Татьяна Ляпустина
Педсовет «Инновации в образовании»
▼ Скачать
Педагогический совет
«Инновации в образовании»
Цели:
1. Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;
2. Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;
3. Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.
Ход педсовета:
Уважаемые педагоги! Какие технологии вы знаете? Напишите на листке бумаги.
Упражнение «Калоша».
1) Экспресс-опрос педагогов.
Публикация «Педсовет „Инновации в образовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Последнее время при освещении вопросов современного дошкольного образования мы постоянно слышим термины: «педагогическая технология», «современные технологии ДО», «инновации», «инновационные технологии в ДОУ».
Прошу поднять руки тем, кто хорошо понимает и имеет четкие представления, что есть педагогическая технология и чем она отличается от метода и методики, от программы дошкольного образования, какие существуют инновационные технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.
2) Работа над уточнением понятий «метод», «методика», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология».
- Вопрос воспитателям: «Что такое метод?»
(Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания)- 1 раз.
- Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).
- Вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?
Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).
Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3) :
• Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
• Четкая логика и последовательность правил;
• Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
• Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
• Подробная детализация, жесткий алгоритм;
• Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.
Сущностью технологии является методика.
- Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4) :
• Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;
• Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;
• Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте, а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
• Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т. к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.
- Вопрос воспитателям: «Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).
Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).
- Педагогические технологии классифицируются на традиционные и инновационные (Приложение 6).
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.
Инновационная технология содержит компонент инновации.
Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового.
Инновационная технология – новый для системы образования компонент.
3) Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование.
- Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.
Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих созданию и распространению инновационных технологий. Это:
• Требования гуманизации образовательного процесса;
• Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением ФГТ и ФГОС;
• Ориентация на культурно-нравственные ценности;
• Конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
• Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
- Классификация инновационных технологий (Приложение 7).
• Здоровьесберегающие технологии;
• Технология проектного обучения;
• Технология развивающего обучения;
• Интерактивная технология, технология ИКТ;
• Игровая технология;
• Технология проблемного обучения.
Сегодняшний педагогический совет посвящен не изучению современных образовательных технологий – вы их прекрасно знаете, а именно актуализации ваших знаний о них, мотивации активно использовать их в своей профессиональной деятельности.
На протяжении всего нашего путешествия хотелось бы, чтобы вы ответили себе на следующие вопросы:
• Современная ли эта технология? (актуальна ли она на сегодняшний день?
• Реально ли её использование в конкретной вашей группе?
• Использую ли я данную технологию в своей профессиональной деятельности?
- Итак, мы отправляемся в путешествие.
(летящий воздушный шар проецируется на экране)
Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человека в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите в шариках, какие шесть ценностей важны для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, семья, здоровье, работа, любовь, друзья, дом, деньги, культура и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и может скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта.
Вычеркните два слова из списка, а потом еще два. Что вы оставили в списке?
- В вашем списке должны остаться те ценности, без которых вы не представляете своей жизни, у каждого человека может быть свой список.
- Давайте зачитаем свои списки.
(записываю их на листе, ели слова повторяются, то ставятся +)
- Вот и определился рейтинг жизненных ценностей, без которых вы не представляете своей жизни.
Здоровье – одна из главных жизненных ценностей. Без здоровья все другие ценности не в радость. Здоровье в человеке заложено природой. И задача каждого из нас сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
(цитата о здоровье проецируется на экране)
- А мы приземляемся на первую площадку «Здоровьесберегающие технологии».
- Я передаю слово инструктору по физической культуре Лира Е. Ю.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические технологии.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- И мы отправляемся на площадку «Педагогика сотрудничества Шмакова В. А.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
• Задание: каков его ведущий принцип?
Ведущий принцип – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Проектная деятельность – всем известна Задание: 1 ряд – придумать темы в весенний период времени, 2 ряд – в зимний период времени.
Технология исследовательской деятельности – экспериментирование.
Технология проблемного обучения (воспитатель Маришкина Т. С.)
Проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса в образовательной деятельности : дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок.
Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем.
• Задание: о каком главном условии идет речь? (главное условие – создание проблемной ситуации)
Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое, в вою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности.
Проблемная ситуация, ее основные компоненты:
- неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
противоречие постановка проблемы познавательная деятельность (гипотезы, участие в беседе, выполнение заданий, открытие нового знания (способа деятельности) вывод
Противоречие – основное звено проблемной ситуации
Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
С. Л. Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленных на их «снятие».
Способы создания проблемных ситуаций
(условия возникновения проблемных ситуаций)
1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта (дети не знают способы решения задачи, не могут ответить на проблемный вопрос или дать объяснение новому факту).
2. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами (необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях).
3. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные вывод и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки
- имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
- противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у детей знаний для теоретического обоснования.
