Елена Фатеева
Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности
Перечень опытов, дидактических игр, бесед, наблюдений по привитию сенсорных эталонов
в бытовой деятельности.
Сенсорное воспитание является основой организации чувственного опыта детей.
Публикация «Перечень опытов по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет. Этот смысл становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности очень важно для сенсорного развития. Умывая детей, учу различать теплую и холодную воду и другие её свойства, ощущать запах мыла, сухость и влажность полотенца. За завтраком, обедом, полдником знакомлю малышей с особенностями пищи, продуктов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. В процессе выполнения режимных процедур упражняю детей в пространственной ориентировки: правая, левая рука, нога, сбоку, сзади и т. д. Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и т. д. Детей учу ценить время свое и других, не опаздывать, не заставлять себя ждать. Таким образом, подвожу к осознанию необратимости, текучести времени. Знакомя детей с названиями посуды, мебели, одежды, знакомлю с материалами, из которых они сделаны. Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. В старшем возрасте во время дежурства учу различать тарелки по величине, глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывают иные – двигательные, осязательные, ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура и пр. Ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации. Усвоение и воспроизведение последовательности действий, необходимых для умывания, требуют сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения.
В младшем возрасте в своей работе я ставлю следующие задачи:
• Формирование положительного отношения к гигиеническим процессам и культуре еды;
• Закрепление последовательности действий в процессах умывания и одевания;
• Правил поведения за столом (правильно держать ложку, вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать, пользоваться салфеткой, благодарить после еды).
Для осуществления этих задач использую следующее.
Умывание
1. Опыты с водой :
• Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;
• «цветные капельки» : капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;
• Замораживание воды в разных формочках;
• «тонет – не тонет» : испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала;
.2. Опыты с мыльной водой и пеной:
• Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов;
• Какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
3. Дидактические игры:
• «Умоем куклу Катю»,
• «Мы умываемся»
• составление с детьми алгоритма процесса умывания,
• Моделирование: «Зеркало»,
• «Купание куклы».
4. Беседы:
• «Все о микробах»,
• «Зачем мы моем руки»,
• «Да здравствует мыло душистое!»,
• «Чистые ногти».
5. Наблюдения:
• «Как умываются дети старшей группы»,
• «Как умывается кошка»,
• «Как надо чистить зубы».
Одевание.
1. Опыты :
• С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т. д.
• Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков;
• С материалом: определение свойства – сравнение с бумагой; «Печворк»- прием из методики Монтессори
• С кнопками, крючками: упражнения в застегивании расстегивании; определение материала, из которого сделаны, на ощупь.
2. Дидактические игры:
• «Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам;
• «Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т. д. ;
• «Найди своего товарища». Нахождение друга по описанию одежды;
• «Кукла Катя собирается в гости»;
• «Мы одеваемся на прогулку»;
• «Магазин одежды»;
• «Сложи по порядку»;
• «Чудесный мешочек».
3. Беседы:
• «Каждой вещи свое место»;
• «Что такое неполадки в одежде»;
• «Не забывай о друзьях». Взаимовыручка, закрепление навыков одевания;
• Составление с детьми алгоритма процесса одевания;
• «Как одеваются у нас» (в городе, селе, на севере, на юге и т. д.)
4. Наблюдения:
• «Как одеваются младшие старшие дети». (Сравнение)
• «Кто лучше сложит вещи» (Соревнование)
• «Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки»
Прием пищи.
1. Опыты :
• Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т. д.
• С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса.
2. Дидактические игры:
• «Ждем гостей»
• «Накормим куклу Катю обедом»
• «Мы сегодня поварята»
• «В гостях у матрешки»
• «Как звенят тарелки и ложки»
• «Накрой на стол»
• «Мы дежурим по столовой»
3. Беседа:
• «Как правильно вести себя за столом»
• «Полезные и вредные продукты»
• «Как пользоваться столовыми приборами»
• «Дары леса» «Дары огорода» «Дары сада»
• «Как правильно сервировать стол»
• По картине из серии «Мы играем»
4. Наблюдение:
• Мультфильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»;
• Чтение отрывка из книги Н. Калининой «Малыши»;
• За дежурными по столовой.
