Алена Артеменко
Педагогическое эссе «Я и моя профессия воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Фамилия, имя, отчество: Артеменко Алена Николаевна.
Должность: воспитатель.
Наименование дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №7 «Пингвиненок» комбинированного вида.
С гордостью и трепетом приняла участие в VI Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации», где на региональном уровне заняла почетное 3 место. Это наша общая победа – это оценка нашему сотрудничеству родителей, внешних социальных партнеров и специалистов нашего сада. Эта победа означает, что в партнерстве вся сила, в профессиональном слаженном коллективе.
Публикация «Педагогическое эссе „Я и моя профессия воспитатель“» размещена в разделах
Почему Вы выбрали эту профессию?
Заканчивая класс с педагогическим уклоном, а затем Педагогический институт я уже точно знала, что вся моя жизнь пройдет в творчестве, фантазии, в мире игр и сказок, музыки и рисунка, в вопросах и ответах. Я – воспитатель, а значит все умею, все могу, все знаю, всем помогу….
Детский сад - дом добра и света, внимания и ласки, где нет случайных людей, дом, где учатся жить самые маленькие граждане страны. Ответственно и трепетно осознавать, что и от меня зависит каким малыш увидит окружающий его мир, как быстро он адаптируется к новому и освоит его, насколько комфортно будет чувствовать себя в общении с окружающими, как быстро применит знания и умения…Профессия воспитателя позитивно бесконечна и творчески бездонна, отдать все необходимое детям – невозможно! С новым днем для всех найдется доброе слово, похвала, понимание, доброта и любовь. Много лет работаю в этой профессии и понимаю, что живу рядом с будущим, которое бережно и кропотливо воспитываю для общества.
Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми?
Одна из моих задач, как воспитателя, быть рядом и не мешать детям взрослеть, поощрять их самостоятельность, удивляться открытиям. Как здорово, когда вся группа детей спешат на помощь своему товарищу, находят нужные слова для него – это маленькая победа. А когда ребята чувствуют ответственность перед важным мероприятием и все полны внимания, собраны – это тоже победа. А родители всегда рядом и готовы участвовать и оказывать творческую помощь в любом начинании – это ли не успех. Горжусь каждым своим ребенком – его достижениями, умениями, знаниями, ведь для этого каждый из них проявил доверие ко мне и впустил меня в свой мир. Уверена, что каждый ребёнок – это индивидуальность и его невозможно воспитывать по шаблону, поэтому маленькие сердца нужно завоевывать добротой и любовью, а потом идти в одном направлении. Позитивная социализация каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития – это, пожалуй, высшее достижение в работе с детьми на любом возрастном этапе.
Ваши основные принципы работы с детьми.
В своей повседневной работе руководствуюсь рядом принципов. Главный принцип в работе педагога: «Не навреди». Быть рядом с ребенком, помогать и корректировать, играя и незаметно. Придерживаюсь принципа психологической комфортности, ведь взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности – это возможность организации детьми самостоятельных «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (в игре, общении, исследовании и пр.). Соблюдая принцип минимакса я создаю условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития — в своем темпе, на уровне своего возможного максимума. Принцип вариативности предоставляет детям возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др. И, конечно, построение партнерских взаимоотношений с семьей – участниками воспитательного процесса.
Отмечу важность и бережное отношение к ребенку как активно развивающейся личности — уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.
Почему Вы решили участвовать в конкурсе?
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и образование детей в настоящее время стало одним из полноправных направлений работы в детском саду. Подводя итоги своей успешной воспитательно – образовательной деятельности на группе старшего дошкольного возраста «Юные спасатели» с кадетским компонентом считаю возможным поделиться опытом работы, новыми разработками и технологиями, сценариями и практикумами, работой по взаимодействию с родителями и социальными партнерами, многочисленными акциями и т. д. патриотической направленности. Я понимаю необходимость развиваться дальше, стремиться к профессиональному самосовершенствованию, желание получить новый опыт – это и стало основой для принятия решения участвовать в конкурсе.
Основные особенности образовательной деятельности, использование инновационных методик.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Поэтому основная задача для меня, как педагога, выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ я осуществляю на основе современных образовательных технологий:
• личностно-ориентированные технологии; (считаю первостепенным поставить в центр своей деятельности личность ребенка, обеспечить ему комфортные условия в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализовать имеющиеся природные потенциалы);
• здоровьесберегающие технологии; (организую мероприятия по формированию и сохранению физического и психологического здоровья);
• технологии проектной деятельности, в которых развиваю и обогащаю социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия;
• технология исследовательской деятельности;
• ТРИЗ и РТВ-технологии;
• информационно-коммуникационные технологии очень актуальны на современном этапе развития;
• технологии личностного роста помогают в формировании индивидуального образовательного маршрута, развития и коррекции отдельных психологических показателей воспитанников;
• широко применяю игровые технологии, формирую компетенции в области социально-коммуникативного развития.
Как Вы представляете идеальную образовательную организацию в будущем?
Современный век — это время перемен и модернизаций в сфере дошкольного образования. Деятельность садов становится максимально прозрачной для всех нововведений, инноваций современного информационно-технического общества, дающих возможность для полноценного развития личности и подготовки детей к жизни в новом научно-техническом мире, развивающемся и не стоящем на месте.
Это будет современный дом, в котором дети ежедневно будут отправляться в увлекательное путешествие, попадать в волшебный и неизведанный мир, готовящий их к современному информационно-техническому окружению. Один из путей индивидуализации образования, возможно, - чтобы каждый ребенок смог самостоятельно выстраивать свое образовательное пространство в зависимости от своих предпочтений и возможностей. На базе сада будут открыты многочисленные студии, спортивные залы, площадки, кинотеатры, мини – музеи, лаборатории, библиотеки, компьютерные классы, бассейны, клубы - и это следствие тесного взаимодействия воспитателя, родителя, ребенка и целой команды специалистов, работающих в данной учебной организации. Возможно, расширится партнерство с социальными организациями, которые окажут помощь в воспитании самостоятельности и социализации детей. Традиция набора групп с кадетским компонентом, волонтерским, экономическим и т. д. закрепиться и расшириться их направленность.
Не стоит забывать и о педагоге будущего, который, в свою очередь, должен будет уметь владеть всеми современными методами, приемами и технологиями работы с инновациями.
Главное, быть единой командой, которая движется к единой цели - воспитания свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Мой подход к работе с детьми.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня нравственно-патриотического воспитания. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Осуществляю свою воспитательную деятельность на старшей группе с кадетским компонентом. Группу мы назвали «Юные спасатели», т. к. считаем спасательное дело или иначе - то, чем занимается МЧС России и его организации, одним из наиболее близких своим гуманизмом, экстремальностью и романтикой, является спасательное дело. Детям нравятся спасатели - люди мужественные и умелые, готовые шагнуть туда, где кто-то нуждается в их помощи. Они хотят приобрести такие же качества и получить соответствующие знания.
Программа «Юный друг кадета» была разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», Федеральным Законом «Об Образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека». В ней мы определили содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Цель моей работы: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания детей старшего возраста. Старалась в своей работе воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, т. к. без этих составляющих невозможно широкое понимание термина «Родина». Ряд мероприятий был направлен на формирование бережного отношения к природным богатствам и людям других национальностей, населяющих страну; сохранение традиций и промыслов своих сограждан.
Вся моя деятельность следовала блокам Программы:
1. «История кадетского движения».
2. «Основы этики».
3. «Спасатель – звучит гордо!»
4. «Герои древней Руси»
5. «Моя Родина – Россия!»
6. «Защитники Отечества»
7. «Я помню, я горжусь».
Каждый из блоков раскрывался через ряд методов и приемов организованной образовательной деятельности: игру; наглядность (выставки репродукций картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет, интерактивные выставки; посещение краеведческого музея, выставочного зала, городской библиотеки, совместная деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа. Основы строевой и физической подготовки –это тесная работа со специалистами ДОУ (инструктором по физической работе, музыкальным руководителем). Одним из основных направлений моей работы – это взаимодействие с социальными партнерами: сотрудничество с кадетскими классами школы; с противопожарной частью и военизированной частью города; МБУК Городской историко-краеведческим музеем г. Полярного, Городским музеем гражданско- патриотического воспитания молодежи в г. Снежногорске, с Центром Воспитания Семьи и Молодежи «Роза ветров», с детской библиотекой, с волонтерами МОО «Высокое напряжение» («Роза Ветров», детским садом с кадетской группой.
