Надежда Олисова
Перспективный план дидактических игр для средней группы
Образовательная область «Речевое развитие»
1. «Давайте познакомимся»
Задачи: учить детей вести диалог. Развивать умение детей говорить в нормальном темпе, не перебивать говорящего.
2. «Детский сад»
Задачи: учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; развивать умение согласовывать слова в предложении;
3. «Закончи предложение».
Публикация «Перспективный план дидактических игр для средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Задачи: развивать знания детей о действиях, совершаемых людьми разных профессий; активизировать в речи детей глаголы, характеризующие трудовые действия.
4. «Кто что делает?»
Задачи: учить детей отвечать на вопрос полным предложением.
5. «Назови, какая»
Задачи: учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными
6. «Назови ласково»
Задачи: учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. «Магазин игрушек»
Задачи: учить детей называть игрушку, ее характерные признаки и действия.
8. «Загадка»
Задачи: развивать умение отгадывать игрушку по описанию.
9. «Скажи по-другому»
Задачи: учить детей различать и активно использовать в речи удивления, вопроса и радости. ; развивать интонационную выразительность речи.
10. «Кто как кричит»
Задачи: учить детей в правильном воспроизведении звукоподражаний; закрепить произношение звуков [у],[а],[г],[к],[в].
11. «Угадай, что свистит»
Задачи: учить детей правильно произносить звуки [с].
12. «Какая погода»
Задачи: учить образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов; развивать умение детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
13. «Чего не стало»
Задачи: учить детей образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных.
14. «Из чего сок»
Задачи: учить образовывать однокоренные слова. Закрепить знание слов-обобщений.
15. «Покупки»
Задачи: учить детей называть фрукты, их характерные признаки. Развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
16. «Шкаф для посуды».
Задачи: учить называть предметы посуды и действия сними; активизировать в речи простейшие виды предложений.
17. «Куда что положить»
Задачи: учить детей образовывать однокоренные слова; развивать умение детей согласовывать слова в предложении.
18. «Покупки»
Задачи: учить детей различать на слух и называть слова, начинающие на звук [с] /
19. «Слушай и хлопай»
Задачи: учить детей различать на слух и выделять слова, начинающие на звук [з].
20. «Комары»
Задачи: учить детей правильно и отчетливо произносить звук [з] в словах; развивать умение детей выделять голосом звук [з] в словах.
21. «У кого кто?»
Задачи: учить детей соотносить названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; закрепить знание детьми слова-обобщения «дикие животные»
22. «Кто живет в лесу?»
Задачи: учить детей называть дикое животное и его характерные признаки: внешний вид, способ передвижения, питание; развивать умение согласовывать слова в предложении.
23. «Зайкина гимнастика»
Задачи: учить детей образовывать формы повелительного наклонения глаголов.
24. «Кто что делает?»
Задачи: учить детей называть действия животных, изображенных на картинках; активизировать в речи глаголы действия.
25. «Какой, какая?»
Задачи: учить детей подбирать определения, наиболее соответствующие изображенной на картинке птице; закрепить знание домашних птиц.
26. «Игрушки»
Задачи: учить детей выделять голосом звук [з] в словах; развивать умение детей находить игрушки, в названиях которых есть звук [з].
27. «Повтори»
Задачи: учить детей дифференцировать звуки [с] и [з]; развивать умение детей выделять голосом звуки в словах стихотворения.
28. «Цыплята»
Задачи: учить детей правильному произношению звука [ц], изолированно и в словах; развивать умение детей голосом выделять звук [ц] в словах.
29. «Найди и принеси»
Задачи: учить детей находить предметы, в названиях которых есть звук [ц]; развивать у детей правильное произношение звука [ц] в словах.
Образовательная область «Речевое развитие»
(чтение художественной литературы на каждый день)
Чтение художественной литературы на первый квартал.
1. О. Высоцкая, «Детский сад».
Задачи: учить детей слушать и понимать содержание поэтического текста; формировать у детей положительные отношения к детскому саду.
