Майя Серко
Единство требований педагогического коллектива спортивной школы к поведению учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа
Доклад
педагогического совета на тему :
«Единство требований педагогического коллектива к поведению обучающихся, их умение в своих поступках руководствоваться требованиями (правилами) поведения обучающихся в спортивной школе».
Подготовила:
тренер- преподаватель
по баскетболу Майя Викторовна Серко
ст. Романовская,
Волгодонской р-н,
2016 год
Публикация «Единство требований педагогического коллектива спортивной школы к поведению учащихся» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Споривные стенгазеты, коллективные работы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Предъявление требований к обучающимся как фактор создания и воспитания коллектива.
Раскрывая методические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необходимо отметить, что успешность протекания в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию, от организационного периода. Вот почему создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам.
Какой же должна быть методика предъявления этих требований?
Первое. Как уже отмечалось, начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Нужно без крикливости и излишней назидательности спокойно разъяснить обучающимся, как им следует вести себя в образовательном учреждении во время учебно-тренировочного процесса, как они должны выполнять учебные задания, относиться друг к другу, обращаться к тренеру и т. д. Такой разговор с обучающимися по законам импринтинга (первого запечатления) оказывает сильное воспитательное воздействие и влияет на их поведение. Нередко подобная беседа проводится на основе ознакомления обучающихся с правилами внутреннего распорядка школы. Психологической основой воспитательного влияния первого разговора о требованиях к поведению обучающихся является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься и вызывает потребность в улучшении своего поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к обучающимся необходимо прибегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.
Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение обучающихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важнейшим компонентом этой методики является организация упражнений в правильном поступке (А. С. Макаренко). От обучающихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок и дисциплинированно вели себя во время учебно-тренировочного процесса, бережно относились к школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к педагогам и старшим, но и друг к другу. Упражнять, т. е. учить нужно всему: как теоретическим, так и к практическим действиям. Если же подобного приучения не бывает, только словесные требования не дают должного эффекта.
Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к обучающимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для обучающихся. Еще К. Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться.» В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более сильным и слабым по успеваемости детям, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.
Наконец, четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение обучающихся. Только создавая условия для стимулирования учебной работы и активного участия в мероприятиях, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельности.
Но что же дает все это для создания коллектива?
Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с детьми организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива. Понятно, что на первом этапе организации коллектива требования исходят преимущественно от педагогов. Между тем важно, чтобы педагогические требования поддерживались всеми обучающимися. Достичь этого сразу, естественно, трудно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть обучающихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет организация самоуправления и воспитание спортивного актива.
2. Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся.
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся:
• индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля над работой каждого обучающегося, за его личной спортивной деятельностью, не допускающей подмены результатов обучения отдельных воспитанников итогами работы коллектива (группы, и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающихся;
• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;
•всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся;
• объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы педагога, основанные на недостаточном изучении обучающихся или предвзятом отношении к некоторым из них;
• дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого обучающегося, а также индивидуальные качества, требующие от тренера педагогического такта, адекватной методики контроля;
• единство требований педагогов, осуществляющих контроль над учебной работой обучающихся в данной группе.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.