Алевтина Черепенина
Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе
Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе
Иванушки, Аленушки, спаси вас, Бог, спаси,
Вы золотые зернышки моей Всея Руси.
Молчанием и голосом за вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колосом вы будете шуметь?
М. Сухорукова
1 сентября
Тема: «Хорошо у нас в саду»
Виды деятельности:
НООД «Агафон- огуменник» №6
Публикация «Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Цель: познакомить детей со значением слова «гумно» и фольклорным персонажем – лешим; познакомить детей с обычаями русского народа на этот день; вызвать желание придумать эмблему этого дня и выставить ее в уголке природы.
Совместная деятельность
1. Коммуникативная:
Минуты вхождения в день «Давайте говорить друг другу комплименты» с целью: настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и другим. См № 18 стр. 7 -8
Дидактическая игра «Только тот зайдёт, кто вежливое слово назовёт» с целью: упражнять детей в знании и назывании вежливых слов; воспитывать культуру и нравственность. см. №12 стр. 209
Словесная игра. «Кто пожелает мне доброго утра?» с целью: формировать у детей культуру поведения и этику взаимоотношений, приветствий. См №12 стр. 205
Этическая беседа «Кто и зачем придумал правила поведения?» Цель: создавать нравственные основы личности ребенка; формировать у ребенка представления о добре, дружбе, культуре общения. См. №11
2. Игровая деятельность.
Календарно-обрядовые игры: «Ляля», «Венок» с целью: рассказать детям о празднике «Троицы», который люди отмечают в июле. Познакомить с новой календарно-обрядовой игрой, посвященной этому великому православному празднику. Способствовать развитию интереса к православным играм, желанию играть в них. см №4 стр. 17
Сюжетно-ролевая игра «Семья». Пр. задачи. Обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт и уклад православной семьи, особенности мужского и женского домашнего труда. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей, ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
3. Восприятие художественной литературы:
Чтение рассказов: «Волшебное слово», «Просто старушка», В. Осеева. Цель: посредством художественной литературы формировать нравственно-духовные ценности: милосердие, любовь, культуру поведения.
4. Познавательно-исследовательская деятельность.
Работа с народным календарём в уголке природы с целью: выяснить то, что русский народ замечал изменения, происходящие в природе и сочинял об этом пословицы, записывал приметы времен года; вызвать у детей интерес к русским народным приметам про осень, поговоркам и пословицам ; познакомить с некоторыми. №15 стр. 258
5. Музыкальная.
Костюмированное представление «Мы гостей встречаем» с целью: формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства. №1 стр. 18- 25
6. Изобразительная.
Рассматривание репродукции картины Владимира Маковского «Крестьянские дети». Цель: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил русский человек посредством восприятия картины. №9
Програмно - методическое обеспечение:
Метенова Н. М.
Лялина Л. А.
Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А
Капрпухина Н. А.
Алябьева Е. А.
Аджи А. В
Библиотека «Детство»
Шипицына
2 сентября
Тема: «Осень»
Виды деятельности:
НООД «Сентябрь- хмурень»
Пр. задачи. Дать представление о ритме и жизни Природы и Человека; о том, что пословицы, приметы, присловья о временах года, днях народного календаря и о погоде- это энциклопедия народного естествознания и хозяйствования, миниатюрные художественные произведения, созданные народом. 1стр. 37-39
Совместная деятельность
1. Коммуникативная:
Этическая беседа «Чем отличаются и чем похожи животные и растения? с целью: обогатить знания детей об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о том, что животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия. №10 стр. 12-14
Дидактическая игра
«Каким было жилище человека в прошлом?» с целью: формировать у детей представление о жилье человека в прошлом: изба, печь, шалаш; воспитывать культуру поведения. См. №11 стр. 205-206
2. Восприятие художественной литературы:
Центр книги -фольклор». Объяснить и разучить поговорки: «В сентябре холодно, да сыто», «В сентябре лист на дереве не держится», «В сентябре одна ягода, и то горькая рябина».
Чтение рассказа «Старик сажал яблони» с целью: посредством художественной литературы формировать нравственно-духовные ценности- желание заботиться друг о друге и дарить радость близким людям.
См. №8 стр. 293
3. Познавательно-исследовательская деятельность.
Работа с народным календарем с целью: дать знания о том, что по народному календарю да по приметам строилась вся жизнь русского человека, от природы зависела его жизнь.
