Захарова Елена
Конспект занятия «Перелетные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : формирование у детей представления о перелетных птицах.
ЗАДАЧИ.
1. Образовательные: - продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;
- закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период;
- расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц;
- продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Воспитательные: - воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
- воспитывать любознательность.
3. Развивающие: - развивать интерес к жизни птиц;
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
- развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
В ходе занятия использую общепедагогические методы (игровой метод, словесный, практический метод).
Оборудование: ИКТ, слайды перелетных птиц, компьютерная презентация, мяч, кроссворд «Птицы».
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки : чтение стихов, поговорок о весне, аудиокассеты "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", проект «Перелетные птицы».
Состав участников: дети группы «Радуга».
Время проведения: 35-40 минут
Содержание:
I. Вводная часть.
Цель этапа: настрой детей на работу, целеполагание, сообщение темы занятия, повторение и систематизация имеющихся знаний.
II. Основная часть.
Цель этапа: объяснение нового материала (создание условий для получения знания детей о птицах, об их жизни в весенний период) в виде беседы с одновременным показом слайдов и рисунков. Разгадывание кроссворда как закрепление материала.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Вводная часть
Содержание Примечание
Воспитатель: Ребята, мы собрались, чтобы узнать еще новое о весне. А вот умеете ли вы весну слушать? Давайте проверим; закрывайте глаза и внимательно слушайте, а потом расскажите, что же вы услышали.
- Ребята, что вы услышали? (Птицы поют, ручьи звенят)
- К какому времени года это относится? (к весне).
- Рассмотрите внимательно картинку, какие перемены в природе говорят о признаках весны? (Стало тепло, снег растаял, прилетели птицы).
- Да, наступила весна, все вокруг ожило, мир наполняется разными звуками. У весны своя песня. Вот почему весной мы особенно рады шуму дождя, шелесту листвы, голосам птиц.
- И вот о самом главном чуде, происходящем в природе весной, мы будем сегодня разговаривать. Вы отгадаете тему занятия по предмету, который я вам принесла в коробке (показывает перо). Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о птицах). Правильно, но именно о тех, которые весной к нам из теплых стран прилетают. Как называют таких птиц? (перелетные). Почему так называют?
Звучит аудиозапись «Звуки и голоса природы».
Показ картинки
«Весна».
Показ коробки с пером.
II Основная часть.
Содержание:
Воспитатель: сегодня мы будем узнавать новое о птицах, об их жизни, их повадках и привычках.
- Каких птиц мы называем перелетными? (птицы, зимующие в теплых краях).
- Почему они возвращаются? (корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
- Разные птицы чувствуют наступление весны по-разному. Первыми прилетают грачи. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, Взад – вперед по пашне скачет, А зовется птица
. (грач)
- Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков). Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе – весна на дворе.
- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке: на шесте дворец, во дворце певец, Как зовут его… (скворец).
- Давайте отгадаем следующую птицу : не ворона, не синица, как зовется эта птица? Примостилась на суку. Раздалось вокруг "ку-ку" (кукушка). Кукушки прилетают, когда деревья оденутся листвой. Почему? (она питается гусеницами, которые собираются на деревьях, а гусениц становится больше после распускания листьев).
- Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? (Высоко в небе, где они обитают, насекомые появляются позднее).
- Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос:
- чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).
- чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).
- В природе огромное разнообразие птиц; большие и маленькие, все они имеют право жить и радовать нас. Как скучна бы была Земля без этих красивейших созданий!
- Какое основное занятие весной у птиц? Откладывание яиц, выведение птенцов). Загадка: без рук, без топоренка, построена избенка (гнездо).
- Зачем птицы строят гнезда? (Они необходимы, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их). Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.
- Как называются искусственные домики для птиц? (скворечник).
- А сейчас мы с вами немного отдохнем; повторяйте за мной.
Физкультминутка
Цель: развитие памяти, внимания, мелкой моторики.
Распилю пилой дощечки: вжик-вжук, вжик-вжук (пилят дощечки).
Сколочу из них скворечник: тук-тук, тук-тук (работают молотком).
Прилетайте, птицы, в гости ими руками приглашают к себе).
К нам, к нам, к нам, к нам (тоже вправо и влево).
Я скворечники развешу (двумя руками перед собой, 4 движения)
Тут и там, тут и там (тоже вправо-влево 2 раза).
- Ребята, можно ли шуметь весной в лесу, разорять птичьи гнёзда? Нельзя тревожить птиц в гнёздах, иначе они могут покинуть гнёзда и тогда птенцы погибнут. Надо развесить скворечники. Соблюдать в лесу тишину. Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц.
- Ребята, давайте поиграем. Чтобы запомнить названия птиц, я предлагаю вам кроссворд, давайте его разгадаем.
Кроссворд «Птицы весной».
Дидактическая игра «Что лишнее?».
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Ребята, вы внимательно меня слушали, давайте поиграем в игру:
«Скажи одним словом». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будите его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? длинноногий
У аиста длинный клюв, он какой длинноклювый
У ласточки длинный хвост она длиннохвостая
Ласточка любит тепло, она теплолюбивая
У ласточки острые крылья, она острокрылая
У соловья звонкий голос он звонкоголосый
У журавля длинные крылья он длиннокрылый
- Ребята, давайте еще раз перечислим перелетных птиц.
- А сейчас определим, какое у вас настоение. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то покажите сердечко. Но если у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь. Мы еще с вами будем заниматься, будем встречаться
- Наше занятие я хочу закончить стихотворением.
Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях земляники, на тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю! Берегите!
Примечание