Чевушева Наталья
Педсовет «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
Тема: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания и формирования культуры поведения дошкольников
Повестка дня :
1. Информация о выполнении решений предыдущего заседания.
Публикация «Педсовет „Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Вступительное слово по теме: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
3. «Деловая игра» по теме «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Ход педагогического совета.
Начать наш педсовет я хочу с игры «Назови ласково»
1. Информация о выполнении решений предыдущего заседания
2. Вступительное слово
Тема нашего сегодняшнего педсовета «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.
Дошкольное детство - важный период в воспитании культуры поведения, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Известны слова выдающего педагога А. С. Макаренко: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».
Формирование культуры поведения – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человеческого общества. Постепенно ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.
Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первую школу общения с близкими. Второй такой школой является детский сад, где ребенок приобщается к окружающей жизни и у него формируются нравственные основы общения.
Культура поведения объединяет в себе следующие компоненты:
Культура деятельности : проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, играет, занимается, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам;
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения;
Культурно-гигиенические навыки – проявляется в представлениях детей о необходимости быть опрятным, содержать в чистоте лицо, руки, тело, одежду, обувь и т. д.
Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но ее значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания культуры не решить. Необходимо применение воспитателем различных методов :
- введение правил культуры поведения;
- упражнения на их закрепление;
- чтение художественной литературы;
- беседы по художественным произведениям;
- контроль;
- оценка поступков детей;
- этические беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- игры;
- положительный пример для детей;
- просмотр кукольных спектаклей и инсценировок;
- экскурсии;
- поощрение и наказание:
- занятия.
Работа по воспитанию культуры поведения у детей проводится не только на занятиях, но и в режимных моментах.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Так как дети посещают детский сад не один год, то у педагогов есть возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, что способствует выработке привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует утренний приход в детский сад, а также здороваться с заведующей, медсестрой, музыкальным руководителем при встрече в течение дня.
Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Например, взять промежуток времени, когда дети находятся в приемной комнате. Здесь они находятся довольно долго, постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, закрепляются нормы поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Воспитатель может ввести правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролировать его выполнение.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.
Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.
3. Деловая игра
1. «Разминка»
1. Что означает термин «ЭТИКА»?
2. Кому принадлежит решающая роль в воспитании ребенка?
3. С какого возраста необходимо прививать нравственность ребенку?
4. Что требует особого внимания в обучении детей этикету со стороны родителей?
5. В ДОУ в воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет…
6. Что способствует образованию у ребенка твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения?
Назовите правила, с которыми дети вашей группы хорошо знакомы.
7. Какие методы и приемы вы используете при воспитании КГН?
8. Какие методы и приемы вы используете при воспитании культуры поведения за столом?
9. Какие режимные моменты Вы используете для воспитания культуры поведения детей? Раскройте, какие навыки формируете в эти режимные моменты.
10. Какие необходимо создать условия для полноценного воспитания культуры поведения дошкольников?
Задание 1
1 команда
Составьте цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться».
2 команда
Составьте цикл мероприятий по формированию культуры поведения за столом.
Задание 2
Родители в своих детях хотят видеть такие важные нравственные качества как: вежливость, деликатность, скромность, общительность. Раскройте значение этих качеств.
1 команда - вежливость, деликатность. 2 команда - скромность, общительность.
Задание 3
Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается написать, как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1 команда: одобрение внешности
2 команда: одобрение личностных качеств
Задание 4
А сейчас, ответьте на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам воспитания у детей культуры поведения, какие мероприятия вы можете предложить? Какие формы работы с родителями Вы предпочитаете использовать по привитию у детей навыков культурного поведения? (Обсуждение)
5 домашнее задание
Проводятся игры по формированию культуры поведения у дошкольников.
Задание 6 Обсуждение педагогической ситуации:
1) Матвей и Артем держатся за лопатку и каждый тянет ее к себе. Еще момент и вспыхнет ссора. Назрел момент вмешаться воспитателю. Как поступить воспитателю, соблюдая педагогическую этику?
2) Мальчик 4-х лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать. За другим столом дети поели о стали готовиться ко сну. Какие действия должны быть у воспитателя?
Задание 7.
1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор : «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?
2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый. Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
3. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок». Согласны ли вы с этим мнением?
4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
«Я могу.»
И в заключении, предлагаю вам подумать и сказать, как вы можете помочь детям преодолеть такие качества, как жестокость, злоба, злорадство? Вам нужно продолжить предложение, высказать свою основную мысль.
«Я, как педагог, могу помочь преодолеть детям жестокость, злобу, если … (передается эстафетная папочка по кругу и воспитатели продолжают фразу)».
И закончить наш педсовет хочу стихотворением М. Танича «Волшебные слова».
Извини,
Пожалуйста,
Прости
И разреши.
Это – не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова.
М. Танич
Подведение итогов деловой игры
Решение педсовета :
1. Включать в план работы игры и упражнения по воспитанию культуры поведения. Срок: постоянно.
2. Оформить картотеку дидактических игр по воспитанию культуры поведения. Срок: 15.12.2022.
3. Провести тематические занятия по теме «Мой веселый этикет». Срок: 20.01.2023
4. Оформить памятки для родителей «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».
5. Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию навыков культурного поведения.
Срок: постоянно.