Кристина Оратинская
Педагогическое сопровождение формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация развития дошкольного образования перешла на качественно новый уровень воспитания современного ребенка, когда стержневые направления, цели и проблемные области находятся в приоритете образовательной государственной политики.
Одно из основных направлений развития региональной системы дошкольного образования Белгородской области в 2024-2025 учебном году является: создание безопасных условий функционирования дошкольных образовательных организаций.
Публикация «Педагогическое сопровождение формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время вопросам безопасного поведения подрастающего поколения уделяется особое внимание. Важно помнить, что одной из важных задач в дошкольной организации (далее - ДОО) по ФГОС ДО является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образования должно быть не только полезным, но и безопасным для ребенка при формировании физического и психического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия.
В соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» к формированию основ безопасного поведения по ФОП ДО относится :
- обогащение представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;
- знакомство детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;
- формирование представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения.
Министерством Просвещения РФ совместно с ФГБНУ «Институт развития здоровья и адаптации ребенка» разработаны методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций по формированию у воспитанников основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, на дорогах, на транспорте, на объектах транспортной инфраструктуры, в информационном и цифровом пространстве.
В рекомендациях разработаны:
- методы и технологии работы с воспитанниками на занятиях и вне их в контексте формирования основ безопасного поведения (с учетом разных возрастных групп детей дошкольного возраста);
- типовые сценарии занятий, направленных на формирование у воспитанников основ безопасного поведения.
Деятельность по обеспечению безопасности в дошкольной образовательной организации – это комплексная работа, в которую включены все участники воспитательно-образовательных отношений (дети, сотрудники, родители (законные представители).
При построении системы работы по формированию у воспитанников основ безопасного поведения педагоги :
- учитывают возрастные особенности детей, чтобы формировать представления на доступном их пониманию уровне, бережно относиться к психике ребенка, избегая формирования страхов, тревожности, мнительности, психоэмоционального стресса;
- выстраивают систему работы по формированию навыков безопасного поведения и жизнедеятельности для всех возрастных групп, где определяются цели и задачи для каждого возраста, содержание и формы работы;
- имеют систематизированные печатные и цифровые образовательные ресурсы, дидактические материалы, пособия для дошкольников.
Педагогами используются эффективные формы работы с детьми :
- комплексные занятия;
- беседы;
- ознакомление с художественной литературой;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- развлечения, досуги;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минутки безопасности»;
- моделирование заданных ситуаций.
Педагоги нашего детского сада работают в 6 основных направлениях :
1. Ребенок и другие люди. Основная мысль этого направления – ребенок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребенок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли – Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
3. Ребенок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребенка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребенка. Основная задача работы педагогов по этому направлению – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребенок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
Выделяются следующие показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности :
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
- умения действовать в ситуациях контакта с потенциально опасными объектами окружающего мира;
- отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенности поведения в них.
Для достижения вышеуказанной цели помощником для педагогов нашего детского сада стало методическое пособие для детей 3-6 лет «Детям о безопасности» (пособие авторов А. С. Добролюбовой и В. Д. Абросимовой) и рабочая тетрадь, которая позволяет организовать подход к формированию основ детской безопасности через создание безопасного поведения, детского интереса, подойти к вопросам безопасности, не формируя у ребенка страх и сохраняя психологическую безопасность.
Пособие не только обозначает проблему, но и, в первую очередь, дает конкретные инструменты действий в различных опасных ситуациях. В рамках данного пособия для занятий используется рабочая тетрадь «Твоя безопасность! Как себя вести», которая состоит из 32 занятий, соответствующих темам пособия.
Работа по формированию у дошкольников основ безопасного поведения проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования активного участия в ней;
- открытые просмотры образовательной деятельности, тематические видеофильмы;
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.)
- проведение консультаций, семинаров, вечера – развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых;
- вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования;
- инновационные методы работы – метод проектной деятельности (вовлечение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребенка, совместному поиску решения, достижению цели).
К сожалению, в реалии современного мира появились еще такие направления, как «Поведение во время обстрела» и «Действия при обнаружении взрывных устройств и других взрывоопасных предметов». Данная информация доводится не только до детей, но и регулярно для всех сотрудников и родителей. Это памятки, консультации и рекомендации, инструктажи, размещение материалов на официальном сайте, группах и сообществах в сети Интернет.
С целью формирования основ безопасного поведения во время обстрела у детей старшего дошкольного возраста, а так же нахождения ими взрывоопасных предметов в регионе разработан и апробируется «Блокнот безопасности дошкольника» (для детей 5-7 лет, педагогов, родителей).
Блокнот состоит из трех блоков:
- Блок 1. «Осторожно, опасность!»;
- Блок 2. «Осторожно, обстрел!»;
- Блок 3. «Осторожно, мины!».
Дидактический материал по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста во время обстрела, возможного нахождения ими взрывоопасных предметов разработан Белгородским институтом развития образования в 2022 г., авторы Н. А. Глазунова, Л. В. Серых, Г. А. Махова, Н. В. Яковлева, Е. А. Мережко, Л. И. Сечина.
Материал включает в себя игровые задания и образовательные ситуации с правилами и инструкциями для взрослых и действиями детей старшего дошкольного возраста. Имеются методические рекомендации по использованию рабочей тетради.
Для формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогических работников) на каждом уровне образования внедрена региональная модель обучения «Дневник безопасности учителя» (https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/bezopasnost).
Данная модель включает в себя 4 модуля:
- опасные и чрезвычайные ситуации;
- опасности военного характера;
- опасности террористических актов в образовательных организациях;
- оказание первой помощи.
Каждый Модуль состоит из:
-содержания;
- особенности организации образовательной деятельности;
- материалы для педагога;
- планируемые образовательные результаты по Модулю;
- контроль за степенью достижения образовательных результатов обучающимися.
Так же информацию по модулям можно посмотреть через QR-код.
Длительность интенсивов, формы их проведения определяются возрастными особенностями обучающихся. Место в режиме дня образовательная организация определяет самостоятельно. В дошкольной образовательной организации интенсивы проводятся ежедневно не менее 5 минут как в группе, так и на прогулочной площадке.
Обеспечение безопасности учреждения зависит не только от его оснащенности самой современной техникой и оборудованием, но прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность, от слаженности совместной работы администрации, педагогов и других сотрудников, от подготовленности детей и работников детского сада к действиям в чрезвычайных ситуациях.