Ольга Баранова
Перспективное планирование работы с группой детей, имеющих трудности в обучении.
▼ Скачать + Заказать документы
Направления коррекционной работы Цели и задачи коррекционной работы по данному направлению
1 Формирование учебной деятельности. • формировать содержательную учебную мотивацию;
• развивать умение ориентироваться в задании, предложенном:
- в наглядной форме;
- в устной словесной форме;
• формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания;
• формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности:
- на этапе принятия задания;
- на этапе выполнения задания;
- на этапе завершения задания;
Публикация «Перспективное планирование работы с группой детей, имеющих трудности в обучении,» размещена в разделах
• формировать умение осуществлять самооценку своей деятельности и исправлять допущенные ошибки;
• развивать личностные компоненты познавательной деятельности:
- познавательную активность;
- самостоятельность;
- произвольность деятельности:
1) удержание инструкции;
2) подчинение своих действий заданной системе требований; умение действовать по правилу;
3) удержание программы выполнения заданий:
- вербального характера;
- невербального характера;
4) распределение внимания по ряду признаков одновременно;
5) умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца:
- по наглядному образцу;
- словесной инструкции;
- собственному замыслу.
2 Формирование содержательной учебной мотивации.
3 Формирование умения планировать свою деятельность при выполнении задания.
4 Формирование умения осуществлять самоконтроль своей деятельности.
5 Развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
6 Развитие пространственной ориентировки • уточнять представления о форме предметов;
• формировать дифференцированные представления о величине (длинный – короткий, тонкий – толстый, широкий – узкий, высокий – низкий);
• развивать представления о схеме тела:
- выше, ниже;
- над, под, между;
- правый, левый;
• развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях пространства по отношению к себе:
- вверху, внизу; выше – ниже; вверх, вниз;
- над, под, между;
- ближе, дальше;
- перед, за; вперёд, назад;
- справа, слева; направо, налево;
- раньше – позже;
- первый - последний;
• формировать представления о пространстве объектов (трёхмерное пространство) :
- ориентироваться в расположении объектов относительно собственного тела;
- ориентироваться в направлениях пространства относительно собственного тела;
- ориентироваться в пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении;
- ориентироваться во взаиморасположении объектов при заданном направлении;
• развивать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги (двухмерное пространство);
• формировать представления о временных последовательностях:
- времени суток;
- времён года;
- дней недели;
• формировать навыки ориентировки во времени:
- ориентироваться во времени по часам;
- оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас (сегодня, вчера, завтра);
-ориентироваться в перечне событий, выстроенном в порядке их последовательности во времени;
формировать представления о длительности явлений (событий)
7 Формирование умения уточнять представления о форме предметов;
8 Формирование дифференцированных представлений о величин
9 Развитие представления о схеме тела
10 Развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях пространства по отношению к себе:
11 Формирование представления о пространстве объектов (трёхмерное пространство) :
12 Развитие умения ориентироваться на плоскости листа бумаги (двухмерное пространство);
13 Формирование представления о временных последовательностях:
14 Формирование представления о длительности явлений (событий)
15 Развитие зрительного восприятия • развивать умения дифференцировать цвета и их оттенки;
• развивать умения в области предметного восприятия:
- узнавать, дифференцировать изображения предметов с разным количеством информативных признаков;
- узнавать изображение предмета в разных ракурсах;
- идентифицировать индивидуализированные изображения;
- умения зрительного анализа и синтеза предметного изображения;
• формировать образы – представления;
• развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;
• развивать умения в области символьного восприятия:
- дифференцировать зрительные образы букв;
- дифференцировать зрительные образы цифр;
- умения зрительного анализа и синтеза изображения символов (букв, цифр)
16 Развитие зрительного анализа и синтеза
17 Развитие интегративных функций • развивать координацию в системе «глаз - рука» (зрительно – моторная интеграция);
• развивать координацию в системе «ухо - рука» (слухо – моторная интеграция);
развивать координацию в системе «ухо – глаз - рука» (слухо – зрительно - моторная интеграция)
18 Зрительно – моторная интеграция
19 Слухо - моторная интеграция
20 Слухо – зрительно - моторная интеграция
21 Развитие слухового восприятия - различать, дифференцировать неречевые шумы, звуки;
- умения, характеризующие развитие чувства ритма;
- различать воспринимаемые ритмы;
- воспроизводить заданные ритмы;
• развивать фонематическое восприятие:
- дифференцировать фонемы на слух;
- дифференцировать фонемы в собственном произношении;
• формировать умения фонематического анализа:
- умения простого фонематического анализа:
* выделять (узнавать) звук на фоне слова;
* выделять звук из слова (в начале и в конце слова);
- умения сложного фонематического анализа:
* определять место звука в слове;
* определять последовательность звуков в слове;
* определять количество звуков в слове;
• формировать умения фонематического синтеза;
• формировать чёткие фонематические представления (умения подбирать слова на заданный звук);
• формировать фонематическую компетенцию:
- умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов (умения пере-кодирования) :
* переводить звуковой код в другую знаковую систему (фонема – артикулема – графема);
* переводить знаковую систему в звуковой ряд (графема – артикулема – фонема)
22 Совершенствование умения слухового восприятия неречевых звуков:
23 Развитие фонематического восприятие
24 Формирование умения фонематического анализа:
25 Формирование умения фонематического синтеза;
26 Формирование чёткие фонематические представления (умения подбирать слова на заданный звук);
27 Развитие мелкой моторики рук • укреплять мышцы кистей рук;
• развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья;
• развивать координацию движений пальцев рук:
– статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы);
– динамическую координацию движений;
– ритмическую координацию движений, переключаемость;
– развивать навыки одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук (согласованности действий обеих рук);
• формировать графические умения:
– обводка по трафарету, шаблону, контуру;
– проведение прямых линий;
– проведение линий разной конфигурации;
– штрихование
28 Развитие подвижности и укрепление мышцы кистей рук
29 Развитие координации движений пальцев рук.
