Татьяна Слабоденко
Педсовет «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ»
▼ Скачать + Заказать документы
План –конспект педсовета
«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ».
Тема: «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ».
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Задачи:
Публикация «Педсовет „Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания предметно- развивающего пространства.
2. Изучение и оценка профессиональныхкачеств личностипедагога, выявленияуровня профессиональнойкомпетентности.
3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.
4. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
Подготовка к педсовету:
- тестирование педагогов «Ваш творческий потенциал».
-работа творческой группы «Выявление проблем при создании инновационной предметно – развивающей среды».
-обсуждение с коллективом возможных вариантов организации предметно – развивающей среды, выбор наиболее приемлемых с учётом актуальности.
План мероприятия
1. Организационный момент.
2. Слушание доклада «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения».
3. «Мозговой штурм» задания для воспитателей.
4. Слайдовая презентация «Инновационные подходы к созданию предметно- развивающей среды в ДОУ в условиях ФГТ».
5. Изучени опыта коллег других образовательных учреждений по данной теме.
6. Подведение итогов.
Конспект
Педагогический совет «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ».
Цель:провести системный анализ педагогической деятельности по подходам и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.
Задачи:
1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания предметно- развивающего пространства.
2. Изучение и оценка профессиональныхкачеств личностипедагога, выявленияуровня профессиональнойкомпетентности.
3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.
4. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
Особенности организации: проблемный.
Форма проведения: дискуссия
Повестка заседания:
1. Состояние предметно – развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения.
2. Инновационные подходы к созданию предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.
3. Ознакомиться с опытом коллег по оформлению развивающей среды других дошкольных образовательных учреждений.
4. Принятие проекта решения педагогического совета.
Ход педагогического совета
Уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы по организации предметно – развивающего пространства в группах нашего образовательного учреждения. Тема педагогического совета «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ». Педсовет будет проходить в форме дискуссии, и начнём мы с первого вопроса.
I.Состояние предметно – развивающей среды в ДОУ.
Анализ ( Старший воспитатель Слабоденко Т. В)
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. развивающая предметная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Педагоги ДОУ оформили на каждую группу «Паспорт предметно – развивающей среды». Проведя анализ, я сделала следующие выводы:
1. Педагоги уделяют много внимания созданию предметно - развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с программой Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество». В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки.
2. В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Сюжетно – ролевая игра для мальчиков только одна «Шофёры» в старшей и подготовительной группе.
3. Мастерская представлена материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления, совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. В младших группах –это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозайка, пирамиды разных размеров. В старших и средних группахстроительный материал состоит в основном из крупногабаритных деревянных и пластмассовыхнапольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины).
4. Оборудована в соответствии с возрастными особенностями учебная зона.
Имеются столы для занятий, доски висят на уровне глаз детей. Для занятий по развитию речи есть наборное полотно с буквами, веера, алфавиты, зеркала. Для занятий по математике имеются цифры, тетради для индивидуальной работы, счётные палочки и др.
5. Не во всех группах есть уголки уединения. Не в полной мере продумано размещение центра творчества и расположение игровой зоны.
6. Рекомендуется со второй младшей группы отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками; экспериментирования.
7. В уголке творчества размещенынаборы цветных карандашей,наборы фломастеров, гуашь, кисти, банки для промывания кисточек, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, краски, простые карандаши, доски, клеёнки, салфетки.
8. Уголки музыкально-театрализованной деятельности оснащены детскими музыкальными инструментами: дудочки, свистульки, барабаны, деревянные ложки, металлофоны. Нет в наличии маракасов, трещёток, губных гармошек, детского пианино.
9. Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей – она из главных задач ДОУ, однако спортивные уголки в некоторых группах отсутствуют. Спортивные уголки представлены в основном обручами, мячами разной величины, скакалками, кеглями, массажными ковриками, мешочками с песком, гимнастическими палками.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: предметно-развивающая среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.
Обсуждение с педагогами проблем и пути их устранения.
II. Инновационные подходы к созданию предметно – развивающей среды. (докладчик Слабоденко Татьяна Владимировна)
Обработав результаты теста «Ваш творческий потенциал», который был проведён перед педсоветом, убедилась, что у большинства педагогов заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор творческих возможностей. Вам нужно уметь их применять, и заявлять о себе и своих возможностях. Поэтому могу сказать, что коллектив готов к переходу на новые инновационные педагогические технологии.
Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете значение понятий, касающихся дошкольного образования.
«Мозговой штурм» задания для педагогов.
Дайте определения следующим понятиям:
• Безопасность материалов и оборудования
• Детская игра
• Сюжетная игра
• Игрушка
• Предметно-развивающая среда
Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения. С этим заданием мы справились.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, характеристики детей. Мы определились, что для того, чтобы перейти на инновационные подходы к организации предметно – развивающей среды, должно быть характерно следующее:
- личное и творческое преломление идей этой проблемы в практике работы педагогов;
-способность к прогрессивному развитию и использование современных подходов в организации игрового пространства.
Основная цель - развитие творческой активности, повышение профессионального мастерства педагогов, формирование коммуникативной компетентности.
Слайдовая презентация.
Слайд №1 Титульный.
Слайд №2, № 3. Функции требований
ФГТ в системе дошкольного образования подразумевают выполнение следующих функций требований:
• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариантности дошкольного образования.
• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
• Функция защиты ребёнка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
• Функция повышения качества и эффективности дошкольного образования.
• Критериально – оценочная функция.
Слайд №4, №5. Психолого –педагогические требования, предъявляемые к созданию предметно – развивающей среды в условиях ФГТ.
Инновационная предметно – развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям:
• Оптимальность
• Целостность
• Многофункциональность
• Трансформируемость
• Вариативность
• Сбалансированность
• Сообразность педагогических ценностей
• Сохранение принципов
• Гендерная принадлежность
• Интегративность
• Закономерность
• Соответствие развивающей функции
• Учёт условий ДОУ
• Сюжетообразуемость
• Разнообразие игр с правилами
Слайд №6. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к игрушкам.
ФГТ предъявляются не только к предметно – развивающей среде, но и к игрушкам. Игрушки должны соответствовать следующим качественным характеристикам:
• Полифункциональность
• Возможность применения в совместной деятельности
• Наличие дидактических свойств
• Принадлежность к изделиям художественных промыслов
Слайд №7. Продуктивность деятельности обеспечивается за счёт:
Материалов для изобразительной деятельности.
Материалов конструктивной деятельности
Оборудования общего назначения
Слайд №8. Познавательно – исследовательская деятельность, включает в себя:
Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном мире.
Группу образно – символического материала
Группу нормативно – знакового материала.
Слайд №9. Стимулирование двигательной активности происходит за счёт:
Информативности
Активности во взаимодействии с окружением
Региональности
Слайд №10. Сочетание стабильности и динамичности предметно-развивающей среды обеспечивается
Анализом состояния предметно-развивающей среды.
Учётом определённых факторов.
Слайд № 11. Наполняемость предметно – развивающей среды
Соответствие реализации образовательных областей
Слайд № 12. Спасибо за внимание.
Физминутка для педагогов.
III.Ознакомиться с опытом коллег по оформлению развивающей среды в соответствии с ФГТ других дошкольных образовательных учреждений.
(докладчик Амирова Г. Р. – воспитатель подготовительной группы)
Слайдовая презентация.
Вашему вниманию представлена слайдовая презентация оформление предметно – развивающей среды в других ДОУ. Во время презентации предлагаю вам отмечать, чтобы вы взяли бы себе на заметку, что может быть приемлемо для вашей группы. После неё мы с вами обсудим ваши пожелания и предложения.
Слайд №1. Титульный лист.
Слайд №2. Значение предметно -развивающей среды.
Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.
Но само главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Слайд №3. «Спортивный уголок».
Слайд №4, №5.«Уголок ролевых и режиссёрских игр».
Слайд №6. «Уголок музыкально – театральной деятельности».
Слайд №7. «Уголок конструирования».
Слайд №8, № 9. «Уголок экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности».
Слайд №10. «Уголок продуктивной деятельности».
Слайд №11. «Учебная зона».
Слайд № 12. «Спасибо за внимание».
Обсуждение и выбор интересных задумок в оформлении.
IV.Принятие проекта решения педагогического совета
1. Проект решения педагогического совета
2. Признать состояние работы по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс удовлетворительной.
3. Совершенствовать технологию работы педагогов по организации предметно – развивающего пространства в группах.
4. Привести предметно – развивающую среду в ДОУ в соответствии с ФГТ (срок до 1 марта 2012г) .
5. Старшему воспитателю Слабоденко Т. В. оказывать консультативную методическую помощь педагогам.