Елена Сидоренко
Педагогический опыт «Применение бросовых материалов при изготовлении поделок с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Передовой педагогический опыт
«Применение бросовых материалов при изготовлении поделок с
дошкольниками»
ТВОРЧЕСТВО учёные рассматривают как деятельность высшего уровня
познания и преобразования окружающего мира – природного и социального.
В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и
способ его мышления, личные качества.
Процесс создания поделки для детей имеет едва ли не первостепенное
значение. Его деятельность отличается эмоциональной включённостью,
стремлением искать и опробовать разные способы, получая от этого особое
Публикация «Педагогический опыт „Применение бросовых материалов при изготовлении поделок с дошкольниками“» размещена в разделах
удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата.
Стремление действовать – вторая особенность детского творчества.
В дошкольном детстве можно добиться при целенаправленном обучении, в
котором особая роль отводиться воображению, мышлению, произвольности
и свободе поведения. Вместе с тем, академик В. В Давыдов считал, что
формировать творческие способности дошкольника необходимо такими
средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию воображения.
Как известно, продуктивную деятельность разделяют на технический и
художественный труд. К последнему относится и конструирование из
бросового материала.
Интерес к изготовлению поделок из бросового материала у детей
существенно зависит от того, насколько условия и организация ручного
труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка, а именно
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и, что способно вызвать одобрение окружающих.
Изготовление поделок из бросового материала, как нельзя лучше отвечает
этой потребности и способствует развитию пространственных
представлений, практическому освоению некоторых физических
закономерностей, познанию свойств различных материалов.
Ребёнок,овладевая разнообразными способами практических действий,
приобретает, так называемую ручную умелость.
Например, в процессе знакомства с пластиком, мы рассматривали тарелки,
кружки, вазы, солонки изготовленные из него. Знания о различных изделиях
и украшениях мы почерпнули из книг, художественных иллюстраций,
фотоальбомов. А затем и сами применили этот материал в работе. Дети с
удовольствием изготавливали из капсул киндер сюрприза фигуры птиц,
животных цветы, украшали их различной бумагой, ткань, мехом, перышками
и т. д, Так же детям очень понравилось изготовление из пластиковых
бутылочек различных игрушек (кукла в шляпке, черепашка, различные
зверушки,. Я показала способ изготовления, и дети, по своему желанию,
смастерили себе такие же (подборка образцов изготовления поделок из
пластика см. в приложении).
Из различных шнурочков, ниток, узких полосок ткани создавали
определенные формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.
Но этот материал можно не только связывать, скручивать, его можно
разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные
композиции. Сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать,
перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались
всевозможные поделки различной формы, цвета, иногда причудливой
формы, которую создал ребенок, не ожидая сам того. Но дети радовались
возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя,
приходили к новым открытиям, и радости не было предела. У детей
получались колечки, браслеты, сердечки, змейки. Я старалась лишь косвенно
помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным
идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы
ткани или шнура у нас получались различные игрушки, но более объемные.
Мы украшали их глазками, различными бантиками, цветной тесьмой. И вот у
нас уже скачут кони, ослики, зайчики, и дети с удовольствием играют со
своими поделками. Ценность этих работ заключается в их оригинальности и
функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих
играх, при украшении помещения.
По результатам анализа и диагностики детских работ я отметила возросший,
устойчивый интерес к продуктивной деятельности, появились любимые
«ручные» занятия и в связи с ними широкий набор разнообразных мотивов и
взаимосвязанных целей, которые дети стремятся реализовать. Они
приобщились к разнообразным умениям и навыкам, овладели способами
практических действий. У них стали получаться качественные изделия,
которые они используют по своему желанию.
Работа с бросовым материалом формирует у ребенка положительное
отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата
своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по
которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат
успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в
свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому я в
своей работе стараюсь подбирать посильные по объему и сложности
выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к
деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь
поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя
настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
Так с некоторыми детьми группы освоили работу с иголкой, научились,
пришивать пуговицы, нанизывать бусины, освоили плетение из ниток и
бечёвок, изготовляли объёмные фигурки из крупного бисера, делали муляжи
способом папье-маше, мастерили из природного и бросового материала.
На родительском собрании по теме «Мастерим игрушки вместе» провела
анкетирование с целью выявить заинтересованность родителей в развитии
творческих способностей у детей. Перед Новогодними праздниками провела
семинар-практикум «Мастерская по изготовлению игрушек-самоделок».
планирую организовать фотовыставку «Наше творчество!».
Надеюсь, что смогла заразить детей своей увлечённостью, умением и они с
благодарностью и теплотой будут вспоминать то время, когда вместе со мной
учились делать разные самоделки, узнавали много нового и интересного.
Подготовил воспитатель: Сидоренко Е. В.