10 сентября- Анна и Савва скирдники (люди спешат убирать сено в скирды); 11 сентября- Иван Предтеча постный, полетный
(на Предтечу не рубили капусты, не копали картофеля, не брали в руки косы, топора). На Ивана-постного собирали коренья. Убирали репу. Устраивали «репный праздник», который отмечали без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных, странников.
14 сентября- Семенов день.
Разучить приметы дня - Иван Предтеча гонит птицу далече;
Иван постный- осени отец крестный.
Семен лето провожает, бабье лето наводит. См. №5
4. Изобразительная.
Рассматривание репродукции картины Бориса Кустодиева «Сенокос». Цель: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил русский человек посредством восприятия картины. См. № 9 стр. 95
5. Игровая.
Календарно- обрядовая игра «Огородник» с целью: объяснить детям, что в эту игру раньше играли в день на Ивана-постного, познакомить с правилами игры; развивать смелость и ловкость. См. №4 стр. 22
Програмно - методическое обеспечение:
Карпухина Н. А
Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А
Алябьева Е. А.
Библиотека «Детство»
3 сентября
Тема: «Овощи, фрукты»
Виды деятельности:
НООД «Как в старину к зиме готовились»
Пр. задачи. Познакомить детей со старинными способами заготовки овощей и фруктов, грибов и размещением их в избе. Дать знания о том, что в старину капусту шинковали в корытах и пользовались орудием-тяпочкой. Вызвать желание помочь в засолке капусты. Способствовать развитию познавательного интереса к жизни и быту русского народа. См. №1 стр. 90-92
Совместная деятельность
1. Коммуникативная: Деловая беседа на тему
«Как земля кормила наших предков» с целью: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил и трудился русский человек.
Ситуация общения «Орудия труда наших дедушек и бабушек» с целью: обогатить знания детей об орудиях труда и предметах крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках; вызвать интерес к истории и культуре русского народа, помочь узнать свои истоки.
2. Познавательно-исследовательская деятельность.
Работа с народным календарем с целью: закреплять представления детей о том, что по народному календарю да по приметам строилась вся жизнь русского человека, от природы зависела его жизнь.
20 сентября- Лука – убирали в этот день лук, шел торг луком.
21 сентября- Осенины- вторая встреча осени, встреча урожая; чем урожайнее лето, тем дольше справляли праздники, ходили в гости.
23 сентября- Петр/Павел рябинники- после первых заморозков собирали рябину, она становилась слаще. Часть рябины оставляли кусту- дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице.
25 сентября- Артамон- на Артамона жизнь животных замирает, змеи уходят в леса и прячутся.
3. Восприятие художественной литературы:
Чтение рассказа «Апельсин» с целью: посредством восприятия рассказа помочь увидеть красоту нравственного поступка- жалко давать- не давай, а решил отдать – дай людям самое лучшее, а себе оставь похуже см. №8 стр. 167 Т. Борисова
Чтение рассказа «Хитрое яблоко» с целью: способствовать умению оценивать поступки героев; вызвать желание творить добро, не жадничать. См. №12 стр. 8-9
Чтение рассказа «Две сохи» с целью: посредством восприятия рассказа помочь понять и сделать для себя вывод, что безделье увечит, а труд-красит. Воспитывать трудолюбие. См. № 8 стр. 177
4. Игровая деятельность:
Календарно-обрядовая подвижная игра «Капуста» с целью: рассказать детям о том, что в эту игру народ русский играл в Корнильев день 26 сентября, люди убирали с огородов все коренья; познакомить с новой календарной игрой; поддерживать интерес к истории и культуре русского народа. См. №4 стр. 21
Экологическая игра «Любите землю- матушку» с целью: объяснить детям,что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Вспомнить, как почитали землю и называли ее матушкой крестьяне. см. №21 стр. 57- 58
5. Самостоятельная изобразительная деятельность.
«Нарисуем картинку о том, как на Руси Осенины отмечали».
6. Музыкальная.
Праздник «Осенины» с целью: формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства.
Програмно - методическое обеспечение:
Карпухина Н. А
Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А
Алябьева Е. А.
Библиотека «Детство»
Православный народный календарь «Егорушка»
Дурова Н. В.
4 сентября
Тема: «Сельское хозяйство» «Как хлеб на стол пришёл»
Виды деятельности:
НООД Тема: «Хлеб – всему голова»
Пр. задачи. Закрепить знания детей о выращивании и производстве хлеба. Дать знания детям о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина- хлебороба. Познакомить с новыми пословицами о хлебе, помочь понять их смысловое содержание. Познакомить с приготовлением теста. Воспитывать гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помочь узнать свои истоки. См. №1стр. 81-84
Совместная деятельность
1. Коммуникативная. Показ презентации: «Как наши предки хлеб выращивали» с целью: обогащать знания детей о том, как выращивали хлеб русские крестьяне и выпекали его в русской печи. Продолжать знакомить детей с орудиями труда крестьянина- хлебороба.
