Ольга Киреева
Педсовет «Реализация технологии эффективной социализации дошкольников путем взаимодействия со старшими школьниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет «Реализация технологии эффективной социализации дошкольников путем взаимодействия дошкольников со старшими школьниками»
Цель педагогического совета – мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.
Публикация «Педсовет „Реализация технологии эффективной социализации дошкольников путем взаимодействия со старшими школьниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
1. Актуальность темы. Социализация детей разного возраста, технология «Дети –волонтеры».
2. Дискуссия «Влияние старших детей (школьников) на социализацию дошкольников». (интервью у дошколят, анкетирование школьников)
3. Результаты тематической проверки
4. Практикум: «Технология сотрудничества»
5. Представление педагогами результатов введения технологий социализации (достижения) все
6. Подведение итогов, проект решения педсовета
Ход педсовета.
1. Вступительное слово «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:
Данные исследования: современный дошкольник!
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
- Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
- У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития.
- Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
- Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте.
Такой диагноз как СДВГ (ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) уже является нормой развития. Сейчас идет для детей большой поток информации (шумы, книги, ТВ, гаджеты, звуки на улице) – в результате в головном мозге детей недостаточность нейронных соединения, выхода для этого потока информации нет и поэтому эта информация выходит у современных детей через поведенческие реакции или дети часто болеют. Так же нейронные соединения разрушаются и питанием современного ребенка, продукты содержащие ГМО. Дети все впитывают как губка до 5 лет, у них защитные механизмы не сформированы до 5 лет.
- Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора, кушать. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и
музыкальными роликами.
- Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
- У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.
- Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому современные дети рано научаются читать, писать, считать. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках. НО у большинства детей головной мозг не созрел для восприятия информации и особенно большого объема информации, что ведет к поведенческим реакциям, заиканиям, и др психическим проблемам.
- Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.
- Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом.
Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
- На психические и личностные изменения современного ребенка, влияет ориентация общества, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть, исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Идет информационная загруженность родителей, приходя домой они не могут не думать о работе, работу несет домой.
- Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По наблюдениям, малая доля детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
Актуальность введения технологии «Дети волонтеры»
отсутствие навыков общения в разновозрастном коллективе, отсутствие самостоятельности и ответственности старших дошкольников по отношению к младшим. Отсутствие передачи игрового опыта в детском сообществе
2. Дискуссия «Влияние старших детей (дошкольников и школьников) на социализацию дошкольников». (интервью у дошколят, анкетирование у школьников)
В чем сложность организации деятельности детей разных возрастных групп?
Сложность организации обучения по возрастным группам определяется тем, что педагог должен четко представлять цель и методику проведения занятий для каждой подгруппы, а также подготовить необходимый для каждого занятия набор дидактического материала.
В чем плюсы такого взаимодействия?
Каждый участник в процессе взаимодействия актуализирует собственные знания, а особенности коммуникации с другими участниками позволяют воспринимать предлагаемую им информацию с другой точки зрения. Каждый также выполняет именно то действие в процессе общего решения, которое соответствует его возрастным возможностям и способностям. Совместная деятельность детей разного возраста предоставляет им конкретные образцы поведения, возможность подражать этим образцам, что так же способствует развитию осознания детьми своей деятельности.
Было сделано предположение, что такая форма кооперации способствует развитию предпосылок для осознания познавательной деятельности. В ходе проведенного исследования данное предположение было экспериментально доказано. Таким образом, разновозрастное взаимодействие детей может стать основой такой развивающей работы с дошкольниками, которая оптимизирует становление предпосылок осознанности деятельности. Итогом реализации разновозрастного взаимодействия станет более качественная подготовка детей к школьному обучению, что способствует повышению продуктивности образовательного процесса в целом.
Какие формы работы с детьми разновозрастной группы вы видите наиболее эффективными?
В процессе организации познавательной деятельности детей разного возраста задачей воспитателя являются подбор проблемных задач для совместного решения, а также координация процесса взаимодействия. Проблемные задачи следует подбирать таким образом, чтобы для их решения каждому участнику было необходимо оценивать свои возможности, возможности других участников и условия задания, использовать максимально продуктивный способ выполнения, а также анализировать результат задания
Какие сложности у школьников возникают при взаимодействии с дошкольниками?
Какой выход Вы видите?
Какие перспективы при таком взаимодействии вы видите.
По отношению к школьникам
По отношению к дошкольникам
3. Результаты тематической проверки (справка)
4. Практикум Технология сотрудничества»
Цель:
— Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество;
— Способствовать развитию рефлексии;
— Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества;
— Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств, для налаживания сотрудничества между дошкольниками.
Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности.
Распределение на микрогруппы.
Игра «Грибы и лукошко»
Старший воспитатель разрезает картинки с изображением человечков на 4 частей. Перемешивает их и раскладывает на столе- это грибы. Педагоги берут «грибы» по одному фрагменту и объединяются в группы, с тем, кто выбрал другой фрагмент героя. Каждая группа складывает картинку, чтобы получилась целая картинка «лукошко». В результате педагоги делятся на 3 команды.
1-я команда:
2-я команда:
3-я группа:
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги, мы знаем, что не все дети комфортно чувствуют себя в детском саду, не всегда в группе благоприятный эмоциональный климат. Воспитанники испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Как вы думаете: что мешает общению детей? (педагоги предлагают варианты). Сегодня постараемся определить, что нужно, чтобы сформировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе, научить детей сотрудничать, сопереживать, уважать друг друга.
Задание 1. Вопросы педагогам:
1. Как ребенок должен относится к себе? (позитивно, положительно, представление о себе, о своем «Я» кто я? Какой я)_
2. Что должен испытывать ребенок, когда решает разнообразные задачи? (быть уверенным в себе, верить в свои силы, чувствовать поддержку и др)
3. Какую позицию должен занимать ребенок в системе взаимодействия с другими детьми? ( должен побывать в разных позициях: руководитель, лидер, подчиненный, равноправный, партнер)
4. Каким должно быть отношение ребенка к партнеру по совместной деятельности? (дружелюбным, добрым, открытым)
5. Как ребенок должен реагировать на действия других детей, в том числе недружелюбные? (не бояться, реагировать спокойно)
6. Что лежит в основе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми (Уважение)
7. Какие умения нужно сформировать у ребенка, чтобы он мог сотрудничать? (умения уважительно относится к окружающим; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; понимать их эмоциональное состояние)
- Отвечая на эти вопросы, вы перечислили все составляющие социально-коммуникативной компетентности, в частности толерантности.
2. Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению. Подчеркнем, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую. Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника (старше 5-7 лет).
Задание 2 Соотнести содержание умений с социальными компетентностями
Навыки адаптации к образовательному учреждению
1. Умение слушать 2. Умение обращаться за помощью 3. Умение выражать благодарность 4. Умение следовать полученной инструкции 5. Умение доводить работу до конца 6. Умение вступать в обсуждение 7. Умение предлагать помощь взрослому 8. Умение задавать вопросы 9. Умение заявлять о своих потребностях 10. Умение сосредотачиваться на своем занятии 11. Умение исправить недостатки в работе
II. Навыки общения со сверстниками
12. Умение знакомиться 13. Умение присоединиться к играющим детям 14. Умение играть по правилам игры 15. Умение просить об одолжении 16. Умение предлагать помощь сверстнику 17. Умение выражать симпатию 18. Умение принимать комплименты 19. Умение проявлять инициативу 20. Умение делиться 21. Умение извиняться
III. Навыки обхождения с чувствами
22. Умение воспроизводить основные чувства 23. Умение выражать чувства 24. Умение распознавать чувства другого 25. Умение сочувствовать 26. Умение обращаться с собственным гневом 27. Умение реагировать на гнев другого человека 28. Умение справляться со страхами 29. Умение переживать печаль
IV. Навыки альтернативы агрессии
30. Умение мирно отстаивать свои интересы 31. Умение выражать недовольство 32. Умение спрашивать разрешения 33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы 34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят 35. Умение проявлять толерантность 36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке) 37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения 38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват (слайд 16) V. Навыки преодоления стресса 39. Умение проигрывать 40. Умение обходиться с чужой собственностью 41. Умение говорить «нет» 42. Умение адекватно реагировать на отказ 43. Умение справляться с ситуацией игнорирования 44. Умение справляться со смущением 45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности
Какие из этих умений можно отнести к навыкам сотрудничества?
Задание 3 для групп: Определите типичные ошибки педагогов при организации взаимодействия детей. (примеры из нашего дет. сада)
1 группа: При организации совместной детской деятельности при конструировании воспитатель обратилась к детям: «Маша ты будешь строить, а ты, Алена будешь ей помогать».
2 группа: Ребенок не справляется с изготовлением поделки. Заметив это, воспитатель просит другого ребенка помочь ему.
3 группа: В процессе совместной деятельности у детей возникли трудности. Воспитатель сразу вмешалась, помогла им и предотвратила конфликтную ситуацию.
Теперь предлагаю проанализировать современные подходы к формированию толерантности, компетентности у детей. В этом нам поможет метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разных цветов. Каждая группа выбирает себе по 2 шляпы. Итак Цвет каждой шляпы соответствует стилю мышления и поведения
Красная шляпа- выражает чувства и интуицию. Надев красную шляпу, вы должны высказать чувства, которые испытываете, когда решаете проблему формирования у детей дружеских чувств.
Белая шляпа- информационная. Обратимся к теории. Назовите игры на развитие понимания ребенком эмоционального состояния другого человека.
Желтая шляпа- логический позитив, неисправимый оптимист. Сформулируйте преимущества использования технологии сотрудничества в образовательном процессе и в своей работе по формированию толерантности у детей.
Черная шляпа – Критика. Поговорим о факторах, которые негативно влияют на формирование навыка сотрудничества у детей. Педагоги берут «микрофон»(любой предмет) и рассказывают о проблемах, с которыми они сталкиваются при организации детей, при обучении их сотрудничеству.
Зеленая шляпа- Креативность. Как можно использовать технологию сотрудничества в режиме дня?
Синяя шляпа- управление процессом, системное мышление, организацию творческого процесса. Перечислите приемы, направленные на развитие сотрудничества.
Итог: (старший воспитатель) Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Технология сотрудничества поможет сформировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе, развить у детей умение слушать и слышать друг друга, понимать, играть и действовать сообща.
Влияние семьи на процесс социализации каждого возрастного этапа дошкольника.
На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Как чрезмерная концентрация на ребенке, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.
Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в социальной адаптации.
В дошкольном возрасте дети, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка является его согласие ненадолго отпустить мать от себя, а также остаться в детском коллективе.
Не менее важным показателем развития социальных потребностей ребенка становится возникновение интереса к другим детям на улице или группе. Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у малыша появляется свой круг интересов.
Владение ребенком основными навыками самообслуживания также свидетельствует о его готовности обходиться без посторонней помощи. Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают именно социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не испытывающие страха перед новым жизненным опытом.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения ребенка и полом.
В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи (они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски
У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.
Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом (5-6 лет, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода (6-7).
По результатам анкетирования семей:
1. Знание информации о том, что в ДОУ проходят Клубные часы? Да- 100%
2. Знание информации о том, что в клубных часах принимают участие школьники : Да 89%
3. Что рассказывают дети о встречах с школьниками
Ничего- 24% Не интересно -2%
Интересно- 59% О школьной жизни -11%
4. Что общение дошкольников с школьниками приносит детям?
Ничего-5%
Обучение общению -48% Подготовка к школе- 5%
Самостоятельности-28% дисциплинированности -6%
Коммуникативности-20%
Развитие детей-18%
Уважительное отношение к старшим- 2%
5. Важные составляющие развития детей, по мнению родителей:
Физическая- 78%
Интеллектуальная-70%
Коммуникативная-64%
Социально-личностная-54%
Навыки саморегуляции-54%
Духовно-нравственная-26%
Трудовая-26%
Все-20%
6. Нужно ли объединить усилия педагогов и родителей для успешной социализации дошкольников?
Да – 96% проводить совместные мероприятия, досуги, походы в природу
7. Какие из нравственных ценностей вы хотели бы передать своему ребёнку?
Уважение к родителям-88%
Уважение к личности каждого-79%
Образование/, любовь к знаниям- 72%
Здоровый образ жизни и Взаимопомощь в семье-70%
Благосостояние-66%
Забота о сохранении окружающего мира- 56%
Сочувствие, состардание-55%
Дружеских отношений-48%
Любовь в Родине и Лидерство, стремление к успеху-36%
Творчество, Красота природы и искусства--26%
8. Заметили ли родители изменения в поведении детей при взаимоотношениях с членами семьи? Да-69% Дети стали более самостоятельнее, появилась заинтересованность в делах родителей, проявляют уважение к старшим, забота о младших
9. Считают ли родители, что ребёнку во всем нужно уступать? нет- 96%
10. К чему ведет вседозволенность?
К распущенности- 54% К избалованности- 36% К эгоизму- 24%
11. Как вы считаете, нужно ли соблюдать детям в семье правила и какие? Да- 96%
Уважение к старшим, режим дня, уважение, послушание, уборка игрушек др. к др.
4. «Рекомендации для педагогов по формированию взаимоотношений с детьми».
1. Обязательно установите личный контакт с детьми.
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.
4. Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.
5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность.
6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой.
7. Учитесь видеть себя со стороны.
8. Общаясь с детьми, используйте такие приёмы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
быть самому убеждённым в том, о чём вы говорите;
ясно и понятно излагать доводы детям;
проявлять выдержку и терпение.
9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.
Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну, я так и знала, что это сделал опять Петров");
возмущения ("вы только посмотрите, что наделали!");
предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождёшься!");
вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос.
Используйте следующие приё мы:
предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми.