Оксана Артамонова
Перспективное планирование по речевому развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
Речевое развитие
С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Сентябрь
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические
приёмы Совместная
Деятельность с
детьми Совместная
Деятельность с
родителями.
1. Здравствуй, детский сад Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом»
Публикация «Перспективное планирование по речевому развитию во второй младшей группе» размещена в разделах
(«Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 23)
Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят, играет – играют, везет – везут); закрепить правильное произношение звуков а, у, и, изолированных в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой выдох. Картина «Мы играем в кубики, строим дом» (9, рис1, игрушки (кукла, паровоз, жеребенок, султанчики) д/и,беседы, конструирование
д/и, физкультминутка, составление короткого расказа Закрепить правильное произношение звуков а, у, и
2. Здравствуй, детский сад Пересказ сказки «Курочка Ряба» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 16)
Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта; уточнить и закрепить правильное произношение звука а, учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание Настольный театр «Курочка ряба», игрушки гусь, лягушка д/и,беседы, театральная деятельность Д/и «Кто как кричит» Консультация «Чтение сказок малышам»
3. Мой дом, моя семья. День красоты
3. Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 18) Подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества; уточнить и закрепить правильное произношение звука у (в звукосочетаниях, словах); учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком; научить определять наличие звука у в словах Игрушки (поезд – паровоз с вагонами, корова, кукушка, петух) д/и,беседы, рассматривание Д/и «Кто как кричит» Закрепить правильное произношение звука у
4. Дорожная безопасность Описание игрушек – котенка, жеребёнка, мышонка. («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 20) Учить составлять совместно с воспитателем небольшой (два, три предложения) рассказ об игрушке; учить образовывать наименование детенышей животных; объяснить значения слов, образованных с помощью суффикса –онок; учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький); уточнить и закрепить правильное произношение звука и (в звукосочетаниях, словах); учить регулировать высоту голоса. Домик-ширма, игрушки лошадь и жеребенок, мышка и мышонок, кошка и котенок д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «Опиши животное», д/у «Угадай звук» Домашнее задание «Осень», с ребенком сочинить сказку или рассказ, записать и принести в д/с
Октябрь
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. «Осень в мире растений» Пересказ сказки «Репка» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 38) Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; - словарь и грамматика: учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука м, учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса (произнесение звукоподражаний на низких и высоких нотах, обратить внимание на наличие звука м в словах. Настольный театр «Репка», игрушки кошка, котенок, мышка д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Беседа «Моя любимая бабушка» Закреплять в активном словаре названия детенышей животных
2. «В мире животных» Составление описательного рассказа о животных по картинкам («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 55) Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять в речи названия знакомых животных, игрушек, их качеств (цвет, величина, детали); закреплять правильное произношение звуков т – т’, д – д’, н – н’; учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание детей на вопросительную интонацию. Барабан, дудочка, колокольчик кукла, разборный домик, картинки д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Лошадка» Закреплять правильное произношение звуков т – т’, д – д’, н – н’
3. Дедушки, бабушки – мои друзья Описание внешнего вида куклы Оли («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 25) Учить рассматривать предметы, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий и описательный рассказ; учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительные и прилагательные в роде, числе; уточнить и закрепить правильное произношение звука о (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука о в словах Кукла-блондинка в платье, туфельках, носочках, на голове бант; кукла-брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета. Игрушки: Доктор Айболит, ослик д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «Найди отличия» Закрепить правильное произношение звука о
4. Край в котором мы живем Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 29) Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ; учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий, согласовать существительные и прилагательные в роде, числе; уточнить и закрепить правильное произношение звука э (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на слова с этим звуком. Игрушки–грузовая машина, медвежата, коза; елки разной величины; куклы–мальчик и девочка д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «Кто как кричит» Закрепить правильное произношение звука э
Ноябрь
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. Мои любимые игрушки Составление рассказа об игрушках– котенке, зайчонке («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 31) Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы; учить образовывать уменьшительно- ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном числе с изображениями на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение ы, учить правильно произносить ы в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком Игрушки–мышка, котенок, зайчонок, 3-4 утенка, лягушонка или картинки; картинка дом с трубой, из трубы идет дым д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «Кто это?» Закрепить правильное произношение ы
