Елена
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».»
Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание;
- учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
- закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы „Пересказ сказки „Сестрица Алёнушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
- развивать силу голоса, дикцию, интонационную выразительность
-развивать художественное восприятие, эстетический вкус, творческое воображение, фантазию;
Воспитательные:
-поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
- воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей.
-доставить детям радость от участия в общей игре
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного характера)
- создание проблемной ситуации
- игровая мотивация
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа, вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
- практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование: волшебная коробочка, портрет русского художника Виктора Васнецова, картина «Аленушка», сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сюжетные картинки по сказке, мяч, карандаши и альбомные листы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Место проведения: Группа «Рыбки»
Длительность: 30 минут
Количество детей: вся группа
Ход непосредственно – образовательной деятельности
1. Подготовительный этап (мотивационно – целевой): Дети заходят в группу и становятся полукругом на коврике.
Воспитатель: Ребята давайте возьмемся за руки, улыбнемся и поздороваемся с гостями (ребята берут друг друга за руки, улыбаются и здороваются с гостями).
Воспитатель: Давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие замечательные книги стоят на полочках. Ребята скажите пожалуйста какие жанры произведений вы знаете? Перед тем как отвечать, поднимите руку, что бы я увидела, у кого готов ответ. (ответ детей: Рассказы, Сказки, Стихотворения, Загадки, Пословицы, Басни, Скороговорки и т. д.). Молодцы ребята.
Воспитатель: Мы с Вами сегодня вспомним такой жанр произведения как Сказка. Кто может сказать, что такое Сказка (ответ детей: Сказка – это вымышленная история со счастливым концом). Кто пишет сказки, какие они бывают? (ответы детей: сказки бывают народные – создал, написал народ, а не один человек; авторские сказки – написал автор, поэт (А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, К. Чуковский).
Назовите мне пожалуйста виды сказок, о чем говорится в сказке? (ответы детей: сказки бывают о животных – «Курочка ряба», «волк и Семеро козлят», «Лиса и заяц», волшебные сказки – «Царевна лягушка», «Летучий корабль», «Василиса Прекрасная»; бытовые сказки – «Каша из топора», «Репка», «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю попасть в волшебный мир одной сказки. Давайте снова пойдем на коврик, встанем полукругом. Повторяйте за мной слова и движения:
Здравствуй небо! (руки вверх)
Здравствуй земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять
Будем дружно мы играть
В сказку мы хотим опять.
Где ты, сказка, отзовись?
Нам, ребятам, покажись. (дети повторяют и слова, и движения)
Выносится волшебная коробочка с новой сказкой.
2. Основной этап – (содержательно – деятельностный):
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, вот волшебная коробочка, в которой находится подсказка. Но открыть мы ее не можем, злая ведьма повесила замок. Видите какой замок висит. Чем можно открыть замок? (Ключом).
Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. (Все вместе подбираем ключ к замку). Ну-ка коробочка покажи, что там у тебя внутри.
(воспитатель достает из коробочки портрет великого русского художника Виктора Васнецова).
Воспитатель: Ребята посмотрите пожалуйста здесь изображен великий русский художник Виктор Васнецов. Когда он был в таком возрасте как вы, его няня читала ему сказки. Одна сказка ему так понравилась, что он написал картину. Давайте же внимательно посмотрим на эту картину. (Ребята подходят к картине)
Скажите мне пожалуйста, как Вы думаете кого, изобразил художник Виктор Васнецов? (ответ детей: девушку, Аленушку)
- Что делает Алёнушка? (ответ детей: сидит у пруда)
— Какого цвета вода в пруду? (ответ детей: тёмная, чёрная, тяжёлая, мрачная)
— Сидит Алёнушка на камушке и думу думает. А вокруг лес густой притих. Не шелохнётся. Какую краску взял художник, когда рисовал лес? (ответ детей: тёмную, черную, мрачную)
— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину? (ответ детей: грустное, печальное, тревожное).
Давайте с Вами вместе вспомним как называется сказка, где одного из главных героев зовут Аленушка? (ответы детей: сказка называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Воспитатель показывает детям сказку.
Воспитатель: Ребята Вам эту сказку уже читали, мы с вами даже смотрели мультфильм по этой сказке. Слушали аудио сказку. Я Вас попрошу превратится в сказочников и с помощью картинок пересказать данную сказку.
Но сначала давайте отдохнем и проведем физминутку.
Физминутка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте теперь подойдем к столам. (каждый воспитанник садится на свое место). Пока ничего не трогайте, а послушайте инструкцию. Перед Вами на столах лежат картинки. Вам необходимо расположить картинки по порядку и правильно пересказать сказку. Раскладывать картинки будете самостоятельно. А пересказывать будете в парах.
После того, как все разложили картинки.
Воспитатель: Я начну пересказ, а вы продолжите. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки…. (ответ детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всю сказку вспомнили. – Ребята в нашей сказке есть отрицательный персонаж Ведьма и положительный персонаж Аленушка. Помогите мне охарактеризовать каждого персонажа. Начнем мы с Ведьмы. Например, ведьма какая добрая или злая (ответы детей: злая, грубая, хитрая, жестокая). Аленушка какая (ответ детей: добрая, ласковая, доверчивая, заботливая).
Воспитатель: Молодцы ребята.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно):
-Аленушка добрая – а ведьма (злая);
-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);
-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);
-Солнце горит высоко – (низко);
-Настроение веселое - (грустное);
-Речка глубокая – (мелкая);
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – (близко);
- Скажу я слово «темнота», а ты ответишь – (свет);
- Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь (день);
- Теперь скажу я слово «плачь», ответите мне (смех);
- Теперь скажу слово сорить», ответишь (убирать);
- Скажу слово «плохой» Вам, ответите (хороший);
- Теперь скажу слово «старик» ответишь (молодой);
- Скажу я слово Вам «глупец», ответишь мне (мудрец);
- Скажу я слово «внизу», ответишь мне (вверху);
- Скажу я слова Вам «большой», ответишь мне (маленький);
- Скажу я слово «мокрый», ответишь мне (сухой);
- Скажу я слово Вам «прямой», ответишь мне (кривой);
- Скажу я слово «глупый», ответишь мне (умный);
В игре всегда начало есть, ну. А сейчас (конец).
3. Заключительный этап (рефлексия):
Воспитатель: -Наше путешествие в страну сказок подошло к концу.
Что вам понравилось больше всего?
Кто не понравился?
С каким жанром мы сегодня знакомились?
Чем сказка отличается от других жанров?
А сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками – иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».