Людмила Камбарова
Педагогический среднесрочный проект по развитию ребенка «Свет Рождества Христова»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию ребенка
«Свет Рождества Христова»
Проект реализован в декабре 2012 г - январе 2013 г
с детьми старшей группы МБДОУ Д С «Солнышко»
с. Глинка Смоленской обл.
(презентация проекта проводится с участием детей средней группы).
Автор проекта : Камбарова Людмила Николаевна, старший воспитатель;
Публикация «Педагогический среднесрочный проект по развитию ребенка „Свет Рождества Христова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Творческая группа проекта :
Белова Алла Викторовна, воспитатель,
Абраменкова Людмила Ивановна, воспитатель,
Пантюхова Раиса Михайловна, воспитатель.
Тема проекта : История рождения Иисуса Христа и его влияние на формирование нравственных идеалов человеческого общества; православные нравственные ценности и взаимоотношения людей в обществе и семье; Новый Год и Рождество, современное летоисчисление от Рождества Христова; православные корни русской культуры и праздничных рождественских и народных традиций.
Актуальность проблемы: Аксиомой является то, что нравственное воспитание детей, было, есть и останется актуальным для образовательных учреждений. Как показывает исторический опыт, нравственность и бездуховность вещи несовместные, поэтому на государственном, региональном и муниципальных уровнях и в образовательных учреждениях в последние годы предпринимаются усилия для создания условий для реализации духовно- нравственного развития детей и молодежи,- принято немало решений, изданы соответствующие документы, учебники и методические пособия, проводятся семинары и конференции.
Слова В. В. Путина о «дефиците духовных скреп, милосердия и сострадания» В Послании Президента (декабрь 2012г) подтверждают актуальность и значимость вопросов духовно- нравственного развития детей в наши дни.
Содержание проекта :
- носит интегративный характер;
-соответствует ФГТ и другим государственным документам в области образования;
-расширяет кругозор детей;
-учитывает Стандарты начального образования второго поколения в области «Духовно- нравственная культура народов России», в которых имеются «Основы православной культуры»;
-соответствует содержанию программы духовно- нравственного образования в детском саду Л. Л. Шевченко «Добрый мир», М. 2011.
Цели:
-Гармоничное развитие личности ребенка,
-Формирование основополагающих морально- нравственных идеалов, установок и ценностей,
-Освоение культурологических знаний,
- Обеспечение преемственности в решении задач духовно- нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного образования
Задачи:
- Приобщение ребенка к традиционным, православным по своим корням, нравственным ценностям русского народа;
-Воспитание любви к Родине, семье;
-Формирование и развитие представлений о православной культуре и народных традициях;
-Развитие представлений о разнообразии окружающего мира, временных и культурно- исторических связях в обществе;
- Создание условий для развития творческих способностей ребенка;
-Создание условий для формирования коммуникативной компетентности дошкольника;
-Совершенствование развивающей среды ДОУ
-Организация работы творческой группы педагогов по планированию и осуществлению проектной деятельности;
-Привлечение к сотрудничеству других сотрудников;
-Привлечение родителей к сотрудничеству;
-Сотрудничество с Церковью Св. Николая с. Глинки.
Предполагаемые результаты проекта :
-Осознание ребенком себя, как части народа имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры, в основе которых представления о добре и зле сформулированные Иисусом Христом;
-Формирование представлений о глобальных изменениях в человеческом обществе под воздействием личности и жизни Иисуса Христа;
-Осознанный выбор ребенком нравственных идеалов, стремления соответствия этим идеалам, примеров для подражания, возможности собственного совершенствования в поступках, делах, развитии умений и навыков;
-Формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей ребенка;
-Развитие творческой инициативы педагогов и других сотрудников ДОУ, их профессиональной компетентности;
-Создание новых наглядных пособий;
-Разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, игр и иных видов образовательной деятельности при организации режимных моментов.
-Совершенствование взаимодействия с родителями и организациями социума на принципах социального партнерства.
Мероприятия по организации проекта :
1 этап - Подготовительный:
1. Замысел проекта.
2. Создание творческой группы.
3. Планирование проекта и подбор литературы.
4. Утверждение на педагогическом совете.
5. Привлечение к сотрудничеству педагогов ДОУ и социальных партнеров.
2 этап - Основной (Формирующий) :
1. Мотивирование детей на проектную деятельность
Непосредственно образовательная деятельность:
- Рождество Христово и его историческое значение, современное летоисчисление от Рождества Христова,
2. Проектная деятельность
Образовательная деятельность при организации режимных моментов:
Беседы с использованием иллюстрированного альбома в технике коллажа «Рождество и Новый год»
-Чему учил людей Иисус Христос?
- Что такое «Хорошо» и что такое «Плохо»,
- Русские народные пословицы о «хорошем» и «плохом»,
- Иконы и Образ Иисуса Христа в младенчестве, детстве и зрелости.
- За что мы любим Новый Год и Рождество?
- Символы Рождества,
- Новогодние и рождественские подарки Святителя Николая, Деда Мороза
и Санта Клауса.
- Красота русских церквей и устройство вертепа в церкви.
- Дети и Рождество.
-Рождественские колядки.
Дидактические игры:
- Составление картинки «Рождество Христово» из пазлов,
-Игра- классификация «Какие животные могли быть в вертепе?»,
-Игра- классификация «Символы Рождества».
Сюжетно- ролевая игра:
- Почта в Новый год и Рождество.
Подвижные игры:
-Эстафета с символической «Рождественской звездой»,
-Эстафета «Нарядим елочку»
-Первенство по спортивной ходьбе «Дары волхвов».
Изобразительная деятельность:
-Звездочки на елке у вертепа (Аппликация, коллективная работа)
-Нарядные игрушки для елочки своими руками (аппликация с элементами конструирования)
- Мой Ангел- Хранитель (рисование по замыслу,
- Сонюшки- пеленашки (Лепка с элементами конструирования)
Самостоятельная изобразительная деятельность:
- Рождество Христово (рисование по замыслу).
Выставка детского рисунка:
- Волшебница зима
Экскурсии:
- Главная елка нашего села (Экскурсия на площадь перед Администрацией,
- Рождественский вертеп (экскурсия в церковь).
Чтение художественной литературы:
Чтение или заучивание стихов «Легенда о рождественской елке»,«Скоро Рождество», «Яркая звездочка», «Елочка в храме», «Рождественские колядки» (авторы неизвестны).
Музыкальная деятельность:
Разучивание песен- православных колядок «Рождество Христово», «С праздником пресветлым»; песни «У леса на опушке жила Зима в избушке).
Просмотр мультфильма:
«Рождество Христово»
Поддержка проекта :
-Составление сценария «Рождественских колядок» (старший воспитатель,
-Непосредственно образовательная музыкальная деятельность в старшей и средней группе (музыкальный руководитель,
- Непосредственно образовательная интегрированная деятельность в средней и второй младшей группах «Новый год и Рождество» (воспитатели,
-Разучивание песни- колядки «Ах, куда же так спешишь ты» и исполнение на презентации (старший воспитатель, музыкальный руководитель,
-Оформление и доработка иллюстрированного альбома в технике коллажа «Рождество и Новый Год» (старший воспитатель,
- Изготовление макета «Рождественский вертеп» в виде горы с пещерой наполненной персонажами события, рядом расположены фигурки пасущихся животных (старший воспитатель, воспитатели,
-Приобретение и доставка угощения и игрушек для проведения колядок (заведующий, завхоз,
-Сотрудничество с родителями по разучиванию стихов- колядок (воспитатели,
-Сотрудничество с родителями по сбору материалов для создания макета горы с пещерой Рождества Христова и иллюстраций для оформления альбома «Рождество и Новый год»,
-Сотрудничество с родителями по вопросу организации экскурсии в церковь (воспитатель старшей группы).
-Сотрудничество с церковью по организации экскурсии старшей группы в церковь (старший воспитатель,
-Беседа с родителями об организации экскурсии в церковь.
3 этап- Заключительный (Презентация) :
1. Составление сценария презентации и его реализация (творческая группа педагогов,
2. Подбор костюмов для участников колядок (старший воспитатель,
3. Праздничное оформление помещения для презентации проекта (воспитатели,
4. Оформление выставки рисунков «Мы рисуем Рождество»,
5. Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
6. Организация фотографирования детей у вертепа (заведующая,
7. Размещение на сайте ДОУ информации о проекте (заведующий,
Анализ результатов проектной деятельности и возможности его совершенствования на педагогическом совете (Заведующий,
8. Сценарий Рождественских колядок сохраняется в методическом кабинете (прилагается)
П Р И Л О Ж Е Н И Е
«Рождественские колядки»
Сценарий
Ведущий:
Здравствуйте, хозяева! Что в небе Солнце,- то в этом доме господин; что светлая луна,- то хозяюшка в дому; что чисты звезды,- то ваши детушки!