2. Расту здоровым Описание игрушек – козлика, ослика, парохода («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 35) Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке; - словарь и грамматика: показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай, познакомить с антонимами; закрепить правильное произношение звуков, учить четко произносить их в словах и различать на слух; различать слова, близкие по звучанию; вслушиваться в речь воспитателя; развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот). Игрушки–медвежонок, пароход, ослик, козлик, мишка; султанчики; горка, выполненная из строительного материала д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание, конструирование Д/и «Кто это?», игра «Что напутал Буратино?» Развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот)
3. Моя семья Описание предметов одежды куклы Оли («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 40) Учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет; закрепить правильное произношение звуков п – п’; учить отчетливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками. Обратить внимание на наличие п в словах. Кукла и одежда для неё; Петрушка; картинки–пальто, платье, пирамидка, поезд д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «Что это?» Закрепить правильное произношение звуков п – п’
4. Моя мама лучше всех Составление описательного рассказа об игрушках – мышке и мишке («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 43) Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке; учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай); использовать предлоги в, на, под, около, перед; закреплять правильное произношение б – б’, учить различать на слух изучение музыкальных инструментов: барабана, балалайки, бубна. Грузовая автомашина, бубен, барабан, балалайка, мишка, мышка д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Угадай по звуку» Анкетирование родителей «Домашнее чтение с ребенком»
Декабрь
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. В гостях у сказки Пересказ сказки «Козлята и волк» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 77) Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»; приучать отчетливо и правильно произносить звук с, изолированный и в словах. Настольный театр к сказке, картинка на которой изображены осы д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Театрализованная деятельность Консультация «Воспитание доброты у ребенка»
2. Зима (Мир растений) Описание овощей и фруктов («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 72) Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные (в том числе антонимы); закреплять правильное произношение звуков в– в’; учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе. Игрушечный зайчонок, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «Кто что ест?», загадки об овощах Закреплять правильное произношение звуков в– в’
3. Зима (Мир животных) Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 57) Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К. Чуковского по вопросам; закреплять произношение к – к’; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками. Игрушки–курица, цыплята, петух, черный кот; д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание, чтение Рассказывание сказки Закреплять произношение к – к’
4. Новый год. Фабрика Деда Мороза Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 45) Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия; закреплять правильное, отчетливое произношение звуков м – м’, п – п’, б – б’ в словах и фразах; учить различению на слух звукоподражаний; учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса. Игрушки–кошка, корова, коза, барабан, лягушка, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, баран, утята, зайчата, котята д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание, составление рассказа Д/и «Кто это?» Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков м – м’, п – п’, б – б’
Январь
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. Каникулы
2. Каникулы
3. Зимние забавы Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 47) Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; составлять рассказ вместе с воспитателем; закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств (величина, цвет); учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно, широкий – узкий); закреплять произношение звуков т – т‘, учить произносить звукосочетание (топ-топ-топ) в различном темпе, с различной громкостью. Картина «Катаемся на санках» (9, рис 2); игрушки– большой медведь, медвежонок, барабан д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Беседа по картине Малые зимние олимпийские игры
4. Зимние забавы Описание кукол Даши и Димы («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 49) Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя; учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать существительные с прилагательном в роде; закреплять произношение звуков д – д’. Пары предметов: куклы, мячи, ведерки (все разного размера); дудочка и колокольчик д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Составление рассказа, д/и «отгадай» закреплять произношение звуков д – д’
Февраль
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. Неделя доброты Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 61) Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных; закреплять правильное произношение х, обращать внимание на наличие этого звука в словах. Игрушки– петух, лиса, пароход; пары предметов, разных по величине и цвету: пирамидки, ленточки, матрешки…. д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Составление рассказа,
игра «Чего не стало?» Закреплять правильное произношение х
2. В мире профессий Проведение игры «У Кати день рождения» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 63) Учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия, промежуточные признаки; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу; закреплять правильное произношение звуков к, г, х, к’, г’, х’; учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно. Картинки; Игрушки для игры в магазин д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «У Кати день рождения»,
Игра «Куклы рисуют и гуляют» Консультация «В какие речевые игры можно играть дома»
3. День защитника Отечества Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 66) Учить по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные знаки. Игрушки– медвежонок, лисёнок; картинки д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Д/и «О ком я говорю?»,
Игра «Сравни разных зверят»,
Игра «Кто лучше похвалит?» Сравнивать разных животных, выделяя противоположные знаки.
