Мария Романова
Перспективное планирование по экологическому развитию в подготовительной к школе группе 2 квартал (Первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Первая часть.
Основные задачи на II квартал.
1. Продолжать способствовать расширению и углублению знаний, представлений детей о природе.
2. Систематизировать и обобщать представления о типичных земных явлениях в неживой и живой природе.
3. Расширять представления о приспособленности человека к жизни в наземных условиях.
4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья.
Знания (объём и содержание).
Времена года.
Дать обобщённое представление о признаках сезона (зима) :
Публикация «Перспективное планирование по экологическому развитию в подготовительной к школе группе 2 квартал (Первая часть)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
а) состояние неживой природы;
б) об основных явлениях погоды;
в) системе приспособительных особенностей растений и животных зимой.
Неживая природа.
Систематизация представлений о:
1) снеге, воде; 2) воздухе; 3) солнце.
Живая природа.
Растения различных природных зон:
1)Пустыня; 2)Крайнего Севера и тундры.
Растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения:
1)видоизменённые листья;
2)разное расположение частей (стеблей, листьев); 3)уход за растения-ми.
Животные.
I.Птицы.
II. Животные раз-личных природных зон:
1)Пустыни;
2) Крайнего Севера и тундры.
III.Система потребностей.
IV.Проявление чувств.
Человек.
1. Человек как живое существо.
2. Система биологических потребностей человека.
3. Здоровье.
4. Человек и охрана окружающей среды.
Труд в природе.
Познавательные умения:
Иметь обобщённое представление о признаках зимы; об основных явлениях погоды, установлении связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Знать о системе приспособительных особенностях растений и животных (Как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые).
Иметь обобщённое представление о некоторых свойствах, об использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охрана здоровья.
Иметь представление о жизни в пустыне, на крайнем Севере и в тундре, о приспособление растений, животных и человека в суровых условиях.
Использовать наблюдение за растениями, как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить её самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Сравнивать объекты по признакам сходства и различия. Уметь ухаживать за растениями.
Знать, что птицы-живые существа, живущие на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющие типичное строение. Животные раз-личных природных зон приспособились жить в условиях среды обитания, система потребностей зависит также от среды; они чувствуют изменения условий среды и реагируют на них. Иметь представление о реакции животных на изменение условий среды, о сходстве их с чувствами человека (голод, боль, удовольствие).
Иметь представление об основных признаках живого человека, общих с другими живыми существами:питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет и развивается, рождает детей. Иметь представления о признаках, отличающих человека от растений и животных, представления о здоровье, о приспособленности человека для жизни в наземных условиях и его влиянии на окружающую среду.
Речевые умения.
Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснить их, составлять творческие рассказы о поведение растений и животных зимой, описывать зимние пейзажи, во время проведения экскурсий при рассматривании картин.
Использовать в речи слова: невидимый, прозрачный, холодный, сыпучий… при проведение опытов и наблюдений.
Связанно рассказать о наблюдаемых объектах природы, объяснить их, использовать речь- доказательство. Называть растения пустыни, крайнего Се-вера и тундры.
Уметь объяснить, почему каждое растение в уголке природы требует определённого ухода.
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель, доказательно строить суждения.
Составлять рассказы о жизнедеятельности человека, называть части тела, органы дыхания, пищеварения, слуха, обоняния, зрения. Рас-сказывать, как беречь свое здоровье, заботиться об окружающей среде.
Трудовые умения:
1. Уборка снега на участке.
2. Вывешивать кормушки для птиц и подкормка их.
3. Уметь определять необходимость поливки, рыхления, очистки от пыли и другой уход за комнатными растениями.
4. Изготовление цветных льдинок.
5. Мытьё клеток, поилок, кормушек.
6. Смена воды в аквариуме.
7. Освоение правил ухода за новыми обитателями уголка природы, создание условий близким к естественному.
НОД
1. Как растут растения.
Цель: обобщить представления о росте и развития растений, о растениях имеющих разнообразные признаки внешнего строения; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
2. Где растения и животные любят жить.
