Получи документы

Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе

Алевтина Черепенина
Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе

Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе

Иванушки, Аленушки, спаси вас, Бог, спаси,

Вы золотые зернышки моей Всея Руси.

Молчанием и голосом за вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом вы будете шуметь?

М. Сухорукова

1 сентября

Тема: «Хорошо у нас в саду»

Виды деятельности:

НООД «Агафон- огуменник» №6

Публикация «Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: познакомить детей со значением слова «гумно» и фольклорным персонажем – лешим; познакомить детей с обычаями русского народа на этот день; вызвать желание придумать эмблему этого дня и выставить ее в уголке природы.

Совместная деятельность

1. Коммуникативная:

Минуты вхождения в день «Давайте говорить друг другу комплименты» с целью: настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и другим. См № 18 стр. 7 -8

Дидактическая игра «Только тот зайдёт, кто вежливое слово назовёт» с целью: упражнять детей в знании и назывании вежливых слов; воспитывать культуру и нравственность. см. №12 стр. 209

Словесная игра. «Кто пожелает мне доброго утра?» с целью: формировать у детей культуру поведения и этику взаимоотношений, приветствий. См №12 стр. 205

Этическая беседа «Кто и зачем придумал правила поведения?» Цель: создавать нравственные основы личности ребенка; формировать у ребенка представления о добре, дружбе, культуре общения. См. №11

2. Игровая деятельность.

Календарно-обрядовые игры: «Ляля», «Венок» с целью: рассказать детям о празднике «Троицы», который люди отмечают в июле. Познакомить с новой календарно-обрядовой игрой, посвященной этому великому православному празднику. Способствовать развитию интереса к православным играм, желанию играть в них. см №4 стр. 17

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Пр. задачи. Обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт и уклад православной семьи, особенности мужского и женского домашнего труда. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей, ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

3. Восприятие художественной литературы:

Чтение рассказов: «Волшебное слово», «Просто старушка», В. Осеева. Цель: посредством художественной литературы формировать нравственно-духовные ценности: милосердие, любовь, культуру поведения.

4. Познавательно-исследовательская деятельность.

Работа с народным календарём в уголке природы с целью: выяснить то, что русский народ замечал изменения, происходящие в природе и сочинял об этом пословицы, записывал приметы времен года; вызвать у детей интерес к русским народным приметам про осень, поговоркам и пословицам ; познакомить с некоторыми. №15 стр. 258

5. Музыкальная.

Костюмированное представление «Мы гостей встречаем» с целью: формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства. №1 стр. 18- 25

6. Изобразительная.

Рассматривание репродукции картины Владимира Маковского «Крестьянские дети». Цель: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил русский человек посредством восприятия картины. №9

Програмно - методическое обеспечение:

Метенова Н. М.

Лялина Л. А.

Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А

Капрпухина Н. А.

Алябьева Е. А.

Аджи А. В

Библиотека «Детство»

Шипицына

2 сентября

Тема: «Осень»

Виды деятельности:

НООД «Сентябрь- хмурень»

Пр. задачи. Дать представление о ритме и жизни Природы и Человека; о том, что пословицы, приметы, присловья о временах года, днях народного календаря и о погоде- это энциклопедия народного естествознания и хозяйствования, миниатюрные художественные произведения, созданные народом. 1стр. 37-39

Совместная деятельность

1. Коммуникативная:

Этическая беседа «Чем отличаются и чем похожи животные и растения? с целью: обогатить знания детей об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о том, что животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия. №10 стр. 12-14

Дидактическая игра

«Каким было жилище человека в прошлом?» с целью: формировать у детей представление о жилье человека в прошлом: изба, печь, шалаш; воспитывать культуру поведения. См. №11 стр. 205-206

2. Восприятие художественной литературы:

Центр книги -фольклор». Объяснить и разучить поговорки: «В сентябре холодно, да сыто», «В сентябре лист на дереве не держится», «В сентябре одна ягода, и то горькая рябина».

Чтение рассказа «Старик сажал яблони» с целью: посредством художественной литературы формировать нравственно-духовные ценности- желание заботиться друг о друге и дарить радость близким людям.

См. №8 стр. 293

3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Работа с народным календарем с целью: дать знания о том, что по народному календарю да по приметам строилась вся жизнь русского человека, от природы зависела его жизнь.

10 сентября- Анна и Савва скирдники (люди спешат убирать сено в скирды); 11 сентября- Иван Предтеча постный, полетный

(на Предтечу не рубили капусты, не копали картофеля, не брали в руки косы, топора). На Ивана-постного собирали коренья. Убирали репу. Устраивали «репный праздник», который отмечали без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных, странников.

14 сентября- Семенов день.

Разучить приметы дня - Иван Предтеча гонит птицу далече;

Иван постный- осени отец крестный.

