Екатерина Алтунина
Перспективное планирование для детей старшей группы по ознакомлению с окружающей природой (зима)
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь.
Деятельность детей на участке.
-Наблюдение за состоянием погоды из окна (перед прогулкой). Выяснить,что можно делать на участке, что взять с собой на прогулку.
-Наблюдение за температурой (в оттепель столбик ртути поднимается выше, в сильный мороз- ниже).
-Во время прогулки наблюдать цвет неба, появление солнца.
-Наблюдение за снежинками (снежинки все разные, ни одна не похожа на другую; подсчитать, сколько у них лучей, и т. д.).
-Рассмотреть березу, покрытую инеем. Почитать детям стихотворение С. Есенина :
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Публикация «Перспективное планирование для детей старшей группы по ознакомлению с окружающей природой (зима)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
-Наблюдение за птицами. Побеседовать с детьми о подкормке для птиц.
Деятельность детей в уголке природы.
-Знакомство с правилом ухода за каким- либо новым комнатным растением. Учить детей ухаживать за ним.
-Продолжать учить детей поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму.
-Рассматривание детьми красочных иллюстраций птиц, знакомых по участку.
-Посев овса в стаканчики. наблюдение за его ростом.
Занятия по ознакомлению с природой.
1 неделя. Беседа о зиме.
Цели: расширить представления детей о природе.
Задачи: учить детей замечать изменения, которые произошли на участке после снегопада (снег покрыл землю, деревья, кусты); учить наблюдать за поведением зимующих птиц; воспитывать у детей любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.
2 неделя. Рассматривание наглядных пособий "Зимующие птицы".
Цели: систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи: уточнять и закреплять знания детей о зимующих птицах; воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.
3 неделя. Комнатные растения.
Цели: систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Задачи: учить детей рассматривать и сравнивать растения по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
Январь.
Деятельность детей на участке.
-Перед прогулкой поговорить о погоде: какая сегодня погода? Что мы будем делать на участке? Что возьмем с собой на прогулку7 вспомнить стихи И. Никитина:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И на солнце блестит
Разноцветным ковром.
-Наблюдение за состоянием погоды: сильный ли ветер (качание деревьев, откуда дует ветер и т. д. Вспомнить загадку : "Без рук, без ног, а ворота отворяет".
-Познакомить детей со свойствами льда (хрупкий, прозрачный, в воде не тонет, в тепле тает).
-Рассмотреть следы на снегу и задать детям вопросы: В какую погоду следы заметнее? Когда из снега хорошо лепить?
-Вспомнить пословицы и поговорки о зиме: "Береги нос в большой мороз"; "Мороз невелик, да стоять не велит".
-Наблюдения за растениями. Посмотреть, какие деревья и кустарники растут на участке. Можно ли узнать дерево без листьев (по коре, по плодам?
-Наблюдение за птицами. Наблюдать за поведением птиц во время метели. Прочитать стихотворение Сергея Есенина:
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
А во дворе метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Деятельность детей в уголке природы.
-Научить детей наблюдению за птицами.
-Выращивание зеленого лука. Проверить, знают ли дети правила посадки; уточнить с ними, для чего выращиваем зеленый лук.
-Продолжать знакомить детей с комнатными растениями (рассматривать растения, отмечать их состояние).
Занятия по ознакомлению с природой.
1 неделя. Зимняя посадка корнеплодов и овощей.
Цели: систематизировать знания детей о культурных растениях.
Задачи: закрепить знания детей об овощах. Рассказать им, что зимой в комнате можно вырастить овощи. Продолжать учить детей навыкам работы с землей, правилам посадки овощей. Воспитывать у них аккуратность, желание ухаживать за растениями.
Предварительная работа: корнеплоды положить во влажный целлофановый пакет, чтобы они дали корни.
2 неделя. Домашние животные.
Цели: систематизировать знания детей о домашних животных.
Задачи: закрепить знания детей о домашних животных (корова, лошадь, овца, свинья). Рассказать, как люди строят теплые помещения для домашних животных, заботятся, чтобы они были вовремя накормлены, а летом запасают для них корм (косят и сушат траву). Воспитывать у детей интерес к сельскому труду, бережное отношение к продуктам питания.
3 неделя. "Кто как в лесу зимует".
Цели: познакомить детей с дикими животными.
Задачи: дать детям представление о жизни диких животных в лесу; о том, как люди помогают им переносить суровую зиму; рассказать, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения животных; воспитывать у дошкольников интерес к жизни диких животных, умение слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы.
Февраль.
Деятельность детей на участке.
-Наблюдение за состоянием погоды из окна (перед прогулкой). Выяснить,что можно делать на участке, что взять с собой на прогулку.
-Во время прогулки наблюдать цвет неба, появление солнца.
-Уточнить знания детей о зимних явлениях природы (метель. вьюга, иней, снег идет хлопьями, падает мягкими снежинками, гололед). Вспомнить строки А. Пушкина:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- В беседах, в разговорах с детьми использовать народные пословицы и поговорки, учить детей понимать их смысл, запоминать, применять в речи ("Февраль солнце на лето поворачивает", " Два друга: метель да вьюга").
-В солнечный морозный день обратить внимание детей на сосульки. Загадать загадку:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет.
-Наблюдение за трудом взрослых (сбрасывание снега с крыши, расчистка дворником участка после снегопада, работа на снегоуборочной машине). Ответить на вопросы: зачем сбрасывают снег с крыши? Почему в феврале обязательно надо сбросить снег с крыши?
-Труд на участке. Снежные постройки.
Деятельность детей в уголке природы.
-Предложить дежурным уголка природы самостоятельно посадить лук и посеять овес.
-Оценить работу дежурных в присутствии детей.
Занятия по ознакомлению детей с природой.
1 неделя. Экскурсия в парк.
Цели: расширить представление детей о природе, воспитывать любовь к природе.
Задачи: учить детей замечать изменения, которые произошли в природе (день стал длиннее, солнце светит ярче); различать деревья по строению веток; различать птиц по голосам; воспитывать бережное отношение к растениям и интерес к наблюдению за птицами.
2 неделя. Рассматривание веток деревьев.
Цели: систематизировать знания детей о деревьях и местах их произростания.
Задачи: закреплять и конкретизировать знания детей о деревьях, которые растут на участке, умение сравнивать ветки по цвету коры. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя кратко и понятно для окружающих. Дидактическая игра "Угадай ветку по описанию".
3 неделя. Беседа: чем питаются птицы зимой.
Цели: уточнить и обобщить знания детей о зимующих птицах, прилетающих на участок.
Задачи: познакомить с внешними отличительными особенностями птиц, строением их клюва, чем питаются; рассмотреть красочные иллюстрации с птицами; обучать детей описывать птицу по картине; пополнение словарного запаса, развивать связную речь детей.