Хозяева, слезайте с печки,
Зажигайте свечки!
К вам пришла Коляда,
Вскоре после Рождества.
Рады мы все поздравить друг друга
И сказать друг- другу добрые слова.
Во спасение мира
Мать Мария Христа родила!
Дети:
Зажглась Звезда, Христос родился!
И мир вокруг преобразился.
Пусть счастье входит в каждый дом
С прекрасным, светлым Рождеством!
По всей России празднуют Святки.
Вот и ходят по дворам ребятки.
Разрешите щедровать-
Христа- Бога прославлять?
Хозяева:
Милости просим! Гостям всегда рады,
А колядовщики на Святки – душевная отрада!
Радость нынче на Земле,
Хорошо тебе и мне,-
Сила горя отступила,
Звезда счастья засветила!
Дети:
Сегодня птицы щебечут звонко,
Сегодня каждый вдруг стал ребенком.
У всех улыбки на устах,
Пришел к нам праздник Рождества!
Христос родился – славьте его
Христос родился – встречайте его!
Рождество- праздник добрый и славный,
Он один из самых главных!
Поют: «С праздником пресветлым, ласковый хозяин».
1. С праздником пресветлым,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, Земля,
Сын Божий в мир родился!
2. Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, Земля,
Сын Божий в мир родился!
3. С добрыми вестями
Из святого града.
Радуйся, радуйся, Земля,
Сын Божий в мир родился!
Ведущий:
«Христос рождается!»,- поют
На небе ангелы святые,
И тихий свет оттуда льют
На землю звезды золотые.
«Христос рождается»,- поют
Ребята, обходя селенье,
И слышит православный люд
О рождестве Христовом пенье.
Поют: «Рождество Христово, ангел прилетел!»
1. Рождество Христово,
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песни пел:
Вы, люди, ликуйте, / 2 р.
Все здесь торжествуйте,-
Здесь Христово Рождество!
2. Пастыри в пещеру
Первые пришли
И младенца Бога
С матерью нашли.
Вы, люди, ликуйте, / 2 р.
Все здесь торжествуйте,-
Здесь Христово Рождество!
Дети:
Сегодня вся земля поет,
И в ярких звездах небосвод.
Небеса так ясны, - белый день в ночи:
То младенцу в ясли шлет Звезда лучи!
Христос Спаситель в полночь родился,
В бедном вертепе он поселился.
Вот над вертепом звезда сияет,
«Христос родился!»- всем возвещает.
В святую ночь волхвы с востока за звездою шли,
Несли с собою драгоценные дары.
Новорожденного Христа увидеть были рады,
А принесли с собою: золото, смирну и ладан.
Ведущий:
Ну, а что же мы принесем Ему?
Открывшему всем Свет, рассеявшему тьму?
Дети:
Мы пойдем,- Он ждет в вертепе нас.
Ждет хороших дел, добрых, честных глаз,
Ждет любви к родным, жалости к больным,
Милосердья к бедным, слабым, пожилым.
Ангелы над злыми горько слезы льют,
Над добрыми и честными- ласково поют.
В целом мире торжество-
Наступило Рождество!
С новым годом и рождеством поздравляем,
Здоровья и счастья всем вокруг желаем!
Пусть всегда
На ваших лицах
Радость
Солнышком искрится!
Желаем в покосы-
Хорошей погоды,
Хозяйским животным-
Большого приплода!
.
Чтоб в поле хлеба вам
Дарила природа,
Овощей бы побольше
Взять с огорода!
Ведущий:
И чтоб у хозяина в дому велись бы:
Дети:
Ребятки, телятки, ягнятки, поросятки, утятки, цыплятки!
Ведущий:
Чтоб хорошо жилось вам,
Счастье было во всем,
Хозяевам добрым песню споем!
Поют (пританцовывая)
«У леса на опушке жила зима в избушке»
Ведущий:
Хороши на святки песни!
Хором громко их поют!
Ну, а щедрые хозяйки,
Всем гостинцы подают.
Кто от души колядовщикам подаст,
Тому бог здоровья, счастья даст!
Вот у колядовщиков мешок,-
Клади масла горшок!
Пирог не режь, не ломай,-
Целиком подавай!
Дети (хором) :
Не дадите пирога – мы корову за рога!
Не дадите пышку- свинью за лодыжку!
Не дадите хлеба- стащим с печи деда!
Не дадите в шапку- стащим с печи бабку!
Открывай сундучок, доставай пятачок!
Пятачок- мало,- подай кусок сала!
Сала мало,- Открывай банку, доставай баранку!
