Елена Малуйшкене
Перспективное планирование работы по ознакомлению дошкольников с родным краем на примере города Пскова в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование работы по ознакомлению дошкольников с родным краем на примере города Пскова
Сентябрь.
Тема
«Моя семья»
Задачи:
1) формировать у детей представление о семье, своем месте в ней;
2) формировать этические эталоны поведения в семье;
3) закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье;
Темочки:
4) воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи.
- НОД «Дружная семейка» или «Семья»;
- беседа «Семья» :
Воспитатель проводит с детьми индивидуальные беседы о членах семьи: - С кем ты живешь? - Есть ли у тебя бабушка и дедушка? - Как зовут твою маму, папу и др.? - Есть ли у тебя брат или сестра? - Они старше тебя или младше? - Ты знаешь, сколько им лет? - У тебя большая семья? - Давай посчитаем, сколько в твоей семье человек: мама, папа, бабушка, и т. д. - Как ты думаешь, что такое семья?
- беседа «Как я дома помогаю»;
- рассматривание сюжетных картинок, выявление родственных отношений: папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра);
- рассматривание семейных фотографий.
- дидактическая игра «Ласковые имена» : научить детей использовать ласковые имена, вежливо обращаться друг к другу и членам семьи;
- дидактическая игра «Помощники в семье».
- рисование «Моя семья»;
- аппликация «Цветок – Родная семья»
Составляется цветок:
«Цветок наш зовется «Родная семья»,
Его лепестки – сестренка и я.
Папа и мама у нас стебельки,
Дедуля с бабулей в семье корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга.
Все мы в семье своей любим друг друга!».
- Я Аким «Мой брат Миша», «Бабушка»
- Т. Петрушина «Когда я был маленьким»
- Н. Артюхова «Трудный вечер»
- Е. Благинина «Посидим в тишине»
Октябрь.
Тема
«Мой родной город»
Задачи:
1) продолжать знакомить детей с родным городом;
2) закреплять знание детьми домашнего адреса и адреса детского сада;
3) воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
- НОД «Знакомство с городом» или «Родной город»;
- рассматривание фотографий из альбома «Псков» с видами города;
- беседа «Где ты живешь?»
Воспитатель беседует с детьми о домашних адресах, напоминает детям, зачем нужно знать свой домашний адрес, предлагает проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся в магазине, к тебе подошел полицейский и спрашивает, где ты живешь, какой твой домашний адрес. Если ты будешь знать свой адрес, он сможет помочь быстро найти родителей или отведет домой».
- целевая прогулка по близлежащим улицам «Обслуживание горожан»
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразные учреждения: школа, магазин, аптека, почта, парикмахерская. Везде работают люди. Каждый делает то, что умеет, старается делать хорошо, чтобы другим людям было удобно.
- экскурсия на почту;
- рассматривание иллюстраций в книжке-раскраске «О том, как мы с тобой по городу идем».
- сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Воспитатель предварительно готовит с детьми вывески, подсказывающие, какое учреждение здесь находится (магазин, аптека, библиотека, мастерская и др.) Игра может пополняться в течение года новыми вывесками.
- дидактическая игра «Кто узнает это место?»
Дети на открытках и иллюстрациях узнают знакомые места в Пскове, рассказывают, где это находится.
- аппликация «Вывески в нашем городе»;
- рисование «Почтовая открытка»;
- рисование «Золотая осень в Пскове».
- П. Воронько «Лучше нет родного края» ;
- Л. Осипова «Велик прекрасен…»;
- Е. Трутнева «Осень»;
- И. Виноградов
«Я иду по улице
Утренней порой,
Все тобой любуются.
Здравствуй, город мой!»;
- В Алексеева
«Я только здесь бываю дома,
Мой Псков, зеленый и седой,
Весь до балкончика знакомый,
Весь до кирпичика родной».
Ноябрь.
Тема
«Транспорт нашего города»
Задачи:
1) расширять представления детей о транспорте в городе;
2) научить классифицировать транспорт по назначению и среде передвижения (наземный, водный, воздушный);
3) воспитывать интерес и уважение к профессиям людей, связанных с транспортом.
- НОД «Общественный транспорт» или
«Транспорт нашего города»;
- рассматривание картины «Улица города»;
- рассматривание игрушечного транспорта: обратить внимание на различия грузового и пассажирского транспорта, подвести к пониманию, что устройство кузова зависит от груза, который перевозит машина;
- целевая прогулка к светофору;
- наблюдение за работой транспорта.
- дидактическая игра «Подбери груз к машине»;
- дидактическая игра «Светофор»;
- дидактическая игра «Что нужно для поездки?»;
- дидактическая игра «На чем я путешествую?»;
- подвижная игра «Такси».