Цель: углубить представлениях и животных разных экосистем (пустыня, лес, тундра, Крайний Север, способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений и животных от условий окружающей среды, развивать у детей интерес к растительному миру.
3. Волк и лиса - лесные хищники.
Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
4. Сравнение диких и домашних животных.
Цель: уточнить с детьми признаки диких и домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. В игре «Что было бы, если бы (кошка лаяла?» развивать воображение, творчество детей.
5. Беседа: «Что мы знаем о птицах?».
Цель: уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. В экологической игре «Отгадай, какая птица» - учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням, в игре «Птичья столовая» - дать детям элементарные знания о том чем кормят птиц зимой.
6. Экскурсия в парк: «Кто поможет – тот нам друг».
Цель: обобщить представление детей о типичных проявлениях зимы в живой и неживой природе. Воспитывать наблюдательность детей, интерес к жизни растений и птиц, бережное отношение к ним, заботу о них ( дети могут помочь растениям и птицам: не ломать растения, укрыть их снегом, чтобы не замёрзли; птицам повесить кормушки, постоянно их подкармливать).
7. Беседа с элементами наблюдения «Чем люди отличаются друг от друга».
Цель: уточнение представлений детей о том, что все люди разные, не похожие друг на друга; для развития сравнения : выделение признаков отличия и сходства (люди похожи тем, что тело расположено вертикально: есть две ноги, удобные для передвижения; две руки, помогающие осуществлять разную деятельность; лицо). Люди живые: они питаются, дышат, двигаются, растут.
8. Как кожа помогает человеку.
Цель: развивать представление детей о коже, её основных функциях: развивать познавательную деятельность детей, умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для её решения, устанавливать связи, сравнивать. Вызвать желание узнавать о себе, стремление содержать своё тело в чистоте.
9. Рассказ об экологических пирамидах.
Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
10. Двугорбый верблюд пустыни.
Цель: углубить представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать как он приспособился к условиям жизни. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.
11. Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу».
Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
12. Обобщающая беседа «Как узнать зиму».
Цель: обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Совместная с детьми экологическая деятельность :
Труд
Труд в природе.
Планирование труда детей на участке в зависимости от погоды:
а) уборка снега;
б) сбор снега для зимних построек;
в) сооружение по-строек;
г) посыпка скользких дорожек;
д) подкормка птиц;
е) изготовление ледяных игрушек на ёлку;
ё) уборка сломанных веток;
ж) укрытие почвы огорода снегом.
В уголке природы.
Зарядка аквариума.
Уход за растениями и животными.
Выполнение новых приёмов кормления рыб (измельчение корма).
Обильная поливка азалий и амариллиса после покоя с появлением бутонов.
Организация дежурств в уголке при-роды (с зарисовками наблюдений за ростом и развитием растений, ростом животных, изменением повадок).
Посадка семян на рассаду (томаты, огурцы, перец).
Наблюдения.
1. Ежедневный осмотр участка.
2. Снегопад, вьюга, метель.
3. Следы птиц, зверей, человека на свежевыпавшем снегу.
4. Кора деревьев (пробковый слой, защита от замерзания.
5. Повадки птиц.
6. Небо, звёзды, луна, солнце; движение солнца.
7. Температура воздуха, направление ветра.
8. Красота зимнего пейзажа.
9. Цикл наблюдений за водой, льдом, снегом.
10. Одежда взрослых людей, детей.
11. Рост и развитие комнатных растений.
12. Рыболовы на берегу водоёма.
13. Оттепель, наст.
Игры:
Декабрь.
«Что было бы, если бы (кошка лаяла;ТРИЗ)».
«Загадывание загадок с зари-совками. Что это?»
«Волшебная шапочка» (увеличалочка, уменьшалочка, удлинялочка; туча – тучка – тучища; хоро-шо - плохо).
Январь.
«Спасение».
«Лиса и зайцы».
«Найди хозяина (кому, какие следы принадлежат)».
«Экологические цепочки».
Февраль.
«Спасение».
«Экологические цепочки».
«Где чей дом?».
«Чьи следы?
(установление соответствия между следом животного и цифрой)».