Методика создания проблемных ситуаций
• воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• сталкивает противоречия практической деятельности;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
• побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
• ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
• определяет проблемные теоретические и практические задания
( например: исследовательские);
• ставит проблемные задачи ( например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Робототехника – Жаркова Н. Н.
Игровые технологии – воспитатель Чарикова Н. П.
Сюда вошли следующие технологии:
• технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобович
• технология развивающих игр Б. П. Никитина
• технология «Блоки Дьенеша»
• технология «Палочки Кюизенера»
• технология тренинга
- Я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию по данным технологиям.
И начнем мы экскурсию с развивающих игр Воскобовича.
Это уникальный комплекс разноплановых игровых пособий, направлен на обучение ребенка основным знаниям в рамках игрового пространства.
Игры Воскобовича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения.
Все развивающие игры Воскобовича имеют интересный, загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами.
Самые известные игры Воскобовича
Все развивающие игры Воскобовича делятся по типам: игры, направленные на логико-математическое развитие и игры с буквами, звуками, словами.
1. Игры, направленные на логико-математическое развитие.
Среди них выделяется Геокон-конструктор.
Это пособие представляет собой игровое поле с нанесенными лучами-осями и геометрическими фигурами, обозначенными буквами. В каждой точке пересечения лучей закреплен гвоздик с номером. Натягивая между гвоздиками специальные резиночки, ребенок может создавать различные фигуры и отрезки, как в пособии или включая свою фантазию.
С помощью Геокона формируются первые математические представления, происходит знакомство с геометрическими фигурами, и закрепление знаний цветов. По своей сути – это уникальная и многоплановая развивающая игра, которую можно приобрести в магазинах или создать самим.
Закрепление знания геометрических фигур автор предлагает проводить с помощью Квадрата Воскобовича, или вечного оригами, квадратная основа которого из ткани с наклеенными на нее треугольниками разных цветов.
Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях.
Еще одним игровым пространством в освоении математических понятий является Кораблик Брызг-Брызг.
Это игра для самых маленьких. Макет пятимачтового корабля. На каждой мачте нанизаны разноцветные флажки. Малыш с легкостью может снимать их и надевать обратно.
С таким пособием можно начать осваивать счет, можно учиться различать цвета, можноразвивать память и выдумку.
Более того, это пособие отлично заменяет пирамидку и развивает мелкую моторику.
Универсальное пособие-игра «Цифроцирк», которое подходит как маленькому ребенку, так и младшему школьнику. С его помощью можно тренироваться в счете, с его помощью можно освоить числа и знаки.
2. Игры с буквами, звуками, словами.
Особое место среди развивающих игр Воскобовича занимают Теремки Воскобовича.
Это настоящая авторская методика по раннему обучению чтению в игре.
В игре 24 кубика. 12 кубиков теремков – согласные буквы, и 12 кубиков – вкладок-окошек – гласные буквы. С помощью этой игры малыши учатся складывать буквы в слоги, слог в слова. Формируется естественный навык чтения в игровой, понятной ребенку среде.
Серия игр “Ромашка”, “Снеговик”, “Яблонька” научат детей словотворчеству.
Настоящая головоломка – Конструктор Букв.
Складывание буквы из деталей, трансформирование одной буквы в другую поможет малышу лучше запомнить ее графический образ.
Игры Никитина
"Сложи узор", "Сложи квадрат", "Дроби", "Кубики для всех"
и др.
Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий.
Некоторые задачи под силу деткам с одного года (и даже для совсем маленьких тоже можно придумать задания, а с некоторыми непросто справиться даже взрослым.
Любимая японская поговорка Б. Н. Никитина звучит так: "Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму".
Игра "Сложи узор"
Игра состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков. Б. П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.
Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов.
Игровое пособие "Сложи квадрат"
Игровое пособие состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы. Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше уровень, тем больше составных частей в квадрате.
Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже.
Игра поможет развить у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу - понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат.
Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков - ведь для малышей еще так не просто аккуратно и точно сложить из мелких деталей квадрат; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.
Игровое пособие "Дроби"
Возраст для начала этой игры указан разный, от З-х до5лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета.
Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой.
Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.
"Кубики для всех"
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Уникуб
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Презентация инновационных технологий педагогов ДОУ.
Рефлексия.
Решение:
1. Активно использовать современные педагогические технологии в ежедневном педагогическом процессе.
2. Разработать серию конспектов НОД с использованием технологии проблемного обучения.
3. Создание картотеки проблемных ситуаций, проблемных задач.
4. Создание картотек опытов для детей
5. Провести практические методические мероприятия (мастер-классы) по использованию педагогических технологий.
Использованная литература:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1. Атемаскина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Бородина О. Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С. 8-11.
3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М. :Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
4. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник / П. И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.
5. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.