Ольга Александрова
Передвижная выставка «Глобус и карты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование представления об окружающем мире, интереса к изучению нового, неизведанного.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей, как выглядит планета Земля из космоса, с частями света, сторонами света.
С понятием «глобус», «карта». Для чего они предназначены.
Дать детям элементарные представления о разных областях планеты Земля, о их обозначениям на карте.
Развивающие:
Развивать взаимодействие детей со сверстниками, расширять кругозор и словарный запас.
Публикация «Передвижная выставка „Глобус и карты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитательные:
Воспитывать интерес к новому, неизведанному. Воспитывать любовь к своему городу, к стране, в которой они живут,бережное отношение к своей малой родне– своему дому.
Место проведения:
спортивный зал.
Время проведения:
согласно расписания НОД.
Оборудование:
Глобусы разной величины. физическая карта Мира и физическая карта Российской Федерации, карта Удмуртии, города Ижевска. и другие карты.
Видеопроектор с экраном, слайды с изображением карт, аудиозаписи для игр с детьми.
Предварительная работа:
Беседы в группах о Планете Земля, рассматривание географических карт, глобуса. Подготовка детей - экскурсоводов по данной теме.
В зале расположена выставка на тему "Карты"
Ход занятия
Дети сидят в зале.
Слайд1 (На экране Звездное небо)
Ведущий:
здравствуйте, дети.
Дети, посмотрите, перед нами звездное небо. А вы хотите на несколько секунд оказаться в космосе?
Представьте, что мы с вами сели в летательный аппарат и совершим короткий полет в космос.
Пристегните ремни безопасности и приготовьтесь к взлёту.
Видео презентация " Земля- планета солнечной системы".
Ведущий:
вот мы и в детском саду.
2 слайд (на экране изображение планеты Земля)
Ребёнок:
Наша Земля- голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей,
Горы, равнины, леса и поля-
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
Ведущий:
Ребята, а какой формы наша планета Земля?
Ответы детей.
Ведущий:
Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве,
Посмотрите, Земля одного цвета или разноцветная (ответ детей)
А почему она разноцветная (ответ детей)
Да, правильно, на земле много морей, океанов, рек. озер, ручьев.
На ней есть горы, овраги, пустыни, леса и т. д.
Слайд 3 (Мартин Бехайм немецкий учёный, мореплаватель, первый глобус)
Ребёнок:
Очень давно путешественники мореплаватели определили, что земля имеет форму шара и впервые Мартин Бехайм немецкий учёный, мореплаватель в 1492 году изобрел первый глобус.
Глобус– это точная модель (изображение) земного шара, только уменьшенная во много раз. Глобусы бывают большие и маленькие.
Обращает внимание детей на глобусы, представленные на выставке.
Слайд 4 (Изображение первого глобуса и глобуса современного)
Ведущий:
Изображение на первом глобусе отличаются от изображений современного глобуса, потому, что с момента изобретения первого глобуса путешественники открывали все новые и новые земли и они были отражены на глобусе.
Ведущий:
Почему глобус круглый? (ответы детей) - Для чего нужен глобус? (ответы детей) - Для того, чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и ее форму. - Что изображено на глобусе? (ответы детей). Очень большой глобус сделать трудно, и он был бы неудобен в обращении.
Слайд5 (карта мира, состоящая из 2 полушарий.)
Ведущий:
Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус не удобно. Как же нам быть?
Отгадайте загадку:
Земля есть -пахать нельзя,
Дороги имеются- ехать нельзя,
Луга есть- косить нельзя,
Рек, морей много- воды нет. (карта)
Для удобства люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети:
Путешественникам, военным, морякам, ученым, туристам и т. д.
Ведущий
Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (ведущий обращает внимание детей на карту мира).
Ребёнок:
Карта – это уменьшенное изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте.
Ученые географы разделили глобус на 2 полушария Западное и Восточное.
Карты нужны, для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна. остров или море. Карты используют путешественники, капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта, чтобы найти незнакомую улицу.
Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая, цветная. На карте можно найти горы, пустыни, на ней есть реки, моря и океаны.
Ведущий:
Карты бывают разные.
Карты мира:
Физическая карта мира – это географическая карта, которая отображает рельеф местности (горы, равнины, низменности, местонахождение материков, водоемы и их глубины, растительно-почвенный покров. Физическая карта мира дает подробное представление человеку о том, как выглядит планета Земля
Географическая карта – важное достижение географии. На ней можно увидеть расположение разных стран, рек, морей, пустынь и гор. С помощью географической карты можно сравнивать разные объекты на планете, лучше понять окружающую природу, оценивать расстояния, представить собственные путешествия по миру.
Если посмотреть на карту Мира, то на ней видно сушу и моря и океаны. и 1часть занимает суша, 2/3 занимает вода.
Слайд8 (карта Евразии)
Карта отдельных материков к примеру карта Евразии.
На этом материке располагается наша страна Россия.
На карте изображено, как материк со всех сторон омывается морями и океанами.
(Слайд 9) (Карта РСФСР)
Существуют карты стран, например карта нашей страны
(Слайд 10) (Изображение компаса)
Люди, которые пользуются картой знают, что для того, чтобы ориентироваться по карте необходимо знать части света, или стороны света. Назовите части света. (Север, юг, запад, восток.
А для того чтобы определять части света, что необходимо?.
Компас- устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на стороны света.
Игра "Стороны света"
(стоя на месте)
Правила игры. Воспитатель устанавливает компас, взрослые и дети находят север, юг, запад, восток и свое расположение относительно сторон света.
Воспитатель называет стороны света, а дети прыгают к ним лицом.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся.
Слайд11 (Карта РСФСР с границами)
Существуют карты, на которых изображены границы государств, города, населенные пункты, реки, озёра.
Слайд 12 (Карта автомобильных и железных дорог.)
Так же на картах обозначают Автомобильные и железные дороги.
Слайд13 (карта морских путей)
А так же карты морских путей.
Слайд14 (Карта авиа полётов)
А так же карты авиа полётов.
Ведущий:
На карте есть условные обозначения. Например маленькие точки или кружочки обозначают города или населенные пункты.
Дороги, реки, стоянки, заправки, полезные ископаемые.
(Дети подходят к экспозиции и делятся на 2 равные команды.)
Ведущий:
Как называется наша страна?
Дети:
Наша страна называется Россия.
Ведущий:
Вот перед нами карта России.
Большая по площади, страна мира.
Команды выполняют задания, предложенные воспитателем.
Ведущий:
1. Давайте найдём на карте мира место, где находится наша страна.
2. Найдите границы нашей страны.
3 В какие цвета окрашена физическая карта России?
4 А какого цвета больше всего на карте России?
Дети:
Больше всего на карте России, зеленого цвета.
Ведущий:
Что означает этот цвет?
Дети:
Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Ведущий:
Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?
Дети:
(Это реки).По России протекают много рек и речушек. Самые крупные реки Енисей, Обь, Амур, Лена, Иртыш, Волга,
Ведущий:
Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Причем, чем темнее цвет на карте, тем выше горы. Давайте найдем горы. В России много гор, самые высокие горы –это Эльбрус, с высотой 5642м над уровнем моря. он похож на верблюда, потому, что 2 вершины похожи на 2 горба. И эти вершины этих горбов всегда в снегах и льдах. и в горах всегда холодно. А еще на севере России встречаются льды, и там холодно.
В России много степей и летом там очень жарко.
Сейчас мы поиграем в игру
"Художники".
Мы нарисуем картину своим телом.
Звучит музыка, воспитатель показывает по очереди карточки голубого, зеленого, коричневого, желтого, белого цветов, дети имитируют при помощи жестов каждый цвет.
Голубой- вода (волнообразные движения рук, имитация движения пловца).
Белый- лед (движения человека пытающегося согреться: потирание плеч, ладоней).
Степь- желтый (утирание пота со лба, поднимание высоко ног- хождение по песку).
Гора -коричневый (изображают, что смотрят вверх, изображая рукой козырек кепки).
Лес-зелёный (изображение елочки-ноги вместе, руки слегка разведены в стороны).Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий:
Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети:
Столица нашей Родины – Москва.
Ведущий:
Давайте найдем на карте.
Ведущий:
А теперь скажите в каком городе мы живём (Ижевск) Найдите его на карте России.
А какая это республика? (Удмуртия) Давайте найдём Удмуртию на карте России. Удмуртия располагается на Верхнекамской возвышенности.
Ребёнок:
У Удмуртии есть соседи- это республика Татарстан, столица город Казань, Кировская область столица город Киров, Пермский край, столица город Пермь. Республика Башкортостан, столица город Уфа. (показывает на карте)
Ведущий:
Удмуртия очень богата лесами, полями. по Удмуртии протекает красавица Кама. Вятка, Чепца и другие реки, Река Иж, правый приток Камы, -это река Удмуртии и Татарстана, Является памятником природы регионального значения Татарстана, На берегах Ижа располагается наш город Ижевск
Самые ближние к нам горы –это Уральские горы, они не очень высокие1895 м над уровнем моря, но очень богаты полезными ископаемыми такими как металлические руды, уголь, а так же драгоценные и полудрагоценные камни.
Много народов проживает вокруг Удмуртии и каждый народ бережёт свою культуру. И мы с вами чтим нашу культуру, сейчас мы поиграем в Удмуртскую национальную игру
" Воротики"
Правила игры: Дети становятся по кругу парами, изображая "воротики" руками. Звучит плясовая музыка Первая пара начинает бег в середине круга, забегая в любые воротики, те дети, в чьи ворота забежали и последующие пары выполняют то же. Музыка стихает, воротики опускаются, кто не успел забежать в них танцуют Удмуртский танец, остальные танцуют и хлопают.
Ведущий:
Дети, на этом наша экскурсия заканчивается, до новых встреч.
Дети идут в группу.