Афанасьева Татьяна
Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Педагогическая находка
«Развитие художественно – эстетических способностей детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории Афанасьева Татьяна Валерьевна
Организация: МДОУ «Ишеевский детский сад «Родничок»
Населенный пункт: р. п. Ишеевка
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!» Сухомлинский Василий Александрович.
Публикация «Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» май 2024
Я, Афанасьева Татьяна Валерьевна, воспитатель МДОУ «Ишеевский детский сад «Родничок», р. п. Ишеевка, Ульяновской области, Ульяновского района.
Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный возраст в соответствии с закономерностями психического развития считается подготовкой к обучению в школе. Успешное обучение детей невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.
Продуктивная деятельность, как и каждый ручной труд, содействует улучшению сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, гибкости, точности в выполнении действий. В ходе создании поделок шаг за шагом формируется система определенных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идет с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, старательность, независимость, умение доводить начатое дело до конца.
Своей педагогической находкой я считаю использование нетрадиционных техник: бумагапластика, тестопластика, пластилинография, бросовый материал, в дополнительном образовании, в образовательной деятельности, так и в индивидуальной деятельности.
Актуальность.
Актуальность темы заключается в том, что продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
В своей педагогической деятельности я, как специалист, имеющий необходимые знания в данной области, и человек, обладающий большим творческим потенциал, уделяю этой проблеме большое внимание.
Основная моя цель работы в данном направлении как воспитателя: создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Проведение деятельности с использованием нетрадиционных техник:
• развивает уверенность в своих силах;
• способствует снятию детских страхов;
• развивает пространственное мышление;
• развивает у детей умение свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• развивает чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
1. Бумагопластика. Нетрадиционная техника аппликации с использованием крепированной бумаги, бумажных салфеток и т. д. (можно подготавливать в виде шариков, жгутиков, а также другие способы).
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции
Бумажные салфетки, крепированная бумага - являются очень хорошим, доступным материалом для работы с детьми. Детям легко поддается этот материал, они с удовольствием создают различные композиции. У них развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия, интерес к результату своей работы. У детей создается радостное настроение, желание сделать что-то необычное.
2. Тестопластика. Тестопластика с каждым годом набирает свою популярность. Тестопластика воздействует на развитие детей в комплексе. Повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику рук, дети двумя руками начинают работать синхронно, формируется умение планировать работу, вносить изменения.
Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Они не только лепят свои изделия, но и по своему замыслу раскрашивают.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки.
3. Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника, которую можно отнести как к изобразительной деятельности так и к продуктивной.
Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.) Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Цель: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Предполагаемые результаты: По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
4. Бросовый материал - с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др.
Использование нетрадиционных методов, материалов и инструментов снимает психологическую нагрузку с детей, дает возможность расширить границы изобразительной деятельности. Позволяет увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Их маленькие, но умелые ручки, создают невероятно трогательные и особенные работы.
Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм.
Цель: формирование сенсомоторных умений детей на основе использования разнообразных материалов (бросового материала) и нетрадиционных техник при работе с ними.
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники продуктивной деятельности создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, повышают активность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.
Таким образом, применение нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми это
Для педагогов:
-расширение кругозора
- стать партнером для ребенка
-повышение своих профессиональных качеств
Для детей :
- проявление детской активности
- проявление детской инициативы
- раскрепощение
- снятие закомплексованности (боязни, страха сделать ошибку, снятие мышечного тонуса и т. д.)
Для родителей:
- повышение компетенции
- близкое сотворчество, в котором можно решать воспитательные проблемы.
Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности - это огромная возможность для всех думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.
Итоговое значение.
Все представленные выше педагогические находки, дают реальные результаты в моей педагогической деятельности.
Это своего рода «кирпичики» в решении задач качества дошкольного образования в выявлении и развитии таланта и творческих способностей у дошкольников.
К тому же творчество успокаивает, расслабляет, т. е. в наше время высоких технологий и быстрого темпа жизни, является своего рода антистрессом.
Мы с детьми принимали участие в выставках, конкурсах на различном уровне. Работа с тестом, бумагой, пластилином очень заинтересовала и увлекла детей.