Юлия Подгорбунских
Педагогическое эссе «Миссия педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель. Учитель. Преподаватель. Значение этих слов складывается в одно слово – педагог. Слово ёмкое и значимое во все времена и эпохи, трогательное для каждого человека.
Время предъявляет человеку, профессионалу своего дела, серьезные требования. Наше время – время многочисленных и кардинальных изменений: мелькают, как в калейдоскопе, события, появляются новые технологии, переходит в разряд «отживших» то, что недавно считалось новым и удивительным.
Публикация «Педагогическое эссе „Миссия педагога“» размещена в разделах
Неизменным остается желание человека достичь успеха в деле своей жизни - профессии. Воспитатель всегда был отражением времени. Только уровень требований к нему значительно выше, чем к представителям других профессий. Мне всегда хотелось работать в детском саду воспитателем. Четыре года работы младшим воспитателем и год воспитателем подтвердили правильность выбранной профессии, я ни разу не пожалела о своем выборе. Я рада, что я педагог дошкольного образования! Спешу каждое утро к своим воспитанникам. С нетерпением жду их прихода, потому что знаю, что моим детишкам надо со мной поделиться: показать, какой он красивый, какой рисунок нарисовали с мамой, куда ходили в выходные и что видели. А мне нужно свое ежедневное планирование составить так, чтобы день прошел насыщенным и интересным. С детьми мы учим правильно держать карандаш, кисточку, разучиваем песни и стихотворения для утренников, читаем сказки.
Трудно не согласиться с общественным мнением, что воспитатель – это особое состояние души, глубокое знание психологии ребёнка, убеждение в том, что главный человек в детском саду– ребёнок. Я считаю, что воспитатель должен уметь объяснять детям, что они – люди, они – могут, они – достигнут, и воспитатель постарается детям помочь.
Важным для воспитателя является такое качество, как верность избранной профессии, именуемой в науке «педагогической направленностью личности». В словаре я нашла объяснение данного понятия: «педагогическая направленность – желание педагога заниматься профессиональной деятельностью, стремление повышать её уровень».
На своем профессиональном пути воспитателя ожидают цейтнот, значительная эмоциональная и психическая нагрузка, усталость и разочарования. Но все они преодолимы, если у профессионала присутствует та самая «педагогическая направленность». Ученые утверждают, что её можно развить, если педагог выполнит ряд условий: нужно осознать значимость своей профессии, осмыслить её творческий потенциал, убедиться в важности педагогической деятельности для сохранения активности человека.
Педагогическое образование всегда именовали непрерывным. Педагогу предлагается методическая помощь в различных формах: мы участвуем в проведении семинаров – практикумов, слушаем вебинары, учимся на курсах повышения квалификации. Но все они малоэффективны, если у воспитателя не будет присутствовать такое качество как стремление к саморазвитию. Примеры жизни и деятельности известных педагогов подтверждают истинность данного мнения. На этой же позиции стоит психологическая наука, на основании многочисленных исследований сделавшая вывод о том, что только активное самосовершенствование, постоянное движение вперед являются основой для достижения успеха не только профессионального, но и личного.
Мне нравятся такие профессионально значимые качества воспитателя, которые были важными во все времена: глубокое чувство ответственности, активная жизненная позиция, неравнодушное отношение к людям. Именно эти качества не позволят воспитателю пройти мимо ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и которому нужна поддержка, пусть даже в виде всего лишь ободряющей улыбки и взгляда, говорящего: «Я вижу тебя, я беспокоюсь о тебе».
В нашем жестоком мире, несмотря ни на что, не потеряла своего значения эмпатия – способность взрослого представить себя на месте ребёнка, понять чувства, которые охватили детскую душу. Воспитателю нельзя поддаться стремлению как можно скорее отчитать дошкольника за совершённый им проступок, важнее – понять, что заставило ребёнка поступить так. Понимание истинных причин поведения ребёнка – тяжелый труд педагога. Проще обвинить. Сложнее - приложить усилия для понимания. Да, сложнее, но полезнее для растущего человека, да и для самоуважения педагога. И я понимаю, что эти умения будут приходить с опытом.
Идеальный воспитатель – это тот, кто идёт в ногу со временем, имеет широкий кругозор, является образованным человеком, умеет быть на виду и незаметным, он тонкий психолог. Великий русский учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном», писал: «Учитесь учиться. 21 век – это век новых технологий, новых методик, новой подачи знаний».
Из занятий с педагогами коллежа и курсов повышения квалификации я сделала вывод, что воспитатель обязан не переставать учиться, уметь получать знания из любого источника, владеть современными технологиями. Мне нравятся слова:
учиться всю жизнь, чтобы отлично знать,
отлично владеть, отлично уметь.
И всё это затем умело отдавать детям.
У каждого времени свой вызов. Но я уверена в том, что эти слова будут актуальны всегда. Время летит быстро. Меняется облик городов, улиц. Меняется мода. Меняются люди. Но нравственные качества не должны меняться, иначе прекратится жизнь. И источником воспитания нравственных качеств является воспитатель.