Татьяна Фамина
Перспективное планирование по развитию поисково-исследовательской деятельности детей средней группы через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по развитию поисково-исследовательской деятельности детей средней группы в процессе экспериментирования.
Актуальность
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Наиболее успешным путем ознакомления детей с окружающим миром является экспериментирование. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– дети получают ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Сентябрь
3 неделя
Тема: Наблюдение за сезонными изменениями.
Цель. Обратить внимание детей на изменения в природе в осенний период.
4 неделя,
Тема: Сбор листьев для гербария.
Цель. Научить различать листья разных деревьев, сохранять для дальнейшего использования.
Октябрь
1 неделя.
Тема: «У кого какие детки»
Цель. Выделить общее строение семян (наличие ядрышка). Побудить к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
2 неделя.
Тема: «Где прячутся детки?»
Цель. Выделить ту часть растения из которого могут появиться новые растения.
3 неделя.
Тема: «Умный нос»
Цель. Познакомить с функцией носа и особенностями его работы.
Определить по запаху предметы,
4 неделя.
Тема: «Язычок-помощник»
Цель. Познакомить со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.
Ноябрь
1 неделя.
Тема: «Что звучит?»
Цель. Научить детей определять предмет по издаваемому звуку.
2 неделя.
Тема: «Почему все звучит?»
Цель. Подвести к пониманию причин возникновения звука; колебание предметов.
3 неделя.
Тема: «Откуда берется голос»
Цель. Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
4 неделя.
Тема: «Сказки-шумелки».
Цель. Занятие по экспериментальной деятельности совместно с музыкальным руководителем.
Декабрь
1 неделя.
Тема: «Волшебница вода»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды. Вода принимает разную форму и не имеет запаха, вкуса, цвета.
2 неделя.
Тема: «Хрустальные сосульки»
Цель. Познакомить со свойствами воды: замораживание. Учить делать выводы, что в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.
3 неделя.
Тема: «Лед – твердая вода»
Цель. Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (как лед превращается в воду, а вода в лед).
4 неделя.
Тема: Изготовление цветных льдинок.
Цель. Закреплять представления о свойствах воды: прозрачность, растворимость, смешивание с красками. Замерзание при низких температурах.
Январь
1 неделя
Тема: «Снеговик в гостях у детей»
Цель. Закреплять элементарные представления о свойствах снега: в теплом помещении превращается в воду.
2 неделя.
Тема: «Цветной снеговик»
Цель. Расширять представления о свойствах снега. Показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет.
3 неделя.
Тема: «Взаимодействие воды и снега»
Цель. Выявить свойства воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость.
Февраль
1 неделя
Тема: «Двойное отражение»
Цель. Выявить особенности зеркального отражения (обратная ориентация).
2 неделя
Тема: «Солнечные зайчики»
Цель. Продолжить ознакомление детей с естественным источником света: солнцем. Научить отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».
.
3 неделя
Тема: «Волшебные рукавицы»
Цель. Знакомство с магнитом, выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
4 неделя
Тема: «Мы - фокусники»
Цель. Учить детей выделять предметы взаимодействующие с магнитом.
Март
1 неделя
Тема: «Почему тает снег?»
Цель. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
2 неделя
Тема: «Где быстрее наступит весна?»
Цель. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
3 неделя
Тема: «Где вода?»
Цель. Продолжить знакомство со св-ми песка и глины. Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
4 неделя
Тема: «Волшебный материал»
Цель. Выявить какие свойства обретают песок и глина при смачивании.
Апрель
1 неделя
Тема: «Растения и вода. Как вода питает растение».
Цель. Показать, как вода питает растения и как они насыщаются водой.
2 неделя
Тема: Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды.
Цель. Выделить фактор внешней среды – воду - существенную необходимость для роста и развития лука.
3 неделя.
Тема: Проращивание семян в блюдце с водой и без воды.
Цель. Выделить фактор внешней среды – воду - существенную необходимость для роста и развития семян.
4 неделя.
Тема: «Растения и свет».
Цель. Показать, как свет влияет на рост растения.
Май
2 неделя
Тема: «Разноцветный мир»
Цель. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если на них посмотреть через цветные стекла.
Две первые и две последние недели учебного года: мониторинг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
4. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
5. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.