Карташова
Перспективное планирование по окружающему миру
Месяц / неделя Тема,
литература Программное содержание
Материалы и оборудование
09
1-2 неделя Педагогическое наблюдение
4 неделя «Дары осени»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду» подготовительная к школе группа с. 33 Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Закреплять знания об овощах, фруктах, грибах, орехах. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Проектор; слайд-шоу «Что нам осень принесла?»; видеоролик «Дары осени»; мяч, овощи, фрукты, ягоды, грибы, шишки, желуди, каштаны, орехи; бантики, искусственные бабочки, палочки для декоративной композиции
Публикация «Перспективное планирование по окружающему миру» размещена в разделах
10
2 неделя «4 октября – Всемирный день защиты животных»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду» с. 37 Расширять представления детей о многообразии животных разных стран мира. Развивать желание беречь и защищать животных. Учить самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных. Карнавальные костюмы животных (для детей и взрослых, плакаты, рисунки и фотографии с изображением животных, цвета, шары. Аудиозапись музыки П. Мориа «В мире животных». Программа карнавального шествия.
4 неделя «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду» с. 38 Расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, в октябре, в ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к природе. Проектор. Презентация «Осень в рисунках детей». Аудиозаписи «Звуки природы», «Осенняя песня» П. И. Чайковского, вальс (по выбору педагога). Тонированные листы бумаги. Гуашь, акварельные краски, баночка с водой, кисти № 2 и 5, салфетки
11
2 неделя «Птицы нашего края»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 40 Расширить знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Учить составлять паспорт для птицы. Развивать познавательный интерес. Проектор, экран, презентация «Кормушки для птиц», картинки с изображением птиц, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, мягкий модуль – куб, цветные карандаши. Видеозапись речи орнитолога.
4 неделя «Наблюдение за живым объектом» (на примере морской свинки)
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 43
Расширять представления детей о декоративных животных. Учить наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животными. Морковь свежая. Картинка с изображением морской свинки. Морская свинка.
12
2 неделя «Животные зимой»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 45
Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать взаимосвязи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, что человек может помочь животным пережить холодную зиму. Проектор, экран, видеофильм или слайд – шоу из фотографий «Животные зимой». Карточки формата А4 «Покормите птиц зимой» с силуэтами птиц, цветные карандаши. Мяч.
4 неделя «Животные водоемов, морей и океанов»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 48 Расширить представления детей о многообразии животных, живущих в водоемах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Учить изображать животных, обитающих в воде, в технике оригами. Проектор, экран, фильм о животных морей и океанов. Фотографии воспитанников на тему «Отдых на море». Цветная бумага 20x20 см на каждого ребенка.
01
2 неделя «11 января – День заповедников и национальных парков»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 50 Расширить представления детей о разнообразии природного мира, о редких растениях животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе родного края (на примере Московской области). Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. Развивать творчество и инициативу. Проектор, экран, презентация (видеофильм) «Национальный парк // Лосиный остров //», видеоролик «Выступление экскурсовода»; фотомузей «Русский быт»; фишки для игры «Знатоки природы», медали «Знаток природы Лосиного острова» (5-6 штук). Буклеты национального парка «Лосиного острова» (на каждого ребенка).Карточки с вопросами для игры.
4 неделя «Прохождение экологической тропы» (в помещении детсада)
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 53
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы в здании детского сада. Вызывает желание участвовать в совместных проектах. Развивать связную речь, любознательность и активность. Воспитывать бережное отношения к природе. Костюм деда Природоведа (шапка, шуба, рукавицы, штаны и рубаха). Объекты экологической тропы (растения и животные) : 1 объект- «узамбарская фиалка», 2- «герань», 3- «аквариум с рыбками», 4- «бальзамин», 5- «волнистые попугайчики», 6- «фикус». Паспорт объектов экологической тропы. Указатели для объектов экологической тропы. Книги о природе.
02
2 неделя
«Служебные собаки»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 55
Расширять представления детей о служебных собаках, о помощи, которую собаки могут оказывать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил. Прививать любовь к животным. Дать элементарные представления о профессии кинолога. Презентация «Служебные собаки», фрагмент мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе». Проектор, листы бумаги формата А4 с силуэтами служебных пород, цветные карандаши, фломастеры. Конверт с письмом.
4 неделя «Огород на окне»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 57
Формировать представление детей о разнообразии растений и способах их посадки. Учить устанавливать взаимосвязь между состоянием растения и условиями окружающей среды. Подводить детей к умению делать элементарные выводы о взаимосвязи растений способов ухода за ними. Костюм бабушки. Пророщенные семена для посадки. Кусочки нарезанной моркови (на индивидуальных шпажках). Фартук, ящичек. 4 стаканчика с землей, палочки, леечка, семена в пакетиках (на каждого ребенка, фотографии овощей, корзина с овощами, тарелка.
03
2 неделя «Полюбуйся: весна наступает…»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 58
Расширять представления детей о весенних изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности. Развивать инициативу, творчество и самостоятельность. Репродукции картин: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март»; К. Юон «Мартовское солнце». Мольберты. Цветная бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, салфетки, баночки для воды. Листы бумаги формата А3 с нарисованным фоном.
4 неделя «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 61
Расширять представления детей о значении воды в жизни всего живого. Формировать эстетическое отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Фотоматериалы на темы: «Счастливый ребенок и вода», «Какую роль играет вода в жизни человека и природы?». Плакаты: «Вода для питья, приготовления пищи и для хозяйственных нужд», «Вода - дом для растений и животных», «Вода – место отдыха», «Водный транспорт». Обои для оформления плаката «Подводный мир» с нарисованными карандашом силуэтами рыбок. Пластилин. Салфетки. Вода в розетках. Бубен.
04
2 неделя «Знатоки природы»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 63
Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира. Учить быстро находить ответ на поставленный вопрос. Развивать познавательную активность и творческую инициативу. Волчок, карточки с вопросами. Игровое поле со стрелкой. Фишки. Золотые медали.
4 неделя «22 апреля – Международный день Земли»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 65
Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды- чистого воздуха, почвы и воды. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки. Аудиозапись звука двигателя. Разноцветные звездочки по количеству детей. Костюм инопланетянина
05
2 неделя «Прохождение экологической тропы»
О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском саду с. 66
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы на участке детского сада. Формировать желание вести наблюдения в природе. Поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность. Воспитывать эстетическое и бережное отношение к природе. Природный материал (камни, веточки, шишки, каштаны) и искусственные цветы и веточки для выполнения макетов альпийских горок.
4 неделя Педагогическое наблюдение