30 Формирование графических умений
31 Развитие артикуляционной моторики • развивать умение анализировать и сравнивать совокупности формировать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, развивать артикуляционные мышцы;
• формировать артикуляторные уклады звуков;
развивать умения чёткого артикулирования и произнесения звуков в словах, фразах.
32 Развитие умения чёткого артикулирования и произнесения звуков в словах,
33 Развитие умения чёткого артикулирования и произнесения звуков в фразах.
34 Дифференциация
35 Развитие языкового анализа и синтеза
36 Развитие количественных представлений • развивать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, близкие по количеству, использовать словесные определения равенства (столько же, одинаково, поровну) и неравенства (больше, меньше);
развивать умение уравнивать неравночисленные группы предметов, используя два способа уравнивания (добавления предмета, удаление лишнего предмета)
37 Развитие умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, близкие по количеству
38 Развитие умение уравнивать неравночисленные группы предметов, используя два способа уравнивания
39 Развитие анализа и синтеза
40 Развитие памяти • развивать объём и темп запоминания наглядного материала;
• развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала;
• формировать умения межмодального переноса:
– из тактильной в зрительную модальность;
– из тактильной в слухоречевую модальность;
– из зрительной в тактильную модальность;
– из зрительной в слухоречевую модальность;
– из слуховой в зрительную модальность;
– из слуховой в тактильную модальность;
• формировать умение запоминать материал, используя приё мы создания внешних опор:
– подсчёт;
– ассоциация;
– мнемосхема;
– группировка;
• формировать умение запоминать материал, используя приё мы создания смысловых опор:
– опорные пункты;
– группировка;
– классификация;
– достраивание материала;
– структурирование;
–аналогия
41 Развитие объёма и темпа запоминания наглядного материала;
42 Развитие объёма и темпа запоминания слухоречевого материала;
43 Формирование умения межмодального переноса:
44 Формирование умение запоминать материал, используя приёмы создания внешних опор
45 Формирование умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор
46 Развитие мышления • развивать умения мыслительного анализа и синтеза:
– выделять детали и систему признаков (свойств) объектов;
– воссоздавать образ объекта путём мыслительного соединения частей объектов в одно целое и сочетания отдельных их свойств (на основе восприятия, воспоминаний или представлений);
– выделять существенные и второстепенные признаки объектов;
• развивать умение проводить сравнение:
– устанавливать сходство и различие между объектами (непосредственно и опосредованно);
–выделять существенные признаки сравниваемых объектов;
– выполнять многостороннее сравнение объектов;
• развивать умение группировать объекты :
– по заданному признаку с опорой на зрительный образ и на представления;
– по самостоятельно найденному основанию;
– определять основание объединения в группу заданной совокупности объектов;
– включать объекты в разные системы обобщений;
• развивать комбинаторные умения;
• объединять предметы в классы и выделять подклассы;
• обобщать и конкретизировать понятия;
• развивать умения устанавливать отношения:
– противоположности;
– последовательности;
– функциональные отношения;
– «род – вид»;
– «целое – часть»;
– «причина – следствие»;
• развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;
• развивать умение выполнять сериацию – ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (величине, виду, громкости, яркости);
• развивать умения логического и творческого мышления:
– видеть проблемы;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперименты;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
–доказывать и защищать свои идеи
47 Развитие умения мыслительного анализа и синтеза:
48 Развитие умение проводить сравнение:
49 Развитие умение группировать объекты :
50 Развитие комбинаторные умения;
51 Обобщение и конкретизированные понятий;
52 Развитие умения устанавливать отношения:
53 Развитие умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;
54 Развитие умение выполнять сериацию – ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (величине, виду, громкости, яркости);
55 Развитие умения логического и творческого мышления
56 Развитие устной речи • развивать лексическую подсистему речевого умения:
– расширять объём словаря, развивать умения точного использования слов;
– формировать систему обобщающих слов-понятий (родовых, видовых);
– развивать антонимические и синонимические средства языка;
• развивать грамматическую подсистему речевого умения:
– точное, согласно грамматическому значению, использование слов;
– навыки словоизменения на уровне словосочетания, предложения, в связной речи;
– навыки словообразования: существительных, прилагательных от существительных, образование глаголов (возвратных глаголов, совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов);
– формировать синтаксическую структуру предложений
• развивать умения связной речи:
– формировать умение пересказывать текст цепной и параллельной организации;
– формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, на заданную тему
57 Развивать лексическую и грамматическую подсистемы речевого умения:
58 Развивать умения связной речи
59 Развитие языкового анализа и синтеза • развивать умения языкового анализа и синтеза на уровне текста, представленного в устной и письменной форме;
• развивать умения языкового анализа и синтеза на уровне предложения, представленного в устной и письменной форме;
• развитие умения слогового анализа и синтеза слова, представленного в устной и письменной форме
60 Развитие умения слогового анализа и синтеза слова, представленного в устной и письменной форме
Литература:
1. В. В. Гладкая Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении
2. Т. В. Варенова Коррекционная педагогика
3. Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие. Составители: Н. Н. Баль, И. Н. Логинова
4. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2003.