Ситуация общения «Как рубашка в поле выросла» с целью:
Рассказать детям об обряде посева льняного семени, со значением первой пряденой нити, как неприкосновенного оберега против сглаза, порчи, всякой нечести. См. №1 стр. 75-76
Дидактическая игра
«Выбери и назови орудия труда и предметы обихода на Руси» с целью: уметь узнавать и называть орудия труда и предметы русских крестьян (соха, коса, тяпка, прялка, чесало, кресла, корчага, кринка, рукомойник и другое)
2. Познавательно-исследовательская деятельность.
Работа с народным календарем с целью: продолжать знакомить детей с календарными праздниками, посвященными разным циклам земледельческого календаря; помочь понять, что от природы зависела раньше жизнь человека.
27 сентября- Воздвижение- В этот день медведь залегает в берлогу; С Воздвиженья начинали рубить капусту; На Воздвиженье на Руси начинались капустные вечера, пекли пироги-капустники и пили чай.
28 сентября- Никита-гусятник- Гуси улетают на юг; В этот день стригут овец, бьют гусей. Задабривали водяного, бросая ему в реку гуся без головы.
3. Двигательная.
Календарно-обрядовые игры: «Водяной (на Воздвиженье)», «В утку» (на Никиту-гусятника) с целью: продолжать знакомить детей с календарно-обрядовыми играми русского народа, посвященными разным циклам земледельческого календаря; вызвать желание играть в новую игру; способствовать развитию сплоченности. №4 стр. 18-19
Хороводная игра «А мы рожь сеяли, сеяли», «Косари».
5. Изобразительная. Рассматривание картин «На жатве» А. Г. Венецианов, «Пластов «Ужин трактористов» с целью: обогащать знания детей о жизни и быте крестьян; помочь понять ту реальную среду, в которой жил русский человек посредством восприятия картины.
Самостоятельная изобразительная деятельность
«Как наши предки хлеб убирали» с целью: создавать определенный духовный настрой, интерес к жизни и быту крестьян; умение отображать свои впечатления о труде на Руси в рисунке.
6. Восприятие художественной литературы. Фольклор.
Обсуждение пословиц: «Хочешь есть калачи- не лежи на печи!», «Не трудиться- хлеба не добиться!», «Хлеб, заработанный своими руками»
Разучить народные приметы:
«На Воздвиженье первая барыня-капуста»
«Гуси летят- зимушку на хвосте тащат».
Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» с целью: посредством рассказа научить детей различать добро и зло;
надеяться, что дурной человек осознает и поправит свое злодейство.
См. № 8 стр. 351
7. Труд. Тема: Обрядовая кукла «Крупеничка».
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к истории создания народно-обрядовых кукол- оберегов на Руси. Познакомить детей с куклой- оберегом «Крупеничкой» (эта кукла связана с появлением на Руси гречихи. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Познакомить детей с процессом изготовления куколки Крупенички. Вызвать желание сделать такую куколку. См. № 3 стр. 102-104
Список литературы
1. «Конспекты по этнографии и народоведению в ДОУ» Пугачева Н. В. и Есаулова Н. А №1
2. Азбука общения Л. М. Шипицына №2
3. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Котова И. Н, Котова А. С №3
4. Русские календарно-обрядовые игры. Библиотека «Детство» №4
5. Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками Библиотека «Детство» №5
6. Народный календарь Библиотека «Детство» №6
7. Народные игры в детском саду Лялина Л. А №7
8. Детский православный календарь «Егорушка» 2011 г. Глаголь добро №9
9. Энциклопедия детского фольклора Белый город Москва 2008 №10
10. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками Алябьева Е. А №11
11. Програмная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация» Карпухина Н. А №12
12. Очень важный разговор Дурова Н. В №13
13. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы Аджи А. В №14
14. Патриотическое воспитание дошкольников Алешина Н. В №15
15. Добро пожаловать в экологию Воронкевич О. А. №16
16. Учите детей отгадывать загадки Илларионова Ю. Г №17
17. Минутки вхождения в день Метенова №18
18. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова №19
19. Ознакомление дошкольников с искусством №20
20. Использование сказок в нравственном образовании детей. Гладких Л. П, Лушина Л. А №21