Татьяна Черкашина
Перспективное планирование кружковой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Страна чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. С. Сухомлинский»
«Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение».
(С. Моэм)
Выбор содержания кружка не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Публикация «Перспективное планирование кружковой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста „Страна чудес“» размещена в разделах
Во-вторых, важно поощрять интерес к изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Дети знакомятся с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Занятия конструированием из бумаги, природного и бросового материала, ткани, круп заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материал, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров, а это, в конечном итоге, способствует художественно-творческому развитию и желанию творить. Русская народная поговорка гласит «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».
Цель:
Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, возможности ощущать себя мастерами и творцами.
Задачи кружка :
1. Развивать художественно-творческие, познавательные и конструктивные способности дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер посредством изобразительной деятельности, используя различные материалы и техники.
2. Способствовать организации детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, упорства, взаимопомощи и взаимовыручки.
3. Воспитывать желание делать подарки для родных и близких людей, участвовать в организации творческих выставок.
Перспективное планирование кружка составлено в соответствии с психофизиологическими особенностями детей средней группы; состоит из 36 занятий (1 – в неделю, которые проводятся во вторую половину дня в течении 15 минут с подгруппой детей.
В перспективном планировании указаны темы занятий, их цели, задачи, материалы и техника работы, в разнообразии которой заключается особый интерес данного кружка.
Ожидаемый результат:
- К концу года у детей сформирован стойкий интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
- дети приобрели некоторые навыки в работе с разнообразным материалом;
- живо откликаются на красоту окружающих объектов, природу;
- стараются радовать своих родных красивыми поделками;
- принимают активное участие в оформлении группы к праздникам.
Месяц, неделя Тема Программные задачи Материал
Сентябрь
1 «Во фруктовом,
во саду».
Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.
Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная, манная крупа
2 «Свитер». Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Картон, трафарет, клей, кисть, крупы.
3 «Птицы – наши пернатые друзья».
Учить создавать несложные поделки, пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать любовь к природе.
Бумага, трафарет птички, простой карандаш, салфетки, клей ПВА, кисти.
4 «Гроздь винограда» Учить детей умению создавать композицию из пластилина, используя знакомые способы лепки. Воспитывать желание творить и получать радость от творчества. Пластилин, белый картон, стеки.
Октябрь
1 «Листопад».
Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе, умение получать удовольствие при работе с таким материалом.
Картон с трафаретом, фломастеры, клей, кисточка, салфетки.
2 «Дымковская утка» (лепка из соленого теста). Учить детей лепить утку из теста, раскрашивать ее гуашью, подбирая цвет по образцу. Формировать самостоятельность. Воспитывать интерес к народному творчеству. Соление тесто, стеки, гуашь, кисти.
3 «Ёжики»
Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки и радовать ими своих близких.
Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.
4 «Кошкин дом» Учить детей изготавливать игрушки для конусного театра, склеивая готовые детали. Воспитывать умение обыгрывать поделки, бережно к ним относиться.
Детали из цветного картона (головки, лапки животных, кисти, клей.
Ноябрь
1 «Лесные звери» (Коллективная работа) Учить детей делать рисунки, пользуясь шаблоном, вырезать их ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к коллективному творчеству, желание создавать совместную композицию. Цветная бумага, простой карандаш, шаблоны животных, ножницы.
2 «Жираф» Учить детей работать с крупой и клеем, планировать ход выполнения работы. Формировать умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Картон, трафарет, клей, кисти, пшено.
3 «Белка песенки поет» Учить работать с природным материалом – шишками. Развивать творческие способности. Вызывать положительные эмоции.
Пластилин, шишки, орешки.
4 «Сонюшки–пеленашки» (лепка рельефная).
Учить детей создавать оригинальные композиции: лепить пеленашек в колыбельках - спичечных коробках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашки, пояснить значение нового слова (кукла в пеленках, спеленутая) и показать обобщённый смысл. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Пластилин, спичечные коробки, кусочки ткани.
Декабрь
1 «Заячья избушка» Учить детей приклеивать детали из цветной бумаги к картонному конусу, изготавливая героев к сказке. Формировать умение планировать и распределять работу между сверстниками. Вызывать чувство восторга и радости от созданных персонажей сказки. Детали частей тела зверушек, картонные конусы, клей, кисти, фломастеры.
2 «Птичка на кормушке»
Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в работе эстетические эмоции и полученные представления. Картон с трафаретом, клей, кисточки, крупы.
3 «Мебель для кукол» Учить детей работать с разным материалом (спичечными коробками, тканью). Развивать усидчивость, зрительно-ручную координацию. Воспитывать желание играть со своими поделками.
Спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани.
«Фонарики» (Конструирование из бумаги) Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, четко соединяя половинки кругов. Воспитывать желание украшать групповую комнату к Новому году. Круги из цветной бумаги, клей, кисти.
Январь
1 «Морозные узоры» Учить детей создавать композицию на картоне из нитей, располагая их в форме узоров. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность. Вызывать чувство восхищения от полученных чудо-узоров. Темный картон, нити белые, клей, кисти.
2 «На окне расцвёл цветок»
Формировать навыки работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, совершенствовать зрительно-ручную координацию. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Пластилин, пшено, клей, кисти, картон.
3 «Весёлые матрешки» (рисование декоративное)
Познакомить детей с матрешкой, как видом народной игрушки. Учить рисовать матрёшек с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Гуашь, кисти, бумажные матрешки.
Февраль
1 «Лодка для Пятачка»
Познакомить детей с техникой оригами. Формировать навыки работы с ножницами и бумагой, совершенствовать зрительно-ручную координацию. Воспитывать умение слышать и выполнять указания воспитателя. Вызывать желание запускать полученные лодочки в емкость с водой.
Цветная бумага, ножницы, зубочистки, тазик с водой.
2 «Веселый гном» Учить детей создавать поделки из природного материала в сочетании с соленым тестом. Развивать чувство пропорции (частей тела гнома).
Воспитывать умение относиться с чувством юмора к получившимся человечкам. Соленое тесто, шишки, орехи, желуди.
3 «Кубок для папы» Учить детей работать с разным материалом, пользоваться трафаретом. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Картон, трафарет кубка, клей ПВА, кукурузная крупа.
4 «Весёлый кактус»
(пластилинография)
Формировать умение создавать интересную поделку из пластилина и тонких макарон. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, творческую смекалку, дополняя полученную композицию деталями (горшок или пустыня) Пластилин, картон, макароны.
Март
1 «Цветы-сердечки» (лепка из соленого теста).
Учить детей лепить рельефные картинки в подарок близким людям.
Показать варианты изображения цветов с элементами сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: 1) моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.
Соленое тесто, формочки, стеки, образцы работ.
2 «Паучок на паутинке» Учить детей создавать композицию, используя разнообразный материал. Развивать зрительно – двигательную координацию. Расширять знания о насекомых. Воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к красивым работам сверстников. Крышки от пластиковых бутылок, нитки, пластилин, картон.
3 «Щенок» (Оригами) Учить сгибать базовую форму – треугольник, слушая указания воспитателя. Приобщать к изготовлению простых игрушек техникой оригами. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Бумажные треугольники (оригами).
4 «Три поросенка» Учить изготавливать персонажей сказки из бросового материала, дополняя деталями из пластилина. Воспитывать интерес к драматизации, используя поделки, сделанные своими руками. Киндер-сюрпризы, пластилин.
Апрель
1 «Перелетные птицы»
(Коллективная работа)
Учить детей работать с ватой, клеем и крупой, располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение работать коллективно, планировать ход выполнения работы. Вызывать чувство любви к природе, интерес к ее проявлениям весной.
Картон, трафарет, карандаши, клей, кисти, ватные диски, крупы.
2 «Подснежник»
Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Бумага для квиллинга, клей, кисточки.
3 «Вертушка» Учить делать игрушки из бумаги для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре. Воспитывать интерес к кспериментированию. Цветная бумага, ножницы, деревянные палочки.
4 «Открытка для ветеранов» Формировать умение работать коллективно, планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание порадовать старших своими поделками.
Цветная бумага, клей ПВА, кисти, карандаши, ножницы.
Май
1 «Аквариум» Учить детей создавать несложные поделки из разнообразного материала. Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность.
Крышечка из-под йогурта, пластилин, семена, крупы, зубочистки, салфетки, ножницы.
2 «Бабочка»
Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточки.
3 «Лето красное»
Учить создавать яркую композицию, используя бумагу и крупы. Развивать стетический вкус. Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.
Цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисти.
4 «Наш любимый детский садик» (Коллективная работа) Учить детей работать с коробками из-под сока, цветной бумаги, клея. Планировать ход выполнения работы. Воспитывать интерес к занятию, дружелюбное взаимодействие, желание обыгрывать постройку, бережно к ней относиться.
Картон, клей, кисти, цветная бумага, коробки из-под сока.
5 Выставка работ Вызывать желание у детей оформлять творческую выставку из своих работ. Воспитывать уважительное отношение к поделкам сверстников, умение радоваться их успехам. Детские поделки