Ольга Митькина
Перспективно-тематический план по познанию для детей старшей группы
▼ Скачать
Перспективно-тематический план по познанию для детей старшей группы
Месяц Неделя Тема Ознакомление
с окружающим миром Ознакомление
с природой
Сентябрь 1. День знаний Тема «Детский сад»
Показать детям общественную значимость родного детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться
Тема «Растения нашей группы»
Публикация «Перспективно-тематический план по познанию для детей старшей группы» размещена в разделах
Познакомить детей с комнатными растениями, растущими в группе, научить ухаживать за ними. Воспитывать любовь к комнатным растениям и желание за ними ухаживать
2. День города Тема «Мой родной город»
Формировать интерес к «малой Родине», родному городу, к его прошлому и настоящему. Познакомить с символикой Тулы, с достопримечательностями родного города Тема «Ознакомление с природой родного края»
Познакомить с природой (растениями, животными) Тульского края, обогатить словарный запас детей, закрепить правила поведения в лесу
3. Правила дорожного движения Тема «Безопасность на дороге»
Продолжать формировать представления о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей Тема «Экологическая тропа в здании детского сада»
Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и правильно называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными
4. Транспорт Тема «На чем люди ездят»
Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах Тема «Прогулка по городу»
Уточнить и расширять представления детей о транспорте; развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи; приучать к культуре поведения в общественном транспорте
Октябрь 1.
Овощи, фрукты Тема «Что летом родится, зимой пригодится»
Обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов - консерви-рование, соление, приготовление варенья, компотов и соков. Воспитывать: бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими
богатствами; уважение к труду людей, работающих на земле Тема «Во саду ли, во огороде»
Закреплять: обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; названия различных овощей и фруктов; знание характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений. Формировать представление о том, как растение приспосабливается к размножению
2. Ягоды, грибы Тема «Правила поведения в лесу»
Закрепление и систематизирование знаний о природе, об охране окружающей среды. Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. Сформировать у детей нормы поведения в природе.
Тема «В лес за грибами и ягодами» Формировать представления детей о значении леса в жизни людей; познакомить детей с некоторыми свойствами древесины; расширять представления о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира
3
Хлеб – всему голова Тема «Кто нам хлеб растит»
Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу Тема «Как выращивают хлеб»
Закреплять: знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб
4. Деревья Тема «О дереве и деревянном»
Расширить представление о материале. Развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его осо-бенности, взаимодействие с другими материалами Тема «Деревья и кустарники нашего двора» Закреплять: знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений
Ноябрь 1. Праздник согласия и единения Тема «День народного единства»
Расширять представления детей о территории России, народах её населяющих. Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, традициям, языку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе; Закреплять знания детей со всероссийским праздником - воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги Тема «Гуляй, да присматривай»
Познакомить с народным календарем. Приобщать к русской народной культуре. Активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода. Обогащать словарь старинными названиями осенних месяцев
2. Мальчики и девочки. Какие мы? Тема «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой»
Формировать у детей понятие о чертах характера и поступках мальчиков и девочек; развивать логическое мышление, смекалку, внимание, зрительное и слуховое восприятие, положительные эмоции; Воспитывать добрые, чуткие взаимоотношения друг к другу Тема «Кто такой человек»
Формировать представление у детей : чем отличаются мужчины и женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек и мальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать других детей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек; помочь понять, что каждый из них - единственный, второго такого ребёнка больше нет
3. Дружить – счастливо жить Тема «Секрет дружбы»
Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений. Закреплять знание пословиц и стихов о дружбе. Научить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу Тема «Моя дружная семья»
Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе
4. Тепло маминых рук Тема «Всемирный день Матери»
Формировать у детей целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье Тема «О мамах родных и очень важных»
Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей
Декабрь 1. Тула – героическая Тема «История моего города (села)
Расширить представление о понятии «город». Уточнить знание достопримечательностей родного города.
Познакомить с важным событием в истории нашего города и всей страны 75-летие обороны героической Тулы.
Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес
Тема «Растительный родного края»
Формирование представлений о растительном мире родного края. Познакомить детей с разнообразием растительного мира Тульского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны. Воспитывать любовь к родному краю, бережное, гуманное отношение к растениям.
2. Волшебница Зима Тема «Наша одежда»
Закрепить знания о сезонной одежде и обуви. Уточнить название одежды, дать ее классификацию. Формировать представление у детей, почему различается сезонная одежда; заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по сезону. Тема «Проказы матушки зимы»
Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Продолжать приобщать
к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы.
Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня. Вести дневник наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во время заморозков
3. Выдумываем, творим Тема «Волшебные превращения»
Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Привлекать к помощи взрослым в создании фигур и построек изо льда и снега. Тема «Покорми птиц»
Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период.
4. Ах, карнавал Тема «Новый год у ворот»
Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его значении для людей
Тема «Почему растает Снегурочка?»
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в воду
.
Январь
1. В гостях у сказки Тема «Путешествие в прошлое книги»
Познакомить с историей возникновения книги и её созданием, рассказать об истории книги в разные времена, в разных государствах, показать, как книга преобразовывалась под влиянием развития культуры, воспитывать бережное отношения к книгам, активизировать словарь детей Тема «Зимние явления в природе»
Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Развивать познавательную активность, творчество.
2. Дикие животные и птицы Тема «Как дикие животные готовится к зиме»
Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Формировать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: лиса, медведь, белка, заяц, волк, лось, ёж.
Воспитывать бережное отношение к животным, воспитывать желание помогать другим, любовь к природе родного края Тема «Животный мир нашего края
Продолжать знакомить с дикими животными и птицами родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным. Приучать: связывать наблюдения с личным опытом
3. Домашние животные и птицы Тема «Как домашние животные помогают человеку»
Формировать представление у детей о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас.
Тема «Домашние животные, птицы и их детеныши»
Познакомить с домашними животными: коровой и козой, птицами. Закреплять: названия домашних животных и их детенышей; пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность знание об их назначении
Февраль
1. Зимние забавы Тема «Спорт – это здоровье»
Закрепить знание детей о зимних видах спорта, об олимпиаде, учить пантомимой изображать знакомые виды спорта, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом
Тема «Поёт зима- аукает, мохнатый лес баюкает»
Продолжать знакомить с зимними явлениями в жизни природы; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно- следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе
2. Богатыри земли Русской Тема «Наши защитники»
Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т. д.). Воспитывать чувство гордости за свою армию. Вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов Тема «Куда исчез снеговик»
Формировать практические умения и навыки создания снежных построек. Развивать наблюдательность, умение замечать изме-нения в природе. Закреплять знание о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Уточнять представления о том, как человек приспосабливается к зиме
3. Мужские профессии Тема «Кто построил новый дом»
Закреплять знания о разнообразии профессии. Систематизировать знания о строительных профессиях, познакомить с обобщенным словом «строитель». Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает
Тема «Мир комнатных растений»
Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Знакомить с профессиями, связанными с уходом за растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, ответственность за их жизнь
4. Слава воинам Тема «Российская армия»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность Тема «Характеристика зимних месяцев»
Формировать представление у детей о характерных признаках зимы в неживой природе, зимних явлениях природы. Познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы
Март 1. Международный Женский праздник Тема «Восьмое марта»
Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта. Познакомить детей с историей праздника. Воспитать уважительное отношение ко всем женщинам Тема «Цветы для мамы»
Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Сформировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться
2. Женские профессии Тема «В гостях у кастелянши»
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши, с общественной значимости ее труда. Развивать доброжелательное отношение к ней
Тема «Признаки весны»
Обобщить знания детей об изменениях в природе весной. Формировать представления о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о связях между явлениями живой и неживой природы. Познакомить с правилами безопасного поведения в природе весной.
3. Один дома Тема «Опасности вокруг нас»
Учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности дома. Познакомить с номерами «Скорой медицинской помощи», пожарной службы и милиции. Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» Тема «Осторожно, лес!»
Познакомить детей с опасными и ядовитыми растениями. Формировать правила поведения на природе, в лесу среди малознакомых растений
4. Как дружить с огнем Тема «Волшебные спички»
Дать детям представление о спичках, о правилах пользования ими и последствия игры со спичками. Учить выполнять правила пожарной безопасности, знать номер телефона пожарной охраны. Воспитывать чувство уважения к труду пожарных Тема «Безопасность на природе»
Формировать представления у детей о правилах поведения на природе во время грозы, во время пожара, при встрече с разными насекомыми
Апрель 1. Если хочешь быть здоров Тема «Будь здоров»
Формировать представление о заботе своего здоровья в холодный период времени, закреплять правила безопасного поведения во время зимних игр
«Помощница водица»
Формировать представление у детей о роли воды в закаливании, оздоровлении человека. Свойства пара.
2. На встречу к звездам Тема «Кто такие космонавты»
Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (профессии космонавта, его личностные качества)
Расширять знания детей о космических кораблях, ракетах и другой космической техники. Развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира. Тема «Покорение космоса»
Дать представление: о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде - Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли - Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
3. К нам Весна шагает Тема «Весенняя страда»
Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Развивать любознательность и инициативу.
Тема «Весна шагает по планете»
Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, сравнивать, описывать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи; воспитывать бережливое отношение к природе
4. Насекомые Тема «Осторожно, насекомые!»
Познакомить с видами насекомых, правилами поведения при встрече с ними. Формировать представление у детей о том, чем опасны укусы насекомых. Закрепить знания о первой медицинской помощи при укусах. Тема «Эти удивительные насекомые»
Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать: сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания
Май 1. Мы гордимся Родиной «Государственные символы России»
Познакомить детей с государственными символами России – герб, гимн, флаг. Понимать, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. Расширять знания о Москве – столице России, ее достопримечательностях и памятных местах. Воспитывать интерес к изучению истории Москвы, гордость за Россию. Тема «Леса и луга нашей родины»
Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга; о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
2. Праздник Победы Тема «День Победы»
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам; формировать стремление принимать активное участие в подготовке к празднику; развивать речь
Тема «Мир без войны»
Обобщать и систематизировать знания детей о России, о ее прошлом и настоящем, развить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, к природе края, к городу, воспитывать уважительное отношение к государственным символам
3. В гостях у почемучек Тема «Из чего и для чего?
Формировать представления у детей о свойствах предметов, сделанных из железа и дерева.
Объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы Тема «Как растут растения?»
Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды
4. Здравствуй лето Тема «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. Тема «Лето красное пришло»
Систематизировать представления о временах года. Расширять представления о ягодах, которые растут в саду и лесу. Учить различать лесные и садовые ягоды