- рисование «Мы едем на автобусе по городу»;
- аппликация «Машины на нашей улице»;
- конструирова-ние (из бумаги) различных видов транспорта;
- конструирова-ние транспорта из строительного материала.
- чтение рассказов о транспорте:
««Почему пожарные машины красные?»,
«Как узнать бензовоз?»,
«Какая машина с собой ежика возит?»,
«Какие машины одни и те же слова возят?»;
- загадывание загадок о транспорте;
- заучивание стихотворения «Это машина» :
«Это машина,
Это у машины кабина,
А это у машины мотор,
А в кабине работает шофер.
А это у машины кузов,
А в кузове возят разные грузы.
В этой – арбузы,
Полный кузов спелых арбузов»;
- Б Житков «Что я видел?».
Декабрь.
Тема
«Город и село»
Задачи:
1) расширять представления детей о городе (много улиц, площадей, многоэтажных домов, театров, предприятий, транспорта и т. д.);
2) показать различие города и села (на основе архитектурных особенностей и труда людей в городе и на селе);
3) воспитывать уважение к сельским труженикам.
- НОД «Город и село»;
- беседа «Зима в Пскове»;
- составление рассказов «В наш город пришла зима»;
- беседа «Как псковичи готовятся к встрече Нового года?»;
- целевая прогулка «Дома на нашей улице» (многоэтажные, многоквартирные, центральное отопление и т. д.);
- беседа «Откуда хлеб пришел на стол» (о труде хлеборобов).
- дидактическая игра «Назови отличия» : сравнение иллюстраций города и села (в городе много улиц, а в деревне мало; многоэтажные дома в городе и одноэтажные в деревне; разнообразный транспорт в городе и т. д.);
- дидактическая игра «Посылка из деревни»;
- театрализованная игра «Гости из деревни».
- рисование «Снег, снег кружится, белая вся улица» (село);
- рисование «Наша улица вечером» (город);
- коллективная аппликация «Сельская улица».
- Л. Воронкова «Маленький Соколик»;
- С. Михалков «Моя улица»;
- Б. Житков «Что я видел»;
- С. Погоре-ловский «Хлебушко».
Январь.
Тема
«Архитектура нашего города»
Задачи:
1) научить дифференциро-вать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т. д.);
2) познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, коттеджи, кинотеатры, дома культуры, спортивные сооружения и т. д.);
3) показать взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.
- НОД «Здания родного города»;
- беседа «Кто такие псковичи?»
Воспитатель рассказывает детям что тех, кто живет в Пскове, называют псковичи. Жителей других городов называют по названию города (москвичи, петербуржцы и т. д.). Дети, хоть и маленькие, тоже псковичи. Все псковичи любят свой город, строят новые красивые дома, берегут исторические здания. В наш город приезжают гости из других городов. Псковичи знакомят их с нашим городом, его историей, стараются, чтобы гостям Псков тоже понравился.
- беседа «Строительство в родном городе»;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий с изображением разных архитектурных сооружений города «Красивые здания нашего города».
- дидактическая игра «Построим дом»;
- дидактическая игра «Дом, в котором я живу»;
- строительная игра «Как настоящие строители»;
- дидактическая игра «Я живу на … этаже».
- рисование «Дом, в котором я живу»;
- конструирование из строительного материала «Строим, строим новый дом, огромный дом»;
- лепка «Проложим дорожку из камешков к домику»;
- аппликация «Многоэтажные дома».
- С. Баруздин «Кто построил этот дом?»;
- А. Бродский «Мой брат»
«В доме, полном света,
Новый детский сад,
Дом построил этот
Каменщик – мой брат.»,
- А. Шабанов
«С каждым годом ты краше и краше,
Свято время твоих веков.
В непробудную толщу башен
Ты одет был когда-то, Псков».
Февраль.
Тема
«Наши защитники»
Задачи:
1) познакомить детей с памятниками защитникам Отечества в Пскове (Вечный огонь на пл. Победы, танк на пл. Десантников, памятник десантникам в Черехе, мемориалы в Крестах и на ул. Юбилейной);
2) сформиро-вать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время);
3) воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.
- НОД «Наши защитники»;
- беседа «Наша армия»;
- рассказ воспитателя о российском флаге;
- рассматривание иллюстраций с изображением военных разных родов войск (летчиков, пехотинцев, танкистов, десантников, моряков и др.);
- рассматривание иллюстраций с изображением военной техники;
- беседа «Мой папа» (где работает, что делает на работе, чем любит заниматься, чем интересно заниматься вместе с папой);
- развлечение «День защитника Отечества».
- дидактическая игра «Что в военном пакете?»;
- упражнение «Готовлюсь быть солдатом»;
- подвижные игры
«Стенка – мишень», «Снайперы», «Кто дальше?».
- рисование «Портрет папы»;
- лепка «Летят самолеты»;
- аппликация «Открытка для папы»;
- конструирование «Военный аэродром».
-Л. Длуголенский «Что могут солдаты?» (;
- О. Высотская «Мой брат уехал на границу»;
- Г. Ходырев «Пограничник»;
- В. Степанов «Наша армия» ;
- Любимцева «23 февраля».
Март.
Тема
«Природа нашего города»
Задачи:
1) продолжать знакомить детей с природой ближайшего окружения (реки в городе, парки и скверы и др.);
2) закреплять представления детей о некоторых природных особенностях нашего края (леса, реки, растения, животные и птицы);
3) научить понимать и ценить красоту природы родного края.
- НОД «Природа нашего края»;
- беседа «Весна в лесу»;
- НОД «Весна в городе»;
- целевая прогулка «Весна на участке детского сада»;
- беседа «Птицы в нашем городе»;
- рассказ воспитателя «Наши реки».
- дидактическая игра «Что растет на грядке»;
- дидактическая игра «Когда это бывает»;
- дидактическая игра «У кого какой домик»;
- дидактическая игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет»;
- подвижная игра «Медвежья берлога»
- рисование «Пришла весна»;
- лепка «Возвращаются певцы»;
- аппликация «Лодки на реке»;
- конструирование из природного материала.
- Л. Осипова «В русский лес пришла весна» ;
- «Великая – красавица,
Широка и глубока.
Река уловом славится
И кормит рыбака.
В ней крупный лещ
И длинный угорь, Снеток, рыбешка псковских вод…»
- В Степанов «Стихи о животных и птицах»;
- Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы».
Апрель.
Тема
«Милый сердцу уголок»
Задачи:
1) расширять знания детейо местах отдыха, расположенных в городе;
2) формировать представление о том, кто такой «хороший горожанин»;
3) воспитывать культуру поведения в общественных местах.
- НОД «Труд взрослых в родном городе»;
- беседа «Моя малая родина»
Воспитатель беседует с детьми о местах, где дети больше всего любят бывать. Объясняет, что у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой поселок, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и горкой. Словом, малая родина у каждого своя.
- беседа «Как псковичи заботятся о своем городе»
Воспитатель рассказывает, что в городе многое сделано руками горожан. Псковичи трудятся для всех : сделали горку – детям стало интересно играть во дворе, посадили кустарник или цветы на клумбе – и возле дома стало красиво, покрасили стены в подъезде – и в дом стало приятно входить. Сделать все это было нелегко, и поэтому труд людей необходимо уважать. То, что сделано руками горожан, необходимо беречь.
- составление рассказов детьми «Что мне нравится в детском парке»;
-наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов на клумбах, оформление газонов и др.).
- сюжетно- ролевая игра «Катаемся на катере по реке Великой»;
- дидактическая игра «Узнай знакомые места» (по фотографиям с видами Пскова);
- развивающая игра «Скажи, какой» (город Псков - красивый, древний, большой, любимый; река Великая – широкая, глубокая, красивая и т. д.).
- апплика-ция «Цветочные клумбы»;
- рисование «Карусели в детском парке»;
- рисование «Посадим в городе деревья».
- «Малая родина – Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя».
- заучивание стихотворения
«Красив родной наш город,
В котором мы живем,
Всегда наряден, молод,
Прекрасен он во всем».
- В Степанов «Мы сажаем тополя;
- «Люблю я город свой»;
- П. Воронько «Лучше нет родного края».
Май.
Тема
«Достопримечательностинашего города»
Задачи:
1) продолжать знакомить детей с достопримечательностями города : Кремлем, Троицким собором, памятниками А. С. Пушкину, А. Невскому, княгине Ольге;
2) дать представление о том, что у города есть прошлое, настоящее и будущее;
3) воспитывать чувство любви к родному городу.
- НОД «Наш город большой и красивый» или
«Достопримечательности родного города»;
- беседа «Главная достопримечательность родного города»;
- рассматривание иллюстраций и фотографий «Достопримечательности родного города».
- игра-викторина «Знатоки Пскова»;
- сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»;
- дидактическая игра «Найди такую же»;
- дидактическая игра «Что это за памятник?» (рассматривая открытки, определить, что за памятник изображен).
- аппликация «Флажки для украшения праздничного города»;
- рисование «Каменные стражи»;
- конструиро-вание из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт).
- Л Федотова «Там, где Великая…»;
- «Давно основан город Псков»;
- «Снова утро над Псковом встает»;
- М. Львов
«Новым шумом, старой грустью
И сохранностью веков
Завораживает Русью
Древнерусский город Псков».