2. Е. Благинина, «и вот этак, и вот так».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание поэтического текста; развивать знания детей о режиме дня в детском саду, воспитывать положительное отношение к детскому саду.
3. З. Александрова, «Катя в яслях».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание поэтического текста; формировать у детей положительные отношения к детскому саду, воспитывать желание слушать стихи.
4. Э. Мошковская, «Сто ребят- детский сад».
Задачи: учить детей следить за развитием событий в художественном произведении; развивать знания о жизни детей в детском саду; воспитывать у детей интерес к поэзии.
5. Б. Заходер, «Кто ходит в гости».
Задачи: учить детей понимать содержание стихотворений; развивать знания о профессиях: повар, шофер, строитель; воспитывать у детей желание запоминать и рассказывать стихи.
6. Е. Карганова, «Песенка мышонка».
Задачи: учить детей запоминать содержание произведения; развивать умение детей сопереживать героям произведения; воспитывать у детей положительное отношение к труду; желание трудиться.
7. Финская народная сказка «Лиса нянька».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; формировать умение детей понимать и оценивать характер и поступки героев; воспитывать у детей ценностное отношение к труду.
8. А. Барто, «Зайка в витрине».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание поэтического текста; развивать умение детей понимать содержание стихотворений; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
9. З. Петрова, «Мои игрушки».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение; развивать умение детей следить за развитием действий стихотворения; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
10. Л. Гулыга, «Поликлиника игрушек».
Задачи: учить детей следить за развитием действий поэтического произведения; развивать у детей умение эмоционально воспринимать содержание поэтического произведения; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
11. Русские народные песенки «Заинька в гостях».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать произведения русского народного фольклора; развивать умение следить за развитием событий; закрепить знания гостевого этикета.
12. Е. Карганов, «Тошка».
Задачи: учить детей слушать художественное произведение и следить за развитием действий; развивать умение детей сопереживать герою произведения; воспитывать интерес к чтению.
13. Б. Заходер, «Мы – друзья».
Задачи: учить детей понимать содержание поэтического текста; формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; умение делиться друг с другом; воспитывать у детей скромность и отзывчивость.
14. И. Соколов-Микитов, «Осенью в лесу».
Задачи: учить детей понимать тему и содержание рассказа; развивать знания детей о времени года осень; воспитывать интерес и любовь к чтению.
15. А. Блок, «Зайчик».
Задачи: учить детей понимать тему и содержание поэтического произведения; развивать знания детей об изменениях в жизни животных осенью; воспитывать у детей сочувствие.
16. Г. Снегирев, «Как птицы и звери готовятся к зиме».
Задачи: учить детей понимать тему и содержание рассказа; развивать знания детей о диких животных и птиц осенью; воспитывать у детей интерес к чтению.
17. А. Твардовский, «Лес осенью».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворения; формировать умение детей видеть красоту осеннего леса; воспитывать у детей отзывчивость.
18. С. Козлов, «Серый дождик затяжной».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворения; развивать знания детей о времени года осень; воспитывать у детей интерес к поэзии.
19. Русская народная сказка «Бобовое зернышко».
Задачи: учить детей следить за развитием действий; формировать умение оценивать поступки героев; воспитывать у детей отзывчивость.
20. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Задачи: учить детей следить за развитием действий; запоминать их последовательность; развивать знания о работе взрослых на огороде» воспитывать у детей желание быть справедливым.
21. Белорусская сказка «Пых».
Задачи: учить детей следить за развитием действий; запоминать их последовательность; развивать знания об овощах, месте их произрастния» воспитывать у детей смелость.
22. Ю. Тувим, «Овощи».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворения; закрепить знания об овощах; развивать у детей чувство юмора.
23. В. Сутеев, «Яблоко»
Задачи: учить детей следить за развитием действия; запоминать последовательность; формировать умение оценивать поступки героев; воспитывать у детей справедливость.
24. В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»
Задачи: учить детей следить за развитием действия, запоминать последовательность; формировать умение оценивать поступки героя; воспитывать у детей трудолюбие.
