Дорогина Жанна Анатольевна
Перспективно-тематическое планирование экспериментально-опытной деятельности в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1 блок. Сентябрь. «Волшебница - Вода».
1. «Свойства воды 1 часть.» Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму, познакомить с новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. Технологические карты по свойствам воды, прозрачные емкости, красящие вещества, ножницы, средство для мытья посуды, лист картона, водостойкий маркер, стеклянная формочка для выпечки, вода.
Публикация «Перспективно-тематическое планирование экспериментально-опытной деятельности в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
2. «Свойства воды 2 часть.» Углублять знания детей о свойствах воды, бумаги и дерева, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; опытным путем дать возможность узнать может ли воздух защитить бумагу от воды. Глубокая миска, бумажная салфетка, вода, стакан, лист бумаги, ножницы.
3. «Для чего вода нужна». Закреплять знания детей о значении воды в нашей жизни. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, продолжать знакомить со свойствами воды. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.
4. «Вода- Волшебница». Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни. Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.
2 блок. Октябрь. «Горы, камушки, песок».
1. «Почему песок так хорошо сыплется.» Дать возможность опытным путем увидеть свойства песка с которыми дети уже знакомы (сыпучесть, при добавлении воды клейкость, познакомить с новыми свойствами: песок может служить двигателем. Емкость с песком, вода, «мельничка», пустая емкость умеренной глубины.
2. «Песок – природный фильтр» Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки.
3. «Какими бывают камни». Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам Коллекция камней.
4. «Что такое горы? Почему разрушаются горы?». Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы. Прозрачные емкости, емкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, глобус.
3 блок. Ноябрь. «Что, как и почему?»
1. «Удивительная соль». Часть 1. Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
2. «Удивительная соль» Часть 2. Продолжить накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
3. «Магнит и его свойства». Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита, формировать интерес, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;
4. «Мир науки» Знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ; развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов; развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
4 блок. Декабрь. «Воздух - невидимка»
1. «Воздух». Расширять представления детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепит умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детейс историей изобретения воздушного шара. Лед, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.
2. «Почему дует ветер?» Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.
3. «Почему в космос летают на ракете». Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.
4. «Подводная лодка». Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде. Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов.
5 блок. Январь. «Звук»
1. «Звук и его свойства». Обобщение представлений детей о звуке.
Дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки. Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций
2. «Лаборатория звука» научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
Развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно. Рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
3. «Откуда берется звук». Продолжить знакомить детей с понятием звук.
Формировать представление детей о звуке. Познакомить детей с понятиями: «звуковые волны», «колебание», «вибрация», «лаборатория», «исследователи».
6 блок. Февраль. «О свойствах снега и солнечных лучей».
1. «Знакомство детей со свойствами снега». Продолжить обучение практическому исследованию природных явлений. Расширять и закрепить представления об основных признаках снега, учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать вывод, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор.
2. «Цветные льдинки» расширять представления детей о свойствах льда, развивать у детей способность к экспериментальной деятельности
3-4. «Влияние солнечного света на жизнь человека». Дать представление о Солнце, как о звезде; способствовать ознакомлению с понятием света и тени и закреплению знаний детей о роли света в жизни растений; способствовать закреплению с детьми представлений о Солнечной системе, показать зависимость смены времени суток от положения Земли; способствовать закреплению умения ориентироваться в частях суток, объяснить, что источники света могут быть природными и искусственными, способствовать закреплению умения ориентироваться в частях суток, познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать, воспитывать познавательный интерес и стремление соблюдать режим дня.
.
7 блок. Март. «Что такое микроскоп».
1. «Что такое микроскоп» Познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения c микроскопом; Учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; Развивать любознательность и интерес к исследованиям; Обогащать словарный запас детей.
2. «Микроскоп и клетка». Познакомить детей с микроорганизмом – клеткой; Закрепить знания детей о микроскопе; Продолжать учить пользоваться микроскопом;
Учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; Развивать любознательность, внимание; Развивать интерес к исследованиям; Воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
3. «Микробы под микроскопом». Развивать у детей воображение, способность мыслить нестандартно; Показать, что любое действие можно выполнить разными способами. Формировать основы собственной безопасности, представления о полезных и вредных микроорганизмах. Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными микробами
4. «Что мы видим в микроскоп» Формировать элементарные навыки работы с микроскопом; Развивать любознательность, мышление и речь детей; Ввести в активный словарь детей слова: «объектив», линза, штатив, тубус, предметный столик, предметное стекло, окуляр, тубус, пинцет, отражающее зеркало ; Воспитывать заботливое отношение к детям младшего возраста;
8 блок. Апрель. Самостоятельная исследовательская и опытническая деятельность детей.
1. «Игры и опыты с водой и воздухом» Закреплять знания детей о воде, умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов. Все необходимые материалы и оборудование для проведение опытов с воздухом и водой прописанные ранее.
2. «Игры и опыты с песком, почвой, камнями». Закреплять полученные знания детей о песке, почве, камнях и умения проведения исследовательской и опытнической деятельности. Все необходимые материалы для работы с песком, почвой, водой описанные ранее, макеты рельефа.
3. «Исследование с помощью микроскопа». Закреплять умение детей в работе с микроскопом. Все необходимые материалы и оборудование для работы с микроскопом, технологические карты.
4. «Сюжетно-ролевая игра «Детективы». Закреплять навыки исследовательской деятельности, умение детей распределять роли, взаимодействовать. Все необходимые материалы прописанные ранее.
9. блок Май. Самостоятельная исследовательская и опытническая деятельность детей.
1.«Увеличительные стекла». Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.
2.«Необычные кораблики» Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.
3. «Радуга в комнате» Познакомить детей с природным явлением – радуга.
4. «Эффект радуги» Воспитывать бережное отношение к природе.
Список литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, 2014 г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М. : «Баласс», 2003 г.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.
5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.