желтых, два зеленых, два синих). Дети строят возле столиков стульчики названного цвета).
1. Дидактические игры: «Найди половинку»
(воспитатель показывает детям половинку стульчика и просит найти подходящую к ней из 3—4 (не более) половинок. Но сначала перед детьми выкладывается целая открытка, половинку к которой им надо найти. Если детям это трудно сделать, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезным картинкам и таким образом искать законченное изображение); «Угадайте, что я построила» (воспитатель соединяет три стульчика, построенных детьми, и кладет куколку: «Угадайте, что я построила». Если дети не угадают, подсказывает, что это диван. Предлагает построить такой же и уложить на него спать куколку)