Наталья Бочкарёва
Сенсорное воспитание дошкольников
Cенсорное воспитание в детском саду.
Сенсорное воспитание – это развитие у детей сенсорных процессов : ощущений, восприятия, представлений. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощупываем его твёрдость (или мягкость, шероховатость и т. д., звуки, издаваемые каким- либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – это непосредственное, чувственное познание действительности.
Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Дети самостоятельно не умеют рассматривать предметы, подмечать их характерные черты. Причина в том, что ребёнок не умеет всматриваться и вслушиваться. Внимание возрастает, в том случае, когда человек воспринимает всё с какой то целью. Предметы и явления обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма). Ребёнок воспринимает отдельные признаки и свойства, обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза, далеко не всегда они являются важными, определяющие облик предмета. Детей нужно учить выделять самое главное, существенное в предмете:
1. Вычленять основные части этого предмета (форма, цвет, величина).
2. Определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа) 3. Вычленять более мелкие части предмета. С давних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом, сравнения предметов по признакам. Если предметы одинаковы по форме, величине и отличаются по цвету (например, шарики, то можно по ним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине и цвету (набор мисок). Могут быть наборы игрушек, отличающиеся по величине и цвету, но одинаковые по форме. Таким образом, подобранные предметы и игрушки становятся дидактическими пособиями на различение цвета, формы, величины и т. д.
Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Нужно уделять внимание развитию восприятия, умению анализировать, обобщать и т. д.
Продуктивная деятельность даёт наибольший эффект. Дети получают навыки рисования, лепки, конструирования. Получают умения воспринимать предмет, сравнивать и обобщать его. Значит, дети учатся мыслить, а их навыки и умения становятся гибкими и творческими.