ольга платонова
Перспективное планирование в старшей группе по программе «Наш дом Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по программе «Наш дом – Южный Урал»
Цель: Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.
Задачи:1. Продолжать приобщать детей к народному искусству:
— познакомить их с национальным жилищем башкир (юртой);
— расширить представления об особенностях русской избы, отдельных элементах ее экстерьера (конек, причелина, наличники, ставни).
Публикация «Перспективное планирование в старшей группе по программе „Наш дом Южный Урал“» размещена в разделах
2. Формировать представления детей о назначении, основных художественных особенностях народного искусства (жизнерадостность, декоративность, яркость, знакомство с фольклором народов Южного Урала.
3. Развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации; выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.
4. Продолжать развивать и обогащать эмоционально-образную речь, умение рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, быта.
Тема Цель Работа вне занятий Сроки
«Свой край – люби и знай». Беседа о родном крае, городе, улицах.
-Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Приобщать детей к социальной действительности. Повышать личностную значимость для них того, что происходит вокруг.
-Прогулки по улицам города.
-Рассматривание фотографии достопримечательностей города.
-Разучивание пословиц: «Где родился – там и пригодился» (русская пословица)
-Какова яблоня - таковы и яблоки (татарская поговорка).
- Экскурсия по детскому саду.
с/р игра «Детский сад»
- Русская народная игра «Пчелы» Сентябрь
«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит».
Красота и богатство
уральской природы» Учить узнавать и различать деревья и кусты по характерным признакам. Формировать представление о корне как части растения, находящейся в земле. Расширять представление об осени как времени, когда созревают семена. Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
-Беседа о приметах октября.
-Рассказ о народном празднике Покрове.
- Беседа о деревьях нашего края.
-рассказ «Что такое туесок?»
- Чтение х/л «Шла Аленушка в лесок»
- д/и «Укрась туесок»
- п/и «Татарский плетень»
-сбор семян растений
-Развлечение «Курбан – Байрам» (мусульманский праздник)
- Русская народная подвижная игра «Бег по стволу» Октябрь
«Многонациональный Урал»
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
-1. Познакомить детей с историей заселения Урала.
2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
-Рассматривание карты «Уральский регион».
-Рассматривание альбома «Наш край».
- Чтение легенд Н. Агапова «История – сказ об Урале-батюшке».
- Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур»)
- Рисование «На Урале живут красивые люди»
- Татарская народная подвижная игра «Ласточка» Ноябрь
«Коренные жители Урала»
Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог с культурным наследием прошлого и настоящего
1. дать знания о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские.
2. Познакомить с жилищями башкирского, татарского, русского народа. (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).
3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей - Познавательное занятие «Традиционные народные жилища на Южном Урале»
- Рисование «Юрта»
- Лепка «Русская изба»
- Русская народная словесная игра «Чепуха»
-- Игры «Юрта», «Белая кость», «Золотые ворота»
- Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»
- Чтение худ. литературы:
Р. Дышаленкова «В гостях у бабушки».
- Русская н/и «Дедушка Мазай». Декабрь
«Зимние посиделки» познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.
Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажова
- Раскрыть творчество П. П. Бажова
- Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.
- Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.
- Воспитывать уважение к людям труда
«Зима не лето, в шубу одето».р. н. пословица. Беседа об особенностях зимы.
-Рисование «Снегири».
- Знакомство с творчеством уральского писателя.
П. П. Бажов»
-чтение сказки «Серебряное копытце»
- Беседа о рождественских праздниках.
Разучивание пословицы: «что есть в печи,то на стол неси».(р. н. п).
-развлечение «Пришла Коляда – накануне Рождества». Январь
Уральская домовая роспись
Башкирская изба Познакомить с уральской домовой росписью, назначением,композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.
Развивать образное восприятие.
Воспитывать интерес, любовь к родному краю.
Продолжать расширять знания о башкирском жилище с особенностями быта об отдельных элементах внутреннего пространства жилища Познакомить со значением слов: «теплуха»- печь,
«галить»- шуметь.
Рассмотреть иллюстрации русской избы,
-чтение Е. Г. Лопатина., Н. Н Агапова «Сказ о том,как появилась уральская домовая роспись».
-Рисование «украсим ставни на окне»
- «Каково на дому, таково и самому» Р. н. пословица
-Загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит избу пополам» (занавес – шаршау).
-аппликация «Занавеска – (шаршау).
п/и «Юрта». Февраль
«Весну красну встречай - Зимушку провожай» Познакомить с
содержанием и формой
закличек, приговорок.
Способствовать восприятию закличек, приговорок - как способов общения с природой.
Привлекать к коллективному исполнению. -Заклички на солнце, весну
- Русская народная подвижная игра «Два Мороза»
-п/и «А мы Масленицу дожидали»
-Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка дорогая»
- Русская народная игра-забава «В цапки» Март
.
«Народные костюмы Южного Урала» (башкирская, татарская, русская национальная одежда)
Птицы родного края 1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.
2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
Закреплять знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узоров.
Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского. татарского, русского народа.
Продолжать формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы - Познавательное занятие «Национальная башкирская, татарская, русская одежда»
- Рисование «Башкирский национальный костюм»
- Аппликация «Сапожки – ичиги»
. Рассматривание иллюстраций.
-Слушание музыки,
- Изготовление украшений для оформления костюмов.
П/игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай»
- Беседа «встречаем птиц»
- Русская хороводная игра
«Грачи летят» Апрель
«Национальная кухня народов Южного Урала»
Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской. татарской, русской семьи.
Расширить знания об особенностях национальной кухни.
Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского, татарского, русского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище,
Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»
Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан)
Рисунок «Уральские посиделки»
- Посещение музея. Знакомство с предметами обихода народов Урала.
Свободное рисование.
Лепка «Башкирское угощение»
Игры «Продаём горшки», «Конное состязание»
Развлечение «Русские посиделки»
«Сабантуй» Май
«Здравствуй Лето» Ознакомить детей с традицией празднования Троицы – начала лета, расцвета природы, помочь раскрыть творческие способности детей.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости, интерес к истории России, национальную гордость, чувство гражданской принадлежности к великому русскому народу.
- Хороводы, обряды «завивания берёзы», игры с водой, плетение венков.
-Заклички
- Потешки
Игра «Горелки».
«Колечко» - игра для девочек.
Нос» - игра для мальчиков.
Развлечение «Береза белая» Июнь
«Созревание трав» Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Развивать интонационную выразительность речи.
Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре края.
Развивать двигательную активность детей.
-Беседы о русских летних праздниках,
-Разучивание песни «Во поле берёзка стояла»
Чтение докучных сказок «пришел медведь к бору…»
- Сбор лекарственных трав
-Башкирская пословица «за работой и время быстро бежит»
-Развлечение «Ивана Купалы» Июль