Мурыгина Ирина Васильевна
Педсовет «Воспитываем юного эколога с пеленок…»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
«Воспитываем юного эколога с пеленок…».
подготовила
старший воспитатель
МБДОУ д/с №4
г. Арзамас, Нижегородской обл.
Мурыгина И. В.
Цель: активизация системы работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
Публикация «Педсовет „Воспитываем юного эколога с пеленок…“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-повысить компетентность педагогов в вопросах формирования положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста;
- дать возможность воспитателям продемонстрировать свои знания по экологическому воспитанию дошкольников;
-обсудить возможности «отобразительных» методов экологического воспитания в развитии экологической культуры дошкольников;
- при помощи нетрадиционных форм проведения педсовета добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проводимого мероприятия.
Форма проведения: деловая игра «Аквариум». Игра проводится в виде обсуждения театрализованных сценок-ситуаций. Также проводится интеракция «Займи позицию». Общая длительность около 1 часа.
Повестка дня:
1. Вступительное слово (выступление заведующего);
2. «Экологическое воспитание - важнейшее направление педагогики детства» (выступление старшего воспитателя);
3. Итоги тематического контроля «Организация экологического воспитания в младших группах ДОУ» (справка);
4. Итоги смотра-конкурса на лучшее оформление игр экологического содержания для дошкольников. Награждение.
5. Деловая игра «Аквариум». Практика.
6. Интеракция «Займи позицию».
7. Разное.
8. Разработка и принятие решения педагогического совета.
9. Рефлексия.
Подготовительный этап: Педагоги готовят фото презентацию экологических игр по возрастам. В методическом кабинете организована выставка методической литературы по экологическому воспитанию в ДОУ.
Оборудование: 4 стола; два плаката со словами «ДА» и «Нет», презентация powerpoint.
План проведения педсовета.
1. Вступительное слово заведующего.
2. Выступление старшего воспитателя по теме :
Цель экологического воспитания : формирование
человека нового типа с новым экологическим мышлением,
способного осознавать последствия своих действий по отношению
к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества на планете Земля. Приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности. Ребенок ближе нас к природе хотя бы потому, что еще очень мал ростом. Правильно понимая особенности взаимоотношений малыша и природы, мы можем развить в нем лучшие человеческие черты, укрепить его здоровье.
Окружающий нас мир природы бесконечно разнообразен. Ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив ко всему окружающему. Поэтому нам, как педагогам необходимо правильно и грамотно ввести ребенка в этот неповторимый мир, раскрыть его красоту, сделать так, чтобы он полюбил и берег природу. Воспитание экологической культуры долгий путь. Чем раньше начинается воспитание, тем заметнее результаты. Начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка. Понимание простейших связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание ценности здоровья – вот составляющие экологической культуры, содействовать формированию которых необходимо для полноценного развития личности дошкольника.
Важно ввести ребенка в природу с детства. Большинство изменений в мире природы человек может пережить только в непосредственном контакте с природой. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, необычному. Все это он может увидеть в природе, и все радует его. Мы должны помочь воспитаннику в освоении элементарных природоведческих знаний – ввести ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрыть перед ним его тайны и законы. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Очень важно специально развивать умение у ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Педагог должен учитывать интерес и возрастные особенности дошкольников. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Рассмотрим организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей (на слайдах) :
1. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, и др. ;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д,
– работа с экологическими макетами,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”,
– опыты в лаборатории юного исследователя,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что? Где? Когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (дикие животные, домашние животные, животные жарких стран)
• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
С родителями:
- собрания, консультации, семинары, праздники и досуги, дистанционная работа через сайт детского сада. (“День Земли”, “Осенние посиделки”, “День птиц”,
-экологические стенды (консультации, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома, (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями).
3. Подведение итогов тематического контроля.
4. Подведение итогов смотра-конкурса на лучшее оформление игр экологического содержания для дошкольников. Награждение воспитателей.
5. Деловая игра «Аквариум». (Воспитатели делятся на две команды).
Технология Аквариум заключается в том, что несколько педагогов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют (2 команды).
1 ситуация: Оля шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черемухи, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Оля и вырвала руку.
– Это что еще за капризы! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку черемухи, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
2 ситуация Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей / детей /, или остановитесь и поговорите с матерями / детьми / ?
6. Интеракция «Займи позицию».
Зачитывается несколько утверждений и педагоги должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
• Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
• Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы. (П. Эрлих)
7. Разное.
8. Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.
Решение педагогического совета:
1. Продолжать вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на разработанные календарные и тематические планы;
2. Использовать разработанный игровой материал, который поможет активизировать деятельность детей в изучении экологического направления;
3. Педагогам всех возрастных групп организовать работу по составлению альбома «Наш растущий и цветущий город Арзамас», где будет собран материал о природе нашего города (активно использовать помощь родителей воспитанников детского сада);
5. Пополнить уголок природы в каждой возрастной группе;
6. Подготовить отчёт для родителей по экологическому воспитанию дошкольников в папках-передвижках.
8. Рефлексия, (под минусовку пение птиц)
Оценка своего участия в педагогическом совете.
-этот педсовет принес пользу?
-воспитатель получил удовлетворение от такого рода деятельности?
-педсовет помог задуматься над поставленными вопросами?
Литература:
1. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.
2. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.