лариса липова
Педсовет «Современные образовательные технологии»
Ход педагогического совета:
Метод «Дерево ожиданий»
Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от педагогического совета, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего педсовета видят свое продвижение вперед.
Материал: готовое дерево, шаблоны зеленых яблок.
на заранее приготовленные шаблоны – яблоки участники пишут свои ожидания от педагогического совета и помещают их на дерево.
Вступительное слово
Публикация «Педсовет „Современные образовательные технологии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
«Требования ФГОС ДО к обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования»
В связи с внедрением Стандарта дошкольное образование признано первой ступенью образования. И если раньше подразумевалось, что в детском саду с ребенком играют, гуляют, проводят общеразвивающие занятия, то сейчас акцент делается именно на обучении дошкольника.
В нормативных документах вводится понятие предшкольное образование, т. е. подготовка ребенка к обучению в школе не на моральном уровне (физическая и психологическая готовность, а закладывание определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в первом классе. Однако, не дан определенный инструментарий.
В Стандарте совмещаются принципиально разные теоретико-методологические подходы к дошкольному образованию : психологическая школа Л. С. Выготского прослеживается в терминах «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «организация видов деятельности, способствующих развитию», которые требуют в реальности организованного целенаправленного образовательного процесса в группе. В то же время декларируется свободный подход к образованию на основе поддержки спонтанной активности ребенка, а если их в группе 20-24 человека? Кого из них поддерживать?
Выход одни – применять современные формы, методы, технологии развития и образования дошкольников, менять подходы к образовательному процессу.
Сегодняшний педагогический совет посвящен не изучению современных образовательных технологий – вы их прекрасно знаете, а именно актуализации ваших знаний о них, мотивации активно использовать их в своей профессиональной деятельности.
Старший воспитатель
Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и инноваций.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Вы можете в этом сами убедиться - памятка «Педагогическая технология»
- Что же такое “технология”?
(проецируется на экране)
- Какие составные части входят в понятие “технология”?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Давайте посмотрим, какое определение дает Борис Тимофеевич Лихачев?
«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса».
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая.
Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
Образовательная технология - это прежде всего, системный подход создания, применения и определения и определения всего процесса обучения и освоения.
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
• концептуальность
• системность
• управляемость
• эффективность
• воспроизводимость
(проецируется на экране)
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
И мы с Вами, уважаемые коллеги успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии, соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Нас интересуют современные педагогические технологии, реализующиеся в дошкольном образовании.
• Задание: какие современные образовательные технологи вы знаете?
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии системно-деятельностного подхода (технологии проектной деятельности (проектного метода; технология исследовательской деятельности; технология развивающего обучения и др.);
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя;
• игровая технология;
• игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей (технология развивающих игр Б. П. Никитина; технология «Блоки Дьенеша»; технология «Палочки Кюизенера»; технология тренинга; технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича)
• технология обучения и развития (технология «ТРИЗ»; технология экологического образования детей; технология формирования основ безопасности жизнедеятельности; технология обучения детей раннего возраста; технология обучени чтению и др.)
• технология проблемного обучения и др.
Мотивы изучения технологий
(проецируются на экране)
Отличие педагогических технологий от методики
Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если».
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
• Задание: я прошу вас:
• на зеленых листочках написать педагогические технологии, которыми вы активно пользуетесь;
• на белых – о которых вы знаете или когда либо слышали, но по каким бы то ни было причинам не применяете;
• в конце педсовета мы сделаем записи на желтых листочках, в которых вы напишите технологии, с которыми вы бы хотели познакомиться более подробно, которые вас заинтересовали на сегодняшней нашей встрече.
- А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие на поиски современных педагогических технологий на воздушном шаре.
(проецируется на экране)
На протяжении всего нашего путешествия хотелось бы, чтобы вы ответили себе на следующие вопросы:
• Современная ли эта технология? (актуальна ли она на сегодняшний день?
• Реально ли её использование в конкретной вашей группе?
• Использую ли я данную технологию в своей профессиональной деятельности?
- Готовы ли вы отправиться в путешествие?
- Итак, мы отправляемся.
(летящий воздушный шар проецируется на экране)
Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человека в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите в шариках, какие шесть ценностей важны для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, семья, здоровье, работа, любовь, друзья, дом, деньги, культура и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и может скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта.
Вычеркните два слова из списка, а потом еще два. Что вы оставили в списке?
- В вашем списке должны остаться те ценности, без которых вы не представляете своей жизни, у каждого человека может быть свой список.
- Давайте зачитаем свои списки.
(записываю их на листе, ели слова повторяются, то ставятся +)
- Вот и определился рейтинг жизненных ценностей, без которых вы не представляете своей жизни.
Здоровье – одна из главных жизненных ценностей. Без здоровья все другие ценности не в радость. Здоровье в человеке заложено природой. И задача каждого из нас сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
(цитата о здоровье проецируется на экране)
- А мы приземляемся на первую площадку «Здоровьесберегающие технологии».
• Вопрос: Какие цели преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании применительно к ребенку и применительно к взрослым?
Открываем конверт № 1. (читаем)
1. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологичекой культуры, т. е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его, а также валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Открываем конверт № 2. (читаем)
2. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
Сообщение из опыта работы «Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшей группы
Выполняют следующие задания:
Педагоги, у кого оказался красный цвет буклета показывают пальчиковую гимнастику
Педагоги, у кого оказался синий цвет буклета по ходу сказки выполняют упражнения «стретчинга»
Виды здоровьесберегающих технологий :
1. Медико-профилактические технологии.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
ПАМЯТКИ
«Принципы ЗСД в дошкольном образовании»
«Система здоровьесберегающей деятельности»
- А теперь давайте все вместе вспомним десять золотых правил здоровьесбережения.
Упражнение «Паутина здоровья»
Давайте встанем в круг. Передавая друг другу клубочек, будем называть правила здоровьесбережения.
У нас образовалась паутина.
Анна Викторовна, покиньте круг, не бросая нить.
Происходит натяжение нити.
- Мы видим, что нить может скоро порваться, так и в нашем организме несоблюдение правил здоровьесбережения приводит к ослаблению организма и болезни.
Кацудзо Ниши японский целитель утверждал, что только собственные силы человека сделают его здоровым, в этом он убедился на собственном опыте.
Выдающийся японский ученый Кацудзо Ниши предлагает «Золотые правила здоровья», систему, которую может применять каждый, независимо от возраста и пола.
Система Ниши позволяет продлить молодость, дарит возможность наслаждаться жизнью, помогает человеку выстоять в непростых условиях, справляться со стрессами и болезнями. Она учит человека соблюдать законы жизни и природы, а взамен дарит самое ценное - здоровье.
- А я вам предлагаю немножко отдохнуть. Давайте расскажем вместе сказку – шумелку «Зима в лесу» (музыкотерапия).
- И мы отправляемся на площадку «Педагогика сотрудничества».
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
(площадка воспитателя Волошиной И. Н.)
В дошкольной педагогике к наиболее значимым относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
• Задание: каков его ведущий принцип?
Ведущий принцип – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.