25. В. Орлов, «Я учусь варить варенье».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание стихотворения; развивать знания детей о домашних заготовках осенью; воспитывать у детей трудолюбие.
26. К. Чуковский, «Федорино горе».
Задачи: учить детей следить за развитием действия, запоминать последовательность; развивать знания у детей о посуде, ее назначении; воспитывать у детей любовь к чистоте и порядку.
27. Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Задачи: учить детей понимать содержание и идею сказки; закрепить знание детей о том, как надо встречать гостей; воспитывать отрицательное отношение к жадности.
28. Бр. Гримм, «Сладкая каша».
Задачи: учить детей следить за развитием, запоминать последовательность; развивать знания у детей о посуде, ее назначении; воспитывать у детей скромность и отзывчивость.
29. Л. Воронкова, «Танин пирожок».
Задачи: учить детей слушать и запоминать содержание рассказа; формировать умение детей оценивать поступки героев; воспитывать у детей доброжелательность.
30. Е. Чарушин, Волчишко».
Задачи: учить детей слушать рассказы о животных; развивать знания детей о диких животных; воспитывать у детей сочувствие.
31. Е. Чарушин, «Олешки».
Задачи: учить детей слушать рассказы о природе; развивать знания детей о жизни животных в лесу; воспитывать у детей бережное отношение к природе.
32. К. Ушинский, «Жалобы Зайки».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения; развивать знания детей о жизни животных в лесу; воспитывать у детей сочувствие.
33. А. Берлова, «Бельчонок».
Задачи: учить детей слушать рассказы о природе; развивать знания детей о жизни животных в лесу; воспитывать у детей бережное отношение к живой природе.
34. А. Берлова, «Котенок».
Задачи: учить детей слушать рассказы о животных; развивать знания о домашних животных; воспитывать интерес к чтению.
35. А. Берлова, «Щенок».
Задачи: учить детей слушать рассказы о животных; развивать знания о домашних животных; воспитывать интерес к чтению.
36. Русская народная сказка «Крошечка – хаврошечка».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, следить за развитием сказки; формировать умение детей оценивать поступки героев; воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости и жадности.
37. В. Сутеев, «Кто сказал «мяу»?».
Задачи: учить детей понимать содержание поэтического текста, следить за развитием действия; формировать умение оценивать поступки героя; воспитывать у детей сочувствие.
38. Б. Заходер, «Птичья школа».
Задачи: учить детей слушать и запоминать содержание произведения; развивать знания детей о жизни диких птиц; воспитывать интерес к чтению.
39. И. Тургенев, «Воробей».
Задачи: учить детей понимать содержание, следить за развитием действия; формировать умение оценивать поступки героев; развивать у детей бережное отношение к живой природе.
40. А. Толстой, «Сорока».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения; развивать знания детей о жизни диких птиц; воспитывать интерес к чтению.
41. Н. Сладков, «Бюро лесных услуг».
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения. Развивать знания детей о жизни в лесу. Воспитывать интерес к чтению.
42. Я. Тайц, «Кыш»
Задачи: развивать знания детей о жизни домашних птиц; воспитывать интерес к чтению.
43. А. Берлова, «Утенок»
Задачи: учить детей понимать содержание произведения; развивать знания детей о жизни домашних птиц; воспитывать интерес к чтению.
44. А. Берлова «Цыпленок»
Задачи: учить детей внимательно слушать художественное произведение, выделять и называть характерные признаки персонажей; развивать знание детей о жизни домашних птиц; воспитывать интерес к чтению.
45. К. Ушинский «Чужое яичко»
Задачи: учить детей понимать содержание рассказа, следить за развитием действия; формировать умение оценивать поступки героев; развивать у детей бережное отношение к живой природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование элементарных математических представлений)
Дидактические игры
1. «Найди пару».
Задачи: учить детей находить два одинаковых предмета, развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.
2. «Поезд».
Задачи: учить детей находить признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части предметов.
3. «Больше-меньше»
Задачи: учить детей определять, в каком из множеств больше (меньше) или равное количество предметов.