Вместе с детьми придумали девиз, эмблему группы. В ходе обсуждения разработали Законы кадетов, которые знаем и чтим. На базе нашей группы функционирует семейный клуб «В кругу семьи», благодаря которому действует и пополняется патриотический уголок, мини – музей кадетов, созданы фото – альбомы «История кадетов», «Устав кадетов», «Символы России», литература по родному краю и России, групповые альбомы «Город, в котором я был», «Профессия моих родителей», «Герб моей семьи, а также значки, форма юных друзей кадетов и наш гимн. Родители провели ряд мастер – классов и научили деток делать интересные поделки: военную пилотку, мундир, закладки для книжки, солдат, гвоздики.
Одними из значимых и ярких праздников стали торжественное мероприятие «Посвящение в «Юные друзья кадетов», а также головокружительный кадетский бал!
Нам выпала честь принимать участие и показать навыки строевой подготовки, а также знание истории России и кадетства в Первых территориальных «Кадетских играх» г. Снежногорска. На Первом территориальном кадетском слете "Юные защитники Отечества" мы показали навыки строевой подготовки и ловкость. На смотре строя и песни юные друзья кадетов показали блестящую выправку, навыки перестроения и сплоченность коллектива.
Мы создали содружество детского сада с кадетскими классами школы и проводили совместные мероприятия: спортивно-познавательный досуг "Мы спасатели", в ходе которого юные спасатели узнали, как оказывать первую помощь, ориентироваться на местности, вести себя на льду, в лесу. В познавательной игре - квесте "Перекресток" ребята закрепили правила ПДД, а «Веселые старты» совместно со старшими товарищами закрепили нашу дружбу.
Волонтеры МОО «Высокое напряжение» были нашими партнерами в городских проектах «Акция добра», «От сердца к сердцу». А также мы были участниками Всероссийской акции «Весенняя неделя добра». И просто успели с ребятами сделать много добрых дел: совместно с родителями ребят приняли участие в городской акции «Я скажу тебе спасибо», «Весело на прогулку» - оформили участок для прогулки для детей раннего возраста, акция «Книга- мудрый друг», закладки для книги «Запомни страницу», показали ряд театральных постановок для самых маленьких ребят, в рамках сотрудничества с группами нашего ДОУ показали умения слышать команды командира и четко их выполнять.
Ежемесячная традиция посещения музея г. Полярного дала нам широкие знания о истории родного края, его культуре, традициях, беседовали о Великой Отечественной войне на северной земле: «Оленный народ – саами», «История северного края», «Истоки и традиции» и т. д.
Наша группа принимала участие в XXI Международном конкурсе рукописной книги «Здесь мне посчастливилось родиться» со сборником рассказов «В поисках солнца»(основанном на саамских рассказах) и заняла 1 место. Также в номинации «Мой сильный маленький народ» - 1 место, конкурс детского рисунка в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» работа «Сквер им. В. Романики через несколько лет» и городской конкурс творческих работ "Сделай правильный выбор!", посвященного выборам президента РФ в 2018 г. в городе Полярный, в котором победили. С большим удовольствием принимали участие во множестве конкурсов рисунков и интеллектуальных викторинах.
В группе действовали сменные выставки рисунков и книг, творческих поделок. Были реализованы проекты, например, «Вместе жить веселее», направленный на сплочение коллектива и разработан совместно с психологом, «О чем рассказала наука Геральдика», «Символы победы» и т. д.
Проводя планомерную, систематическую работу, активно вовлекая детей в социальную деятельность и сознательное участие в ней, используя в своей деятельности разнообразные средства и методы воспитания, благодаря общим усилиям детского сада и творческому потенциалу семей мы добились высоких положительных результатов. Я четко понимаю ответственность своей работы и, анализируя полученные результаты, вижу основу для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию уже в подготовительной группе.