Елена Зуева
Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
Цель педагогического совета:
повышение качества работы педагогов в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников, обновление содержания и форм работы в данном направлении.
Задачи:
Публикация «Педсовет „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. расширить представления педагогов о нравственно - патриотическом воспитании детей;
2. уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты нравственно - патриотического воспитания, образования, просвещения;
3. проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях нравственно - патриотических чувств.
Вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях :
1. Нравственное воспитание детей в педагогических концепциях
Проблема нравственного развития дошкольников - приоритетная проблема актуальна в современном обществе.
Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач в условиях дошкольного российской действительности, которая как никогда актуальна в современном обществе. Именно нравственное воспитание является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного образования
В наше время человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности, бездуховности. При всем многообразии применяемых методик педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
Педагоги о нравственном воспитании дошкольников :
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению таких педагогов, как Л. С.
Выготский, Алиева Ш. Г. Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является
именно дошкольный возраст.
По мнению Л. С. Выготского, развитие это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, которых раньше не было в готовом виде. Источником развития является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.
С. А. Козлова и Т. А. Куликова дают следующее определение понятия «нравственное воспитание» – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Основа воспитательного процесса :
Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса.
По требованиям ФГОС дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области.
Задачи нравственного воспитания :
А. Г. Хрипкова (советский педагог, доктор биологических наук, рассматривая проблему нравственного воспитания, считает, что данный вид воспитания осуществляется только в процессе включения воспитанников в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт, и качеств. Кроме того, исследователь выделяет следующие задачи нравственного воспитания :
• формирование нравственного сознания у воспитанников. Это совместная деятельность педагога и детей, направленная на усвоение правил и норм поведения;
• развитие нравственных чувств. Данная задача реализуется через воздействие педагога на сознание и эмоциональную сферу воспитанников;
• формирование умений и привычек нравственного поведения.
О нравственном развитии детей :
И. Ф. Свадковский (советский учёный-педагог, утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами»
О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми»
Обобщая все вышеприведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.
О формах и методах работы:
Актуальными являются применение таких форм работы нравственного воспитания, как фронтальные, групповые и индивидуальные. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств – художественной литературы, природы, детской деятельности, общения дошкольников с ближайшим окружением.
Педагоги подбирают средства, формы, приемы работы в соответствии с возрастными особенностями нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (интерес к сверстнику, к нравственным поступкам сверстников, желание быть нравственно воспитанным).
Выбор методов, форм и средств нравственного воспитания зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Методы нравственного воспитания детей :
• приучение;
• упражнение;
• стимулирование;
• торможение;
•самовоспитание;
•руководство;
•объяснительно –репродуктивный;
• проблемно-ситуативный;
Тематический план мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста –
1 «нравственные представления»
Мероприятие Содержание мероприятия
Сундучок сказок: «Любимые сказки» Сундучок сказок: «Любимые сказки» Оперирование понятиями нравственных качеств, их противопоставление. Беседа по сказке А. Толстого «Морозко»
Игра-ситуация: «Что такое дружба?» Представление о дружбе. Закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки
Вежливый театр для дошкольников Беседа о вежливости. Спектакль в картинках по произведению В. Осеевой «До первого дождя»
Мульт-проект: «Мы из мультика» Просмотр фильма, беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества личности и поступки личности
Тематический план мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
2-«нравственное поведение»
Создание рукописной книги: «Наши поступки» Рассматривание книг нравственного содержания, беседы. Педагогические ситуации о проявлении разных форм поведении детей
Игра «Чудо-дерево» Украшение детьми «Чудо -дерева» листочками из добрых поступков, проецирование тем самым нравственного поведения на реальную жизнь
Игра «Комплимент» Составление детьми диалогов-комплиментов с целью повышения настроения, оценивание положительных качеств другого человека
Игра-ситуация «Гостеприимный Теремок» Совершенствование знаний детей о культуре поведения
Мастерская студия «Лечебница для книг» Формирование нравственного поведения у детей : бережного отношения к вещам, играм, книгам
Моделирование ситуации «Лужа» Формирование положительного опыта нравственного поведения
Тематический план мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста –
3 «нравственные чувства»
Игра «Твое настроение» Составление рассказа и диалога по фотографиям об эмоциях людей, которые на них изображены. Выявление причин настроения близких людей
Акция «Птичья столовая» Создание кормушек для птиц, формирование нравственных чувств : сопереживание, доброта, забота
Игра-ситуация «Щенок» Развитие сочувствия и сострадания к героям, обращение внимания на то, что изменения в поведении меняют отношение к человеку
Ситуативный разговор «Что такое доброта?» Формирование понятия «доброта»; эмоциональное отношение к действительности как к основе развития нравственных чувств
Создание нравственных историй «Мой друг и я» Составление рассказа из личного опыта о своем друге. Формирование нравственного чувства положительной модальности: доброта, честность, отзывчивость
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» метод. пособи, М. : ЦГЛ, 2004
3. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М. : Просвещение, 2013. — 213 с.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». М., «Скрипторий», 2002.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010;
6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ». «Сфера», 2005.
7.«Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника» под общей редакцией Т. И. Оверчук. М., 2004;
8. Новицкая М. Ю. «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду : методические рекомендации/М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 197с.