4. «Магазин»
Задачи: учить детей находить заданное количество игрушек, закрепить знание детей приемов приложения и наложения.
5. «Волшебный мешочек»
Задачи: учить детей различать и называть геометрические фигуры: круг и квадрат.
6. «конфеты»
Задачи: учить детей определять, в каком из множеств больше (меньше) или равное количество предметов.
7. «Чего не стало?»
Задачи: учить детей согласовывать числительные «один» с существительными в роде, числе и падеже (один шарик, одна кукла, одно мороженное).
8. «Волшебный мешочек».
Задачи: учить детей определять на ощупь геометрические фигуры (квадрат и круг) и называть их.
9. «Налево, направо посмотри».
Задачи: учить детей различать правую и левую стороны, развивать наблюдательность.
10. «Сколько?»
Задачи: учить детей различать множество в один и два предмета, развивать умение детей определять, какое число больше, какое-меньше.
11. «Что где находится?»
Задача: учить детей определять пространственное направление от себя (верх-низ, впереди—позади, слева-справа).
12. «Сколько?»
Задачи: учить детей различать множества в два и три предмета, развивать умение воспроизводить множество на основе названного числа (1-3)
13. «Посчитай-ка!»
Задачи: учить детей считать до трех, называя числительные по порядку, развивать умение соотносить последнее числительное со всей пересчитанный групповой предметов.
14. «Закончи предложение».
Задачи: учить детей согласовывать численные (один, два) с существительными в роде, числе (одна кукла-две куклы; один-две зайца).
15. «Найди пару»
Задачи: учить детей находить два одинаковых предмета, развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, ширине и толщине.
16. «Поезд»
Задачи: учить детей соотносить каждое числительные только с одним предметом перечисленной группы, развивать умение считать до трех
17. «Что где находится.»
Задачи: учить детей определять пространственное направление от себя (верх-низ, впереди-позади, слева-справа).
18. «Гости»
Задачи: учить детей считать до четырех, называя числительные по порядку, развивать умение соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой предметов.
19. «Прятки»
Задачи: учить детей находить множество предметов в количестве, соответствующем количеству на образце (2-4, упражнять в счете до четырех.
20. «Налево, направо посмотри»
Задачи: учить детей определять пространственное направление от себя, развивать умение обозначать слова положение предметов по отношению к себе (справа от меня окно, слева от меня дверь.)
21. «Покупки»
Задачи: учить детей считать до пяти, называя числительные по порядку, развивать умение соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой предметов.
22. «Что изменилось?»
Задачи: учить детей считать в пределах пяти, развивать умение соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой предметов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование целостной картины мира)
Дидактические игры
1. «Что где находится»
Задачи: совершенствовать умение детей свободно ориентироваться в помещениях детского сада.
2. «Куда что положить».
Задачи: закрепить у детей знания и навыки бережного отношения к игрушкам; воспитывать желание поддерживать чистоту и порядок в группе.
3. «Кто что делает»
Задачи: развивать представление детей о профессиях; закрепить знания о труде сотрудников детского сада.
4. «Кому что надо»
Задачи: формировать умение детей соотносить профессию и орудие труда, необходимые для работы.
5. «Потерялась игрушка»
Задачи: продолжать знакомить детей с признаками игрушек; учить детей выделять характерные признаки и находить игрушки по описанию.
6. «Кто где живет».
Задачи: совершенствовать умение детей ориентироваться в окружающем пространстве (группа); развивать у детей знание о местонахождении каждой игрушке.
7. «Давайте познакомимся»
Задачи: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу: учить детей вежливому обращению друг с другом; закрепить знание имен группы.
8. «Подарок»
Задачи: способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; воспитывать у детей умение проявлять заботу.
9. «Лето-осень»
Задачи: учить детей группировать картинки по временам года; развивать умение детей выделять характерные признаки этих времен года.
10. «Чей листик?»
Задачи: учить детей узнавать и называть дерево по окраске осеннего листа (береза, дуб, клен)
11. «Посади огород».
Задачи: развивать знание детей об овощах: их название, форме, цвете, вкусе; закрепить знание детей о том, где выращивают овощи.
12. «Чудесный мешочек»
Задачи: учить детей отличать овощи на ощупь; развивать осязание.
13. «Урожай в саду»
Задачи: развивать знание детей о фруктах и ягодах: их названий, форме, цвете, вкусе.
14. «Три корзинки»
Задачи: учить детей группировать фрукты и ягоды по форме, цвету, вкусу; закрепить знание обобщенных понятий: фрукты, ягоды.
15. «Куда что поставить»
Задачи: развивать знания детей о том, что каждый предмет посуды имеет на кухне свое место; закрепить знание обобщающих понятий: кухонная, столовая, чайная посуда.
16. «Для чего и почему»
Задачи: формировать представление детей о назначении разных предметов посуды, особенностях внешнего вида, использовании посуды.
17. «Дикие животные»
Задачи: учить детей узнавать на картинках и называть диких животных; развивать умение отмечать их характерные особенности: окраска, строение, питание.
18. «Кто зимой спит»
Задачи: развивать знания детей о поведении диких животных в зимнее время года и его причинах.
19. «Звериная семья»
Задачи: развивать знание детей о домашних животных; учить называть всех членов звериной семья (мама-кошка, папа-кот, детеныш-котенок)
20. «Чей хвостик?»
Задачи: учить детей узнавать домашних животных, не видя его полностью; развивать логическое мышление.
21. «Птички»
Задачи: учить детей узнавать и называть диких птиц, живущих рядом с человеком; развивать умение отмечать их характерные особенности: окраска, строение, питание (воробей маленький, перышки коричневые, клюет зернышки)
22. «Угадай по голосу»
Задачи: учить детей угадывать диких птиц по звукоподражанию.
23. «Кто где живет»
Задачи: учить детей группировать птиц по месту проживания в природе и рядом с человеком.
24. «Найди маму»
Задачи: учить детей группировать домашних птиц и птенцов;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
(самообслуживание, самостоятельность, культура поведения за столом)
Задачи на первый квартал
1. «Ребенок чумазый»
Задачи: совершенствовать навыки детей мыть руки с мылом перед едой: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, воспитывать у детей самостоятельность.
2. «Чуня»
Задачи: совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение есть бесшумно, переживать пищу с закрытым ртом, брать пищу понемногу, закрепить умение пользоваться салфеткой по мере надобности.
3. «Спать пора»
Задачи: развивать умение раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду на стул перед сном; воспитывать у детей аккуратность.
4. «Накормим куклу»
Задачи: познакомить детей с сервировкой стола: расставлять на свои места хлебницу, чашки с блюдцами, тарелки, столовые приборы, салфетки, формировать ответственное отношение к полученному заданию.
5. «Карлсон прилетел»
Задачи: закрепить навыки детей пользоваться столовыми приборами: умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, отделяя кусочки по мере съедания; развивать знание правил поведения за столом.
6. «Находка»
Задачи: развивать умение детей пользоваться носовым платком; при кашле и чихании прикрывать нос и рот носовым платком; воспитывать у детей опрятность.
7. «Разгром»
Задачи: учить детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате : убирать на место игрушки, книги; развивать желание помогать друг другу.
8. «Куда что положить»
Задачи: совершенствовать умение детей правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду.
9. «Незнайка»
Задачи: учить детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; убирать игрушки, строительный материал, книги; сбор сухих листьев, камней, песка в песочницу; формировать у детей желание трудиться.
10. «Помоги мишке»
Задачи: учить детей одеваться в определенной последовательности, заправлять одежду, закрепить знание левой и правой ноги; развивать умение детей пользоваться всеми видами застежек.
11. «Гости»
Задачи: учить детей сервировать стол: расставлять хлебницы, чашки, тарелки, салфетки, класть приборы справа от тарелки; формировать ответственное отношение к полученному заданию.
12. «Микробы»
Задачи: закрепит навыки детей мыть руки с мылом по мере загрязнения, после пользования туалетом, развивать умение вытирать руки насухо полотенцем, вешать его на место.