Семен лето провожает, бабье лето наводит. См. №5

4. Изобразительная.

Рассматривание репродукции картины Бориса Кустодиева «Сенокос». Цель: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил русский человек посредством восприятия картины. См. № 9 стр. 95

5. Игровая.

Календарно- обрядовая игра «Огородник» с целью: объяснить детям, что в эту игру раньше играли в день на Ивана-постного, познакомить с правилами игры; развивать смелость и ловкость. См. №4 стр. 22

Програмно - методическое обеспечение:

Карпухина Н. А

Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А

Алябьева Е. А.

Библиотека «Детство»

3 сентября

Тема: «Овощи, фрукты»

Виды деятельности:

НООД «Как в старину к зиме готовились»

Пр. задачи. Познакомить детей со старинными способами заготовки овощей и фруктов, грибов и размещением их в избе. Дать знания о том, что в старину капусту шинковали в корытах и пользовались орудием-тяпочкой. Вызвать желание помочь в засолке капусты. Способствовать развитию познавательного интереса к жизни и быту русского народа. См. №1 стр. 90-92

Совместная деятельность

1. Коммуникативная: Деловая беседа на тему

«Как земля кормила наших предков» с целью: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил и трудился русский человек.

Ситуация общения «Орудия труда наших дедушек и бабушек» с целью: обогатить знания детей об орудиях труда и предметах крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках; вызвать интерес к истории и культуре русского народа, помочь узнать свои истоки.

2. Познавательно-исследовательская деятельность.

Работа с народным календарем с целью: закреплять представления детей о том, что по народному календарю да по приметам строилась вся жизнь русского человека, от природы зависела его жизнь.

20 сентября- Лука – убирали в этот день лук, шел торг луком.

21 сентября- Осенины- вторая встреча осени, встреча урожая; чем урожайнее лето, тем дольше справляли праздники, ходили в гости.

23 сентября- Петр/Павел рябинники- после первых заморозков собирали рябину, она становилась слаще. Часть рябины оставляли кусту- дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице.

25 сентября- Артамон- на Артамона жизнь животных замирает, змеи уходят в леса и прячутся.

3. Восприятие художественной литературы:

Чтение рассказа «Апельсин» с целью: посредством восприятия рассказа помочь увидеть красоту нравственного поступка- жалко давать- не давай, а решил отдать – дай людям самое лучшее, а себе оставь похуже см. №8 стр. 167 Т. Борисова

Чтение рассказа «Хитрое яблоко» с целью: способствовать умению оценивать поступки героев; вызвать желание творить добро, не жадничать. См. №12 стр. 8-9

Чтение рассказа «Две сохи» с целью: посредством восприятия рассказа помочь понять и сделать для себя вывод, что безделье увечит, а труд-красит. Воспитывать трудолюбие. См. № 8 стр. 177

4. Игровая деятельность:

Календарно-обрядовая подвижная игра «Капуста» с целью: рассказать детям о том, что в эту игру народ русский играл в Корнильев день 26 сентября, люди убирали с огородов все коренья; познакомить с новой календарной игрой; поддерживать интерес к истории и культуре русского народа. См. №4 стр. 21

Экологическая игра «Любите землю- матушку» с целью: объяснить детям,что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Вспомнить, как почитали землю и называли ее матушкой крестьяне. см. №21 стр. 57- 58

5. Самостоятельная изобразительная деятельность.

«Нарисуем картинку о том, как на Руси Осенины отмечали».

6. Музыкальная.

Праздник «Осенины» с целью: формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства.

Програмно - методическое обеспечение:

Карпухина Н. А

Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А

Алябьева Е. А.

Библиотека «Детство»

Православный народный календарь «Егорушка»

Дурова Н. В.

4 сентября

Тема: «Сельское хозяйство» «Как хлеб на стол пришёл»

Виды деятельности:

НООД Тема: «Хлеб – всему голова»

Пр. задачи. Закрепить знания детей о выращивании и производстве хлеба. Дать знания детям о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина- хлебороба. Познакомить с новыми пословицами о хлебе, помочь понять их смысловое содержание. Познакомить с приготовлением теста. Воспитывать гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помочь узнать свои истоки. См. №1стр. 81-84

Совместная деятельность

1. Коммуникативная. Показ презентации: «Как наши предки хлеб выращивали» с целью: обогащать знания детей о том, как выращивали хлеб русские крестьяне и выпекали его в русской печи. Продолжать знакомить детей с орудиями труда крестьянина- хлебороба.

Ситуация общения «Как рубашка в поле выросла» с целью:

Рассказать детям об обряде посева льняного семени, со значением первой пряденой нити, как неприкосновенного оберега против сглаза, порчи, всякой нечести. См. №1 стр. 75-76

Дидактическая игра

«Выбери и назови орудия труда и предметы обихода на Руси» с целью: уметь узнавать и называть орудия труда и предметы русских крестьян (соха, коса, тяпка, прялка, чесало, кресла, корчага, кринка, рукомойник и другое)

2. Познавательно-исследовательская деятельность.

Работа с народным календарем с целью: продолжать знакомить детей с календарными праздниками, посвященными разным циклам земледельческого календаря; помочь понять, что от природы зависела раньше жизнь человека.

27 сентября- Воздвижение- В этот день медведь залегает в берлогу; С Воздвиженья начинали рубить капусту; На Воздвиженье на Руси начинались капустные вечера, пекли пироги-капустники и пили чай.

28 сентября- Никита-гусятник- Гуси улетают на юг; В этот день стригут овец, бьют гусей. Задабривали водяного, бросая ему в реку гуся без головы.

3. Двигательная.

Календарно-обрядовые игры: «Водяной (на Воздвиженье)», «В утку» (на Никиту-гусятника) с целью: продолжать знакомить детей с календарно-обрядовыми играми русского народа, посвященными разным циклам земледельческого календаря; вызвать желание играть в новую игру; способствовать развитию сплоченности. №4 стр. 18-19

Хороводная игра «А мы рожь сеяли, сеяли», «Косари».

5. Изобразительная. Рассматривание картин «На жатве» А. Г. Венецианов, «Пластов «Ужин трактористов» с целью: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил русский человек посредством восприятия картины.

Самостоятельная изобразительная деятельность

«Как наши предки хлеб убирали» с целью: создавать определенный духовный настрой, интерес к жизни и быту крестьян; умение отображать свои впечатления о труде на Руси в рисунке.

6. Восприятие художественной литературы. Фольклор.

Обсуждение пословиц: «Хочешь есть калачи- не лежи на печи!», «Не трудиться- хлеба не добиться!», «Хлеб, заработанный своими руками»

Разучить народные приметы:

«На Воздвиженье первая барыня-капуста»

«Гуси летят- зимушку на хвосте тащат».

Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» с целью: посредством рассказа научить детей различать добро и зло;

надеяться, что дурной человек осознает и поправит свое злодейство.

См. № 8 стр. 351

7. Труд. Тема: Обрядовая кукла «Крупеничка».

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к истории создания народно-обрядовых кукол- оберегов на Руси. Познакомить детей с куклой- оберегом «Крупеничкой» (эта кукла связана с появлением на Руси гречихи. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Познакомить детей с процессом изготовления куколки Крупенички. Вызвать желание сделать такую куколку. См. № 3 стр. 102-104

Список литературы

1. «Конспекты по этнографии и народоведению в ДОУ» Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А №1

2. Азбука общения Л. М. Шипицына №2

3. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Котова И. Н, Котова А. С №3

4. Русские календарно-обрядовые игры. Библиотека «Детство» №4

5. Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками Библиотека «Детство» №5

6. Народный календарь Библиотека «Детство» №6

7. Народные игры в детском саду Лялина Л. А №7

8. Детский православный календарь «Егорушка» 2011 г. Глаголь добро №9

9. Энциклопедия детского фольклора Белый город Москва 2008 №10

10. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками Алябьева Е. А №11

11. Програмная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация» Карпухина Н. А №12

12. Очень важный разговор Дурова Н. В №13

13. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы Аджи А. В №14

14. Патриотическое воспитание дошкольников Алешина Н. В №15

15. Добро пожаловать в экологию Воронкевич О. А. №16

16. Учите детей отгадывать загадки Илларионова Ю. Г №17

17. Минутки вхождения в день Метенова №18

18. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова №19

19. Ознакомление дошкольников с искусством №20

20. Использование сказок в нравственном образовании детей. Гладких Л. П, Лушина Л. А №21

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по духовно-нравственному развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в страну сказок»Конспект итоговой НОД по духовно-нравственному развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в страну сказок» «Путешествие в страну сказок». Конспект итоговой деятельность по духовно – нравственному развитию для детей 2 младшей группы Цели и задачи:.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Перспективное планирование для подготовительной группы по речевому развитию Сентябрь Занятие№1 Тема: Подготовишки. Стр 19 Цель: Беседа с детьми, о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят.

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группеПерспективное планирование по развитию речи в старшей группе Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе. СЕНТЯБРЬ 1неделя В. В. Гербова стр. 34-35 Тема: Мы воспитанники старшей группы.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск»Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск» Цели: - формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; - расширение знаний о роли её в жизни каждого.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Поделись своей добротой» в подготовительной группеЗанятие по духовно-нравственному воспитанию «Поделись своей добротой» в подготовительной группе ЗАНЯТИЕ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ " ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ,Цели:Углублять представление детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 10 марта 2021 в 22:09
+83Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД