Регина Коростова
Перспективное планирование работы с детьми по теме «Растительный мир Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать первичные представления о растительном мире Прибайкалья, о растениях смешанного сибирского леса: сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр, береза, рябина, купальница (жарок, рододендрон даурский.
Краткая информационная справка. Лес состоит из разных растений – деревьев, кустарников, травянистых растений, включает животных, микроорганизмы биологически связанных между собой в своем развитии и влияющих друг на друга. В Иркутской области площадь, покрытая лесом составляет 74.5% территории. Породный состав разнообразен. Из хвойных – сосна, сосна сибирская (кедр, ель, лиственница. Из лиственных – береза, осина. Из кустарниковых – рябина, рододендрон даурский, шиповник. Цветы украшают лес – купальница азиатская (жарок, водосбор сибирский (колокольчик, башмачки. Растения живут сообществами, местообитание служит источником средств жизни.
Публикация «Перспективное планирование работы с детьми по теме „Растительный мир Прибайкалья“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Прибайкалье
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:
Коммуникативная
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Вопросы по внешнему виду растений
-Рассказ воспитателя о внешнем виде и способах ухода
-Рассматривание и рассказывание (дети описывают состояние растений от условий)
-Обсуждение порядка ухода, посадки и др.
-Введения в речь понятий (видовых и родовых)
-Рассматривание и обсуждение растений на фотографии, картине, альбоме
-Беседы о растениях (деревьях, кустарниках, цветах)
-Отгадывание и загадывание загадок (описательных)
-Разучивание стихотворений о растениях
Игровая
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
Сюжетные игры:
- «Юные следопыты на Байкале»
-«Аптека Байкальский целитель»
-«Ярмарка - дары природы Байкала»
Дидактические игры:
-«Рыбы, грибы, ягоды, цветы»
-«Растения подводного мира Байкала»
Игра-драматизация по произведению Живые цветы Байкала: семейство бабочек//Сибирячок. – 2008-№4
Познавательно-исследовательская
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов, открыток, буклетов; рассматривание схем, карты Прибайкальского парка
-Наблюдение за сезонными изменениями деревьев; за трудовыми действиями дворника
-Циклические наблюдения «Береза на участке детского сада»
-Экскурсия в березовую рощу, смешанный лес
-Решение проблемных ситуаций: «Сломано дерево на участке»
-Экспериментирование с растениями «Для чего корешки», «Движение воды», «Растения дышат»
-Коллекции: открытки «Растения смешанного сибирского леса» - деревья, кустарники, травянистые растения
-Мастерская (обсуждение и изготовление макета «Смешанный лес»)
-Проектная деятельность: выкладывание из мозаики сосны обыкновенной, сосны сибирской, ели
Развивающие игры «Разрезные картинки», «Путаница», «Растительный мир сибирского леса»
Чтение художественной литературы
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Рассказы, сказки, проза
Горбунов А. Дикая роза: (шиповник)// Сибирячок. – 2003. №5,
Молчанов-Сибирский ИИ. Таежная тропинка (избранные стихотворения). – Иркутск: ОГИЗ, 1948г. ,
Бунтовский С. «Экологически чистые сказки с берега Байкала», Киселев В. В. «Не в зверинце, а в тайге», Лиштва А. В. «Первоцветы Байкала», Стародумов В. «Подснежник и багульник», Стародумов В. «Как Таню цветы выучили»
Трудовая
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Задания: «Подбери картинки для украшения коробок» (растениями сибирского леса и луга); подобрать эскизы для оформления открыток, приглашений к празднику отображающие деревья, растения, ягоды; изготовление плоскостных и объемных фигур для оформления макета; подобрать материал и информацию для создания стилизованной карты «Богатство сибирского леса»
-Совместные действия дворника и детей по сгребанию снега к деревьям и кустарникам (чтобы им было тепло) и другие
-Совместные действия мальчиков и девочек по поддержанию порядка на участке и уходу за растениями луга и леса
-Совместные действия с родителями и воспитателями по посадке деревьев и кустарников на участке детского сада, посеву семян
-Совместные действия детей и воспитателя по изготовлению фото коллажа «Хорошо у нас в лесу», организации на участке уголка леса, луга с соответствующими представителями растений
-Проект: фото коллаж «Хорошо у нас в лесу»
-Дежурство по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности.
-Индивидуальные и групповые поручения по теме
Продуктивная
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:
-Рассматривание картин А. Ш. Закиров «Таежный натюрморт», В. С Рогаль «Натюрморт», А. С. Жарков «Сибирский пейзаж», Б. И. Лебединский «Багульник в Саянах», Г. А. Мамилов «Чайки»
-Художественное конструирование из бумаги «Байкальский букет»
-Рисование «Редкие растения Байкала», «Сказки старого кедроа»
-Коллаж «Цветочное ожерелье Байкала»
Взаимодействия с семьями детей
-Фотовыставка «Растения Прибайкалья»
-Совместный просмотр с родителями видеофильма о растениях Прибайкалья
-Выставка совместных рисунков «редкие растения Прибайкалья»
-Совместное с родителями пополнение игровой зоны силуэтами деревьев сибирского леса; подобрать материалы для гербариев; атрибутов для театрализованной деятельности; подготовка материалов для проекта (раскладывание на листе ватмана, приклеивание фотографий); создание макета «Леса, луга Сибири»
-Индивидуальные задания для родителей: записать видео фильм о поездке и отдыхе в лесу; сфотографировать красивые лесные места, деревья, растения, травы для оформления фото коллажа.
-Совместные действия с родителями и воспитателями по посадке деревьев кустарников на участке детского сада, посеву семян
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей
-Разыгрывание знакомых сюжетов «Юные следопыты на Байкале» и другие
-Несложные дидактические игры
-Разыгрывание сюжетов о подготовке растений, водорослей к зиме, на теневом экране, в уголке театрализованной деятельности
-Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов, открыток, календарей, коллекций, фотоальбомов, книг
-Элементарное экспериментирование с предложенными материалами в уголке экспериментальной деятельности по теме
-Моделирование роста и развития растения.
-Художественный труд «Цветы»
-Рассматривание книг, энциклопедий о растениях
-Пластинография, аппликация, рисование в нетрадиционной технике (с помощью пищевой пленки, витраж) по теме
-Дидактические игры «Найди пару», «Подбери похожий (листок, цветок, «Расположи по порядку»
Итоговое мероприятие
-Коллективный экологический проект «Этот удивительный мир природы»
-Развлечение «Все это называется природа»