Ольга Мамонтова
Педсовет на тему «Развитие словаря детей — важная сторона развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет на тему
«Развитие словаря детей -важная сторона развития речи».
Форма проведения – интеллектуальная игра «КВН»
Мамонтова О. П. – методист СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
Цель педсовета.
Публикация «Педсовет на тему „Развитие словаря детей — важная сторона развития речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Уточнить знания педагогов о методах и приемах словарной работы с детьми на занятиях и вне их.
2. Развивать умение педагогов работать в коллективе, обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
3. Формировать культуру делового общения.
План педсовета :
1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета – заведующий Соколова Л. Н.
2. Итоги тематического контроля:
3. Вступительное слово – методист Мамонтова О. П.
4. КВН
Вступительное слово методиста :
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается. Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи. И в нашем дошкольном учреждение еще иногда наблюдается авторитарный стиль общения, который отличается монологичностью, стереотипностью в оценках и поведении педагога, ориентацией на возрастные, а не на индивидуальные особенности ребенка. Поэтому возникла необходимость в выборе данной темы педсовета
Сегодня наш педсовет пройдет в форме интеллектуальной игры «КВН», которую будет оценивать жюри. Позвольте представить вам членов нашего жюри:
Соколова Л. Н. – заведующая д/с,
Викулова Е. А. – муз. руководитель
I. Приветствие команд: название команды, девиз
II.Разминка. Каждой команде задаются по очереди 4 теоретических вопроса.
(1 к) 1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду? (словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов).
(2 к) 2. Перечислите задачи словарной работы. (Обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря, устранение нелитературных слов, перевод их пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
(1 к) 3. Дайте определение понятиям активный и пассивный словарь. (активный словарь ребенка – это общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Пассивный словарь ребенка – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь намного больше активного).
(2 к) 4. Какая инструкция к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность? (СЛАЙД 2)
а) составь рассказ по картинке …
б) придумай новую историю о …
в) расскажи о
г) придумай рассказ о …
д) вспомни историю о …
(1 к) 5. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи? Назовите задачи. ( их 7: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование разговорной диалогической речи. Обучение рассказыванию (монологической речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка детей к обучению грамоте). (СЛАЙД 3)
а) В. М. Бехтерев
б) К. Д. Ушинский
в) Л. Н. Толстой
г) И. Г. Песталоцци
д) Я. А. Коменский
(2 к) 6. Словообразование – это компонент (СЛАЙД № 4)
а) грамматической стороны речи)
б) звуковой стороны речи
в) связной речи
г) лексической стороны речи
д) образной речи
(1 к) 7. Что направлено на развитие словесного творчества детей? (СЛАЙД 5)
а) формирование навыков самообслуживания
б) подготовка к обучению грамоте
в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности
г) развитие навыков правильного звукопроизношения
д) развитие фонематического слуха
8. Какой должна быть речь педагога? (грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т. д.)
Разминка закончена.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Осуществлять словарную работу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Еще один аспект этой задачи – обогащение словаря самих педагогов. Ведь активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
III. Задание: Что означают эти слова : (СЛАЙД 6)
1. Амброзия - пища, ржавчина, цветок
2. Кавалькада - украшение, группа всадников, стихотворение
3. Казус - кактус, случай, котелок
4. Компост - удобрение, компот, груз
5. Ланцет - лист, нож, щипцы
6. Блиндаж - повязка, картина, укрытие
7. Болид - удар, метеорит, болезнь
8. Иерархия - лестница, церковь, договор
9. Летаргия - молитва, сон, растение
10. Сомнамбула - лунатик, рыба, переполох
11. Маис - рис, кукуруза, костюм
12. Дрезина - тележка, шина, калоша
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
IV. Задание: Объясни выражения.
Дело в шляпе – все в порядке
Плясать под чужую дудку – действовать не по собственной воле
Проглотить пилюлю – испытать неприятность
С иголочки – о безупречно одетом человеке
Чесать язык – болтать попусту
Как на иголках – состояние крайнего волнения, беспокойства
Бить ключом – бурно, активно
Очки втирать – обманывать
Как белка в колесе – быть в постоянных заботах, хлопотах
Морочить голову – отвлекать от основного дела пустыми разговорами
Нашу речь обогащают «крылатые выражения» - цитаты из известных литературных произведений
VI. Задание: кому принадлежат эти слова.
1. Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)
2. Да, были люди в наше время. (Лермонтов)
3. Человек – это звучит гордо. (Горький)
4. Чему смеетесь? Над собой смеетесь? (Гоголь)
5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. (Тютчев)
6. И вечный бой! Покой нам только снится. (Блок)
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
VII. Продолжи пословицу. (СЛАЙД 7)
1. Грамота не болезнь – годы не уносит.
2. Грамоте учиться – всегда пригодится.
3. Без языка и колокол нем.
4. В добрый час молвить, в худой промолчать.
5. В закрытый рот муха не залетит.
6. Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.
7. Доброе слово лучше мягкого пирога.
8. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют в своей речи. Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
VIII. Словесная карусель. Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный.
Громкий – тихий.
IX. Игра «Составь слово».
Участникам даются карточки со словами : Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая. Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.
Из них нужно составить как можно больше слов.
X. Домашнее задание. Команды готовили фрагмент занятия, отражающего организацию словарной работы.
XI. Подведение итогов
XII. Проект решений.
Дорогие коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А. С. Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.
1. Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий.
Ответственные: воспитатели всех групп.
Срок: постоянно.
2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: до 10.04.2013г.
3. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей, по обогащению активного словаря детей.
Ответственный: методист, анализ календарных планов. Срок: ежемесячно.
Университетская -
Аквалангист -
Электростанция -
Катастрофический -
Синонимы
Смелый
Жадный
Большой
Синонимы
Дискуссия
Грусть
Отважный
Антонимы
Маленький
Сладкий
Легкий
Узкий
Высокий
Антонимы
Темный
Твердый
Теплый
Быстрый
Громкий