В старшем возрасте ставлю следующие задачи по формированию сенсорных способностей в бытовой деятельности детей.
Задачи:
• Формирование представлений о культурно- гигиенических навыках. (Культуры еды, умывания, одевания) и самостоятельного их выполнения;
• Формирование способности замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, заботиться о своем внешнем виде;
• Освоение приемов чистки зубов, одежды, умения пришить пуговицу.
Для решения этих задач использую следующее.
Умывание
1. Опыты :
а) С водой:
• Очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров;
• Получение цветной воды путем смешивания разных цветов в разных пропорциях;
• Замораживание цветной воды;
б) С мылом:
• Сдувание пены;
• Какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
2. Дидактические игры:
• «Умоем куклу Катю»;
• «Помоги другу»»»;
• «Зеркало»;
• «Грязный – чистый» :
• «Что не так»;
3. Беседы:
• «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
• «Чистить зубы – для чего?»
• «Все о микробах»
• «Для чего нужны носовые платки»
• «Мой внешний вид»
• «Мои личные вещи»
• «Что такое ухаживать за собой»
• «Вещи для личной гигиены»
• Компьютерные игры: «500 самых интересных детских игр»
4. Наблюдения:
• «Как умывается кошка»
• «Как приводят в порядок себя птицы» (Попугай)
• «Как умывается взрослый человек» (Показ)
• «Как умываются дети ясельной группы»
5. Просмотр DVD :
• «Белоснежка и семь гномов»
• «Мойдодыр»
• «Живая природа».
Одевание
1. Опыты :
С материалом:
• определение цвета, формы, материала
• свойства материала;
С пуговицами:
• определение цвета, формы, размера, материала,
• нанизывание на нитку,
• пришивание.
2. Дидактические игры:
• «Одень куклу на прогулку». Одежда, обувь, головные уборы. Определение размера, формы, велико – мало. Шапка - вытянутая, продолговатая, круглая и т. д.
• «Удобно - неудобно»
• «Велико – немало»
• «Печворк» или «Лоскутики»
• «Когда это надеваем?»
• «Определи на ощупь»
3. Беседы:
• «Содержи в порядке одежду, обувь»;
• «Помогай товарищу»;
• «Зачем складывать вещи в шкафу аккуратно и по порядку»;
• «Одежда - разных народов»;
• «Исправь неполадки в одежде»;
• «Кто нас одевает?» (профессии);
• «Из чего нам шьют одежду?»
4. Наблюдения:
• «Как одеваются взрослые»;
• «Как одеваются малыши»;
• «Тренируем мы шнурки» :
• «Учимся сушить одежду»
• «Уютно ли вещам товарища?»
Прием пищи.
1. Опыты :
• Определение формы, цвета, материала посуды,
• Вкуса и запаха пищи: Холодное – горячее; сладкое – соленое; жидкая – густая; Овощи – фрукты;
• «Из чего сделаны тарелки и ложки»;
• «Для чего нам столовые приборы»;
• «Узнай по вкусу – продукты»;
• «Узнай по запаху – продукты»
2. Дидактические игры:
• «Ждем гостей»;
• «Идем в гости»;
• «День рождения»;
• «Назови посуду»;
• «Для чего что предназначено»;
• «Что покупала хозяйка»;
3. Беседы:
• «Сервировка стола»;
• «Как вести себя за столом»;
• «Учим Лунтика пользоваться столовыми приборами»;
• «Дары природы нашего края»;
• «Особенности национальной кухни разных народов».
4. Наблюдения:
• «Прием пищи в ясельной группе»;
• «За работой повара»;
• «За работой няни»;
• «За дежурными по столовой»;
• «Как чистят овощи» (показ);
• Иллюстрации.