4. Народные праздники и обычаи Составление сюжетного рассказа по набору игрушек («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 69) Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов; закреплять правильное произношение звуков ф – ф’, учить плавно, протяжно, на одном выдохе произносить этот звук. Куклы–девочка и мальчик; игрушки: собака, два флажка, две конфеты…. д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Составление описательного рассказа Закреплять правильное произношение звуков ф – ф’
Март
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. Мамин день Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 85) Учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине; активизировать в речи прилагательные и глаголы; воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звук з в словах и предложениях. Картина «Кошка с котятами» (10, рис 1) д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание, прослушивание Разучивание чистоговорки Конкурс «Мамины руки»
2. Народная культура Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 74) Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно; учить использовать в речи слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков ф – ф’, в – в’, учить слышать эти звуки в словах, выделять их голосом; регулировать силу голоса (громкость речи) Куклы–девочка и мальчик; собаки, флажки, конфеты по 2 шт д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Кукла веселая и грустная»,
Игра «Назови одним словом» Закреплять правильное произношение звуков ф – ф’, в – в’
3. Театральная неделя Описание предметов посуды («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 78) Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции; знакомить с производными словами (сахар – сахарница т. п.); закреплять правильное произношение с, учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах. Куклы–девочка и мальчик; посуда для чаепития; картинки–стул, стол, валенки, пальто д/и, беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Кто назовет больше действий?»,
Игра «Где что можно делать»,
Игра «Закончи предложение» Составлять совместно короткий рассказ
4. Книжная неделя Название предметов мебели. («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 81) Употребление пространственных предлогов Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных (ручки – ручек, ножки – ножек); закреплять правильное произношение звуков с– с’, учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью. Кукольная мебель, кукла, утята, котята, зайчата д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Кто что умеет делать» Закреплять правильное произношение звуков с– с’
Апрель
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. Весна (Мир растений) Составление рассказа на тему из личного опыта («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 83) Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ (два – три предложения) на тему из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы; закреплять правильное произношение звуков с – с’, учить слышать и выделять звук с в словах, произносить фразы с различной громкостью. Игрушки–собака, кошка, медведь; картинки–самолет, лиса, дом, елочки д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Разгадывание загадок Консультация «Игрушки в жизни ребенка»
2. Весна (Мир животных) Составление описательного рассказа о животных по картинкам («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 90) Учить составлять короткие рассказы по картинке; закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных – названий детенышей; учить отчетливо произносить звуки з – з’, выделять эти звуки из слов. Картинки комара, животных и их детенышей д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Составление описательного рассказа Учить отчетливо произносить звуки з – з’
3. Мы едем, едем, едем (Транспорт) Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 59) Учить составлять рассказ по картине («Троллейбус и игрушки», ориентируясь на образец, предложенный воспитателем; учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет; закреплять правильное произношение звуков г – г’. Картина «Троллейбус и игрушки» (9, рис 5) картинки–гусь и голуби д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Составление рассказа по картине Закреплять правильное произношение звуков г – г’
4. Я в мире человека Составление рассказа по картине «Куры» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 87) Учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ по картине; учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прилагательными, глаголами; закреплять правильное произношение звуков з – з’. Картина «Куры» (10 рис2); игрушки–кукла, заяц д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Расскажи о прогулке» Закреплять правильное произношение звуков з – з’
Май
№ недели Тема,
литература Программное
содержание Материал Методические приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
1. Разноцветный мир (Сенсорика) Проведение игры «Что в мешке у Буратино» («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 52) Учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ; упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе; закреплять правильное произношение звуков н – н’. Пары предметов: матрешки, пирамидки, ленточки, лошадки, утята, Буратино, качалка-лошадь, мешочек д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Что в мешке у Буратино», игра «Лошадка» Закреплять правильное произношение звуков н – н’
2. Весна-красна Составление описания по предметной карте («Развитие речи детей 3– 5 лет» О. С. Ушакова Стр. 91) Учить составлять короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук ц, выделять этот звук на слух; закреплять правильное произношение звуков с – з; учить регулировать темп речи Петрушка; индивидуальные картинки с изображением животных; набор картинок д/и,беседы, рассматривание, сравнение, проговаривание Игра «Разложи картинки» Закреплять правильное произношение звуков с – з
3. Диагностическое занятие Проверить умение детей с помощью взрослого составлять короткий рассказ, отвечать на вопросы воспитателя; умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
4. Диагностическое занятие Проверить умение детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с игрушками, животными и их состоянием, с возможными действиями человека.