Хозяева:
Ишь, грозные какие! Совсем меня напугали!
Ведущий:
Это ж мы для шутки, для веселой прибаутки!
Дети наши могут потешаться, умеют и делом заниматься.
-Ребятки, какую пословицу про потехи вы знаете?
Дети: - «Делу время, а потехе час!»
-А про труд?
-Землю красит Солнце, а человека- труд»
-«Труд человека кормит, а лень портит»,
-«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
Птицу узнают в полете, а человека – в работе»
-Как нужно относиться к людям, которые вокруг нас?
-Любить, помогать, жалеть, не обманывать и т. д
-Какую пословицу вы знаете про любимую вашу мамочку, которую нужно всегда слушаться?
«При солнышке- тепло, при матери- добро!»
-А какую пословицу вы знаете про дружбу?
-Нет друга, ищи, а нашел- береги!»
-А какие пословицы нам напоминают, что нужно быть честным, нельзя обманывать?
- «Правду, как ни прячь, она наружу выйдет!»
-Кто научил людей любить друг друга, слабых жалеть и им помогать?
-Иисус Христос.
-Где родился Иисус Христос?
-В далекой стране, в пещере, в вертепе и т. п.
-В праздник Рождества Христова мы, по обычаю, разбросаем зерна пшеницы и что, дети, мы пожелаем хозяевам?
-Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем.
Жить вам вместе, лет до двести!
Хозяйка: Раз такие молодцы,
Весельчаки и удальцы,
Спасибо за развлечение,
Получайте угощение!
А еще друзья, подружки,
Подарю я вам игрушки!
Хозяин:
К рождеству Христову
Дедушка Мороз
Множество игрушек
Деточкам принес.
Увидели детишки-
Ноша велика,
Мигом окружили
Цепью старика.
И поют, и скачут,
Вкруг него шумят,
Получить игрушку
Шалуны хотят.
Но Мороз с улыбкой
Пальцем им грозит
И с веселой ношей
В комнату спешит.
Посоветуй, мама,
Что кому под стать
И кому игрушку
Лучшую отдать?
Кто шалил, ленился?
Книжки не читал?
Поздно спать ложился?
Младших обижал?
Кто был мальчик умный?
Деточкой был пай?
Лучшую игрушку
Смело получай!
Ведущий:
У нас все дети умные и воспитанные!
Хозяин с хозяйкой одаривают колядовшиков.
Хозяйка:
А еще мы приготовили для вас сюрприз- Маленькое чудо!
Мы устроили Рождественский вертеп, который вы все сможете хорошенько рассмотреть, чтобы как следует запомнить, что такое Рождество, где родился Иисус Христос, который изменил наш мир к лучшему. Вы же помните, кто за звездою к вертепу пришли восточные мудрецы- волхвы и принесли младенцу дары?
Ведущий:
Пусть Рождественское чудо
С нами следует повсюду!
Принесем и мы дары к вертепу:
Чистые дары и песню эту.
Ведущий поет и ведет детей к ширме, на которой изображен восточный город. Ширма раскрывается, за ней оказывается вертеп в виде горы с пещерой в которой находятся куклы- персонажи истории и фигурки животных.
«Ах, куда же так спешишь, ты, брат мой дорогой?»
1. Ах, куда же так спешишь ты, брат мой дорогой?
Брат, спешу я к Вифлиему, поспеши за мной!
Говорят повсюду, там случилось чудо-
Расскажу тебе дорогой, брат мой дорогой.
2. Наши пастухи сегодня там пасли стада.
В полночь вдруг преобразилось все как никогда:
Свет великий воссиял, словно белый день настал-
То на небе появилась новая звезда.
3. И неслыханное пенье с неба полилось-
Это множество над ними Ангел собралось.
2Слава в вышних Богу, Слава в вышних Богу!
Слава, слава в вышних Богу!»- всюду раздалось.
4. Вдруг один из этих Ангел, прямо к ним слетел
И идти скорей в пещеру пастухам велел.
Ныне день рождения нашего Спасения,
Ведь родиться в том вертепе Бог наш захотел!
5. Этой ночью наш Спаситель Сам сошел с небес
И поэтому случилось множество чудес.
Вот и мы с тобой вдвоем в тот вертеп сейчас войдем
Сердце полное любовью мы Христу несем!
Дети рассматривают вертеп, обсуждают его устройство, вспоминают, как был устроен вертеп, который они видели в церкви.
Желающие фотографируются у вертепа, все идут с подарками и угощениями в групповые помещения.