Татьяна Пригоркина
Перспективное планирование кружковой деятельности «Конструирование из бумаги в технике оригами» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование кружковой деятельности «Конструирование из бумаги
в технике оригами» в группе раннего возраста.
Автор: Пригоркина Татьяна Александровна
Пояснительная записка
Публикация «Перспективное планирование кружковой деятельности „Конструирование из бумаги в технике оригами“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование. Планирование
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
«В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.»
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? С какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни? Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Для творческого развития главное ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
Как и в любой игре, главное удовольствие здесь процесс, а не конечный результат. Оригами в переводе с японского это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор: мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Цель: повышение уровня культуры по средствам овладения данного вида искусства для развития свободной, гуманной, творческой личности.
Задачи:
• развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие интеллекта в целом.
• развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации;
• привитие трудовых навыков при работе с бумагой;
• воспитание у детей художественного вкуса, фантазии;
• воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности, целеустремлённости;
Принципы реализации программы:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Формы и методы проведения занятий:
• словесные (рассказ, беседа, объяснения)
• наглядные (демонстрация, показ)
• практические (упражнения)
• инструктаж
Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ, упражнений. В процессе упражнений отрабатываются приемы работы с бумагой.
Методика работы с детьми строиться на следующих принципах:
-отбор содержания доступного детям 2-3 лет;
-постепенное усложнение программного содержания;
-индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
-научиться различным приёмам работы с бумагой;
-научаться следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
-познакомятся с искусством оригами.
Формы проведения итогов:
-проведение выставок детских работ;
-составления альбома лучших работ.
Перспективное планирование
Октябрь
1. Беседа: «что такое оригами»
Цель: дать понятие оригами. Познакомить с базовой формой круг.
2. Базовые формы в оригами.
Цель: познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки; с методами и приёмами в оригами.
3. Солнышко
Цель: учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.
4. Облака
Цель: продолжать учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.
Ноябрь
1. Цыплёнок
Цель: продолжать учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.
2. Грибная полянка
Цель: продолжать учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.
3. Вишни
Цель: продолжать учить сгибать края круга, продолжать учить разглаживать место сгиба.
4. Цветочек
Цель: Учить сгибать края круга, продолжать учить разглаживать место сгиба.
Декабрь
1. Котенок
Цель: закреплять умение сгибать края круга, продолжать учить разглаживать место сгиба.
2. Зонтик
Цель: закреплять умение сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.
3. Яблоко
Цель: закреплять умение сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали. Развивать пространственное воображение.
4. Ёлочная игрушка
Цель: Развивать фантазию. Украшать свою поделку с помощью раскрашивания
Январь
1. Оформление выставки детских работ в группе детского сада
2. Снеговик
Цель: Создать радостное настроение. Учить детей сгибать поделку по подобию воспитателя
Февраль
1. Знакомство с новой базовой формой «квадрат»
Цель: познакомить со способами сгибания базовой формы квадрат.
2. Дверь
Цель: учить сгибать квадрат пополам. Закреплять умение разглаживать линию сгиба.
3. Окошко
Цель: учить сгибать квадрат пополам. Закреплять умение разглаживать линию сгиба.
4. Открытка для папы: автомобиль
Цель: продолжать учить сгибать квадрат пополам. Украшать свою поделку с помощью аппликации.
Март
1. Открытка для мамы: цветок
Цель: создать атмосферу праздника, закреплять навыки сгибания квадрата и круга.
2. Салфетка для столовых приборов
Цель: воспитывать художественно-эстетический вкус
3. Автобус
Цель: продолжать учить сгибать квадрат пополам. Украшать свою поделку с помощью аппликации.
4. Коллективная работа: дерево
Цель: Закреплять умение сгибать квадрат и круг пополам. Украшать свою поделку с помощью аппликации.
Апрель
1. Изучение новой формы «Треугольник»
Цель: Учить сгибать треугольник пополам.
2. Змей
Цель: продолжать учить сгибать треугольник пополам. Развивать пространственное воображение.
3. Птичка
Цель: продолжать учить сгибать треугольник. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции
4. Самолёт
Цель: закрепить умение тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба.
Май
1. Кошелек
Цель: повторить сгибание по двум основным базовым формам, закрепить навыки сгибания на равные части
2. Игрушка «Ветерок»
Цель: закреплять умение соединять детали поделки
3. Коллективная работа «Цыплята на ферме»
Цель: закрепить умение тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба, закреплять умение соединять детали поделки, закреплять умение украшать подделку апликацией.
4. Оформление выставки детских работ в группе детского сада
Цель: привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости и радости от выполненных работ.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение познаний у детей по теме оригами.
2. Дети получат дополнительные навыки по работе с бумагой.
3. Повысится уровень развития мелкой моторики.
4. Развиваются умственные способности детей.
5. Дети узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
6. Привить трудовые навыки при работе с бумагой.
7. Воспитание у детей художественного вкуса, фантазии.
Литература:
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 г.
2. Афонькин С. Ю. Библиотека оригами. Игрушки. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 128 с., илл
3. Игрушки из бумаги. – СПб. : Дельта, 1996. – 318.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.
5. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
6. 100 поделок из бумаги. – СПб., 1997.
7. Козлина А. В. Уроки ручного труда. – М., 2000.
8. Дошкольное воспитание. 2000. №3.
9. Хрестоматия для маленьких. / сост. Л. Н. Елисеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Просвещение, 1975.
10. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1976.
11. Тайны бумажного листа. Издат. г. Москва, «Мозаика-Синтез».
12. О. М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М. : Издат. ГНОМ, 2011.
13. Оригами для старших дошкольников. Соколова С. В. : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2010.
14. Оригами. Подарки к праздникам. Елена Ступак. – М. : Айрис-пресс, 2010.