ольга корпусова
Педсовет на тему: «Развитие образной речи как составной части культуры речи».
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие образной речи как составной части культуры речи».
Подготовка к педсовету
1. Выставка литературы по теме.
2. Семинар «Роль выразительных средств в художественном тексте».
3. Просмотр и анализ открытого занятия в подготовительной группе. Воспитатель :
План
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
Ст. воспитатель
2. Вступительное слово «Образность речи как условия развития её культуры.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Зав. МБДОУ.
3. Итоги тематической проверки.
Ст. воспитатель.
4. Интеллектуальная игра.
5. Принятие решения.
2. Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры, составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.
В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.
Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.
Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в дошкольном возрасте.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы («вот где собака зарыта», «водить за нос», «летать в облаках») в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.
В ходе ознакомления с пословицами, поговорками и загадками дети овладевают выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями) с помощью различных форм и методов работы.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.
3. Итоги тематической проверки
4. Интеллектуальная игра
1"В добрый час молвить - в худой промолчать.
Раскройте смысловое содержание крылатых фраз:
Без драки попасть в большие забияки" (И. А. Крылов, басня "Слон и Моська")
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник"
(И. А. Крылов, басня "Щука и кот") "
Не мечите бисер перед свиньями"
(Евангелие от Матвея, 7:6)
"Козел отпущения"
(Ветхий завет, Левит, 16:21 - 22)
"Зарыть талант в землю"
(Евангелие от Матвея, 25:15 - 30)
2."Ветры горы разрушают, слова народы поднимают.
Угадайте современное значение старославянских слов:
Кружлявый:
- прыщавый;
- кудрявый (правильный ответ);
- веснусчатый.
- Уварахтаться:
- испачкаться (правильный ответ);
- укутаться;
- заблудиться.
- Остолопиться:
- сердиться;
- упрямиться;
- растеряться (правильный ответ).
- Встреснуться:
-влюбиться;
- спохватиться (правильный ответ);
- встряхнуться.
- Елдаечки:
- пшеничные лепешки (правильный oтвет)
- старинные женские украшения;
- качели.
3. Подберите пословицу противоположную по значению.
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)
Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем — полезай в кузов)
Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)
Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Корова изредка пылинку спрячет. (Свинья всегда грязь найдет)
Трезвеннику суша до подбородка. (Пьяному море по колено)
Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)
Мало счастья — много вопросов. (Семь бед — один ответ)
Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Собак не страшиться — по городу гулять. (Волков бояться — в лес не ходить)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
4. Подбери пословицу по смыслу.
Повышать эффективность оксида двухатомного водорода путем механического воздействия (толочь воду в ступе).
Использование малоперспективного метода применения сельскохозяйственных орудий для воздействия на гидроповерхность (вилами по воде писано).
Специфические методы лечения проблем позвоночника путем отправления ритуальных обрядов (горбатого могила исправит).
Сложности транспортировки жидкостей в емкости с мембраной с переменчивой структурой плотности (носить воду в решете).
Облегчение работы тяглового средства передвижения, обусловленное устранением изначально деструктивной единицы груза (баба с возу – кобыле легче).
Отсутствие необходимости применения в профессиональной деятельности лицами духовного звания русских народных инструментов (на фига попу гармонь).
Неустойчивый прогноз, содержащийся в высказываниях индивидуума с пониженной социальной активностью (бабушка надвое сказала).
Положительное влияние на процесс осуществления трудовой деятельности со стороны индивидуумов с низким коэффициентом интеллекта (работа дураков любит).
Отсутствие толерантности со стороны поголовья домашней птицы по отношению к некоторым млекопитающим отряда парнокопытных (гусь свинье не товарищ).
Характерные действия особей со специфическими внешними признаками, совершаемые в целях захвата наиболее высоко котируемого социального статуса на рынке (со свиным рылом – да в калашный ряд).
Место насекомых в иерархических системах пирамидального типа (всяк сверчок знай свой шесток).
Синдром отказа от самоидентификации, а также имущественных отношений с объектами (я не я, и лошадь не моя).
Потенциально возможные латентные способы использования вербальных средств общения для оптимизации труда и ускорения движения объектов (да пошел ты).
Влияние сезонных условий на процесс бухгалтерского учета домашней птицы (цыплят по осени считают).
Неадекватный подход к созданию брачной ячейки (кому и кобыла- невеста).
Соотношение длины ороговевшего эпидермиса и количества серого вещества в черепной коробке у особей женского пола вида Homo Sapiens (у бабы волос долог, да ум короток).
Отсутствие различий во вкусовых характеристиках некоторых овощных культур, произрастающих преимущественно на юге и в средней полосе части Евразии (хрен редьки не слаще).
Тип юридической сделки, в которой вербально-лингвистические знаки превалируют над валютными средствами (уговор дороже денег).
Отсутствие регресса при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде из продуктов растительного происхождения (кашу маслом не испортишь).
Индивидуумы, для которых выполнение государственных нормативных актов не является обязательным (дуракам закон не писан).
5. принятие решения.