Наталья Панькова
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1 Блок «Живая природа» Диагностики:
- анкетирование «Изучение познавательных интересов» С. В. Юркевич;
- выявление уровня исследовательской деятельности по А. И. Савенкову. Наблюдение в природе:
- за многообразием листьев, цветов;
- распространением семян;
растениями на огороде;
- насекомыми;
- стеблями различных растений;
- травянистыми растениями;
- поведением птиц;
- овощами на грядке.
Дидактические игры:
- «Назови растение с нужным звуком»;
- «Что растет в саду, огороде, лесу?»;
Публикация «Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
«Найди листок, как на дереве»;
«Отгадай, что за растение»;
- «Что это за птица?»;
- «Отгадай-ка!»;
- «Вершки и корешки»;
- «Бывает - не бывает» (с мячом);
- «Что это такое?». Творческий конкурс: «Осенний вернисаж»
Цель: совместная деятельность детей и родителей.
2 Блок «Неживая природа» Диагностики:
- анкетирование «Изучение познавательных интересов» С. В. Юркевич;
- выявление уровня исследовательской деятельности по А. И. Савенкову. Наблюдение в природе:
- изменениями в природе, какие приметы осени появились;
-погодой;
-ветром;
-облаками;
-лужами;
-цветом неба;
-вечерним небом;
- первыми заморозками;
- туманом.
Дидактические игры:
«Кто больше знает?»;
«Найди предмет той же формы»;
«Похож - не похож»;
«Угадай, что в мешочке»;
«Придумай сам», «Отгадай-ка!»; Привлечь родителей к пополнению уголка экспериментирования
3 Блок «Физические явления» Диагностики:
- анкетирование «Изучение познавательных интересов» С. В. Юркевич;
- выявление уровня исследовательской деятельности по А. И. Савенкову. Наблюдения в природе:
- движением солнца по небосводу;
- долготой дня;
Дидактические игры:
- «Бывает - не бывает»
- «Что это такое?».
Октябрь
№п/п Название блока Совместная деятельность Взаимодействие
с родителями/ социальными партнерами
НОД режимных моментах
1 Блок «Живая природа»
задачи:
- обогащать представления и знания детей о деревьях и кустарниках;
- учить определять их по листу, плоду, по описанию;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать навыки правильного поведения в природе себя в природе, чтобы не навредить ей.
«Как растет дерево?».
задачи:
- формировать представление о том, что дерево живое;
уточнять знания детей о том, что неоюходимо деревьям для жизни (свет, тепло, влага);
- познакомить детей с предметами изготовленными из дерева, где их используют,
как называют рабочих, обрабатывающих дерево.
Опыт с изделиями из дерева.
задачи:
- показать, что дерево в воде не тонет, а плавает;
- в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки.
- сравнить металл и дерево: что тяжелее
- развивать интерес к исследовательской деятельности.
«Роль воды в жизни деревьев»
задачи:
- дать детям представления взаимосвязи в природе;
- уточнить знания детей о том, какую роль играет вода в жизни дерева. Наблюдение в природе:
- за листопадом
- деревьями;
- окраской и формой листьев;
- березой;
-сравнивание деревьев и кустарников;
-рассматривание
- пожелтевшей листвы;
- семян растений;
- многолетних и однолетних растений;
- почек после листопада;
- веток деревьев;
- листьев на земле;
Дидактические игры:
- «Найди дерево по описанию»;
- «Когда это бывает»;
- «С какого дерева лист?»;
- «С какой ветки детки?»;
- «Похож - не похож»;
Проблемные ситуации:
- что будет если на Земле не останется ни одного дерева….
- могут ли деревья существовать без воды.
Мультимедийная презентация
«Деревья моего двора» задачи: - закрепить знания детей о деревья растущих в наших широтах.
Творческий конкурс: «Осенний вернисаж»
Цель: выставка поделок из природного материала
2 Блок «Неживая природа»
Задачи:
- знакомить детей со стихией воды;
- закреплять знания об осенних месяцах;
- систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе;
- знакомить с народными приметами,
- формировать любознательность и умение наблюдать. «Помощница - вода», по произведению Л. Н. Толстого «Умная галка»
задачи:
использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
- познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
«Водица – царица
цель: продолжать знакомить детей со стихией воды. Формировать представления детей о роли воды в нашей жизни.
экспериментирование «Какая бывает вода?»
цель:
- уточнить представления о свойствах воды,
- познакомить с принципом работы пипетки;
- развивать умение действовать по алгоритму;
- развивать умение разгадывать элементарный кроссворд; развивать внимание, мышление память.
- вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности. Опытная деятельность в уголке экспериментирования
«Какая бывает вода?» ,«Вода растворитель – очищение воды».
цель:
- уточнить представления о свойствах воды,
- познакомить с принципом работы пипетки;
Дидактические игры:
- «Скажи наоборот»;
- «Полезно – вредно»;
Проблемные ситуации:
«Как и почему вода льется?»;
«Можно ли удариться о воду?»;
«Как из воды сделать значок?».
Чтение познавательной литературы о стихии воды.
«Вода в жизни человека»
Игра-эксперимент «Водяная мельница»
задачи: познакомить с силой воды Привлечь родителей к пополнению уголка экспериментирования
3 Блок «Физические явления» Опытная деятельность в уголке экспериментирования
Эксперимент с цветом
Таинственные письма. Смешивание акварели. Таинственное появление и исчезновение
Задачи:
- вызвать у детей интерес к получению нового цвета при смешивании красок;
- развивать исследовательскую деятельность.
Дидактические игры:
- «Бывает - не бывает»;
- «Что это такое?»;
- «Исправь ошибку».
Ноябрь
№п/п Название блока Совместная деятельность Взаимодействие
с родителями/ социальными партнерами
НОД режимных моментах
1 Блок «Живая природа»
задачи:
- познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами.
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать навыки правильного поведения в природе себя в природе, чтобы не навредить ей.
- создание коллекции камней «Живые камни»
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
- познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор).
- показать изделия из
драгоценных камней).
(Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы).
Наблюдение в природе:
- за листопадом
- деревьями;
- окраской и формой листьев;
- березой;
-сравнивание деревьев и кустарников;
-рассматривание
- пожелтевшей листвы;
- семян растений;
- многолетних и однолетних растений;
- почек после листопада;
- веток деревьев;
- листьев на земле;
Дидактические игры:
- «Найди дерево по описанию»;
- «Когда это бывает»;
- «С какого дерева лист?»;
- «С какой ветки детки?»;
- «Похож - не похож»;
Проблемные ситуации:
- что будет если на Земле не останется ни одного дерева….
- могут ли деревья существовать без воды.
2 Блок «Неживая природа»
Задачи:
- познакомить детей с видами камней;
- где его добывают, что из
него делают;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру.
«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
Цель:
- развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый);
- дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог;
- учить классифицировать камни по разным признакам;
- поддерживать интерес к опытнической работе;
- развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
Опыт с камнем.
Цель:
-дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает;
-сидеть на нем нельзя, он холодный, но и босиком летом не пройдё шь: он горячий;
- камень в воде тонет.
На прогулке:
- Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)
- выкладывание рисунков из камней
- строительные игры (строительство и украшение построек)
Наблюдения в природе:
-погодой;
-ветром;
-облаками;
-лужами;
-цветом неба;
-вечерним небом;
- первыми заморозками;
- туманом.
Дидактические игры:
- «Скажи наоборот»;
- «Найди, что опишу»;
- «Полезно – вредно»;
- «Что растет в лесу?»;
- «Назови часть целого»;
- «Четвёртый лишний».
Проблемные ситуации:
(челябинский метеорит)
«Что было бы если….»;
Чтение познавательной литературы
«Где человек использует камень?» Привлечь родителей к пополнению уголка экспериментирования
3 Блок «Физические явления» «Солнечная система».
Цель:
- познакомить детей с солнечной системой;
– в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце;
- есть кометы. метеориты. Всё это находится в движении. Наблюдения в природе:
- движением солнца по небосводу;
- долготой дня;
-вечерним небом;
Дидактические игры:
- «Бывает - не бывает»;
- «Что это такое?»;
- «Исправь ошибку».