Приложение МААМ

Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».

ольга корпусова
Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».
▼ Скачать + Заказать документы

Педсовет на тему :

«Развитие образной речи как составной части культуры речи».

Подготовка к педсовету

1. Выставка литературы по теме.

2. Семинар «Роль выразительных средств в художественном тексте».

3. Просмотр и анализ открытого занятия в подготовительной группе. Воспитатель :

План

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

Ст. воспитатель

2. Вступительное слово «Образность речи как условия развития её культуры.

Темочки:

Зав. МБДОУ.

3. Итоги тематической проверки.

Ст. воспитатель.

4. Интеллектуальная игра.

5. Принятие решения.

2. Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры, составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.

Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в дошкольном возрасте.

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы («вот где собака зарыта», «водить за нос», «летать в облаках») в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

В ходе ознакомления с пословицами, поговорками и загадками дети овладевают выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями) с помощью различных форм и методов работы.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.

3. Итоги тематической проверки

4. Интеллектуальная игра

1"В добрый час молвить - в худой промолчать.

Раскройте смысловое содержание крылатых фраз:

Без драки попасть в большие забияки" (И. А. Крылов, басня "Слон и Моська")

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник"

(И. А. Крылов, басня "Щука и кот") "

Не мечите бисер перед свиньями"

(Евангелие от Матвея, 7:6)

"Козел отпущения"

(Ветхий завет, Левит, 16:21 - 22)

"Зарыть талант в землю"

(Евангелие от Матвея, 25:15 - 30)

2."Ветры горы разрушают, слова народы поднимают.

Угадайте современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

- прыщавый;

- кудрявый (правильный ответ);

- веснусчатый.

- Уварахтаться:

- испачкаться (правильный ответ);

- укутаться;

- заблудиться.

- Остолопиться:

- сердиться;

- упрямиться;

- растеряться (правильный ответ).

- Встреснуться:

-влюбиться;

- спохватиться (правильный ответ);

- встряхнуться.

- Елдаечки:

- пшеничные лепешки (правильный oтвет)

- старинные женские украшения;

- качели.

3. Подберите пословицу противоположную по значению.

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем — полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Корова изредка пылинку спрячет. (Свинья всегда грязь найдет)

Трезвеннику суша до подбородка. (Пьяному море по колено)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Мало счастья — много вопросов. (Семь бед — один ответ)

Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Собак не страшиться — по городу гулять. (Волков бояться — в лес не ходить)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

4. Подбери пословицу по смыслу.

Повышать эффективность оксида двухатомного водорода путем механического воздействия (толочь воду в ступе).

Использование малоперспективного метода применения сельскохозяйственных орудий для воздействия на гидроповерхность (вилами по воде писано).

Специфические методы лечения проблем позвоночника путем отправления ритуальных обрядов (горбатого могила исправит).

Сложности транспортировки жидкостей в емкости с мембраной с переменчивой структурой плотности (носить воду в решете).

Облегчение работы тяглового средства передвижения, обусловленное устранением изначально деструктивной единицы груза (баба с возу – кобыле легче).

Отсутствие необходимости применения в профессиональной деятельности лицами духовного звания русских народных инструментов (на фига попу гармонь).

Неустойчивый прогноз, содержащийся в высказываниях индивидуума с пониженной социальной активностью (бабушка надвое сказала).

Положительное влияние на процесс осуществления трудовой деятельности со стороны индивидуумов с низким коэффициентом интеллекта (работа дураков любит).

Отсутствие толерантности со стороны поголовья домашней птицы по отношению к некоторым млекопитающим отряда парнокопытных (гусь свинье не товарищ).

Характерные действия особей со специфическими внешними признаками, совершаемые в целях захвата наиболее высоко котируемого социального статуса на рынке (со свиным рылом – да в калашный ряд).

Место насекомых в иерархических системах пирамидального типа (всяк сверчок знай свой шесток).

Синдром отказа от самоидентификации, а также имущественных отношений с объектами (я не я, и лошадь не моя).

Потенциально возможные латентные способы использования вербальных средств общения для оптимизации труда и ускорения движения объектов (да пошел ты).

Влияние сезонных условий на процесс бухгалтерского учета домашней птицы (цыплят по осени считают).

Неадекватный подход к созданию брачной ячейки (кому и кобыла- невеста).

Соотношение длины ороговевшего эпидермиса и количества серого вещества в черепной коробке у особей женского пола вида Homo Sapiens (у бабы волос долог, да ум короток).

Отсутствие различий во вкусовых характеристиках некоторых овощных культур, произрастающих преимущественно на юге и в средней полосе части Евразии (хрен редьки не слаще).

Тип юридической сделки, в которой вербально-лингвистические знаки превалируют над валютными средствами (уговор дороже денег).

Отсутствие регресса при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде из продуктов растительного происхождения (кашу маслом не испортишь).

Индивидуумы, для которых выполнение государственных нормативных актов не является обязательным (дуракам закон не писан).

5. принятие решения.

Публикации по теме:

Методические разработки, планирование Педкеестер Педсоветы месяц Тема, повестка Ответственные Сентябрь Педсовет №1 «Новый учебный год на пороге детского сада»:.

Семинар-практикум для родителейСеминар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 23:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».» (включая файлы) размещена пользователем ольга корпусова (УИ 11532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД