Получи документы

Педсовет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Валентина Антонова
Педсовет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДСОВЕТ

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

1. Выступление ст. воспитателя Антоновой В. А.

2. Итоги тематической проверки «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни».

3. Педагогический тренинг

4. Деловая игра

5. Подведение итогов.

6. Решение педсовета.

1.

Деловая игра

Публикация «Педсовет „Приобщение дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

Для проведения деловой игры приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Ведущий кидает кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос.

народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

русская кухня (зеленый);

• быт русского народа (синий);

русские народные праздники (желтый);

• славянская мифология (оранжевый);

русские былины (белый).

Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рады видеть вас у себя в гостях – «Для дорогого гостя и ворота настежь».

Хозяин весел – и гости радостны.

Хорошему гостю хозяин рад!

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

- Много гостей, много и новостей.

- Что есть в печи – на стол мечи!

В старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

(Песня)

Вот и мы сегодня собрались в нашей горнице, чтобы поговорить о старине: о русском быте, о русской кухне, о славянской мифологии и былинах, и о многом другом.

А начнем мы с вами с небольшой разминки, педагогического тренинга.

(Педагогический тренинг)

1. Что значит, по вашему мнению, установить связь времен, вернуть утраченные ценности?

2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

3. Как вы считаете, в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?

4. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

5. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?

6. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?

7. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?

8. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства?

А теперь покажите, насколько вы эрудированны и компетентны в вопросах о русских обычаях, традициях и народном творчестве.

Первый этап нашей игры «Веселье земли русской»

Темы первого этапа вы видите на доске. Для игры нам потребуется куб с разными гранями. Каждый цвет – это отдельная тема.

(Народное декоративно-прикладное искусство)

Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Я начну, а вы закончите:

• Без труда ….(не выудишь и рыбку из пруда);

• Хочешь есть калачи… (не сиди на печи);

• Скучен день до вечера, … (коли делать нечего);

• Рабочие руки … (не знают скуки);

• Разговорами каши … (не сваришь);

• Сделал дело - … (гуляй смело).

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорье». Что такое «узорье»? (Браслеты, бусы – украшения)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

(Русская кухня)

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим».

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке).

(Быт русского народа)

Загадки.

- Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

- Черный конь скачет (Кочерга)

- Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

- Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает (Веник)

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство.

(Лучина)

2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях (количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (скамья)

(Русские народные праздники)

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

-Я медведя поймал!

-Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купалу)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? ( существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (вокруг дуба)

(Славянская мифология)

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, находились непроходимые леса и болота, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне. Светловолосые, голубоглазые, мускулистые.

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту масленица»)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 6 на 7 июля)

6. Какой из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог)

(Русские былины)

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они!

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли.

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (К Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон?

Подведение итогов.

Решение педсовета

Публикации по теме:

Консультация на тему «Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